В понедельник, 20 февраля, не дожив одного дня до 65-летия, в Нью-Йорке скончался постоянный представитель России при Организации Объединенных Наций Виталий Чуркин. На территории российского представительства при ООН с ним случился сердечный приступ. Дипломата экстренно доставили в одну из местных больниц, но спасти не смогли. Смерть Чуркина многие граждане России, не знакомые с ним лично, восприняли близко к сердцу. За 10 лет, которые он провел в кресле постпреда в ООН, Чуркин превратился в один из символов нынешней политики России — гордой, неуступчивой, знающей себе цену и не лебезящей ни перед кем, осаживающей зарвавшихся «партнеров» и готовой ответить на ядовитый выпад острым словом.
Постпред при Организации Объединенных Наций — особая должность в системе российского МИД. Если все другие посты — послов, директоров департаментов, даже заместителей министра — подразумевают определенные ограничения на количество и диапазон вопросов, которыми человек занимается, то постоянный представитель при ООН вынужден вникать буквально во все и все держать на контроле.
Неслучайно на эту должность назначают самых талантливых и работоспособных, по-настоящему выдающихся представителей МИД. Достаточно перечислить фамилии предшественников Чуркина за последние две дюжины лет — Юлий Воронцов, Сергей Лавров, Андрей Денисов. Виталий Чуркин вписался в этот ряд совершенно гармонично.
Совбез всегда, с самого своего образования, представлял собой поле непрерывной борьбы мнений и взглядов, острых пикировок и демаршей, место, где дипломаты неустанно отстаивали интересы своей страны. Каждый день там оборачивался колоссальной нагрузкой на нервы, мозг и сердце. Разум и воля Виталия Чуркина оказались сильнее, чем его организм.
Правила этой жестокой игры знают все, кто в ней участвовал. Политические оппоненты Чуркина, противоборство с которыми стоило ему стольких сил, отдают теперь дань памяти достойному сопернику. Уж они-то как никто знали ему цену.
Бывший представитель США при международной организации Сьюзан Райс написала: «Виталий был влиятельнейшей частью ООН. Умный, усердный, высокоэффективный и с отличным чувством юмора. Он был достойным противником, но всегда оставался другом. Мои искренние соболезнования его жене Ирине, его семье и российскому представительству при ООН».
Ее коллега американка Саманта Пауэр, взаимодействовавшая с Чуркиным на протяжении четырех лет, назвала его маэстро дипломатии и очень заботливым человеком, делавшим все возможное для устранения противоречий между Москвой и Вашингтоном.
Бывший посол США в Хорватии Питер Гэлбрейт в интервью RT говорил о Чуркине как о суперзвезде дипломатии. «Он сделал выдающуюся карьеру как российский представитель в ООН. Это нелегко. Но он очень хорошо отстаивал интересы России в Совете Безопасности. Он всегда был очень выдержан и умен. Я ценю советы, которые он мне давал. Его смерть — это потеря».
Нынешний глава американской дипмиссии в Москве Джон Теффт написал: «Наши мысли и молитвы с родными и близкими Виталия Ивановича Чуркина».
Виталий Чуркин родился в Москве 21 февраля 1952 года. В 1974-м окончил МГИМО, тогда же поступил на дипломатическую службу — карьеру начал в отделе переводов МИД СССР, владея английским, французским и монгольским языками. Успел поработать в советском посольстве в Вашингтоне, а в 1990 году был назначен на должность пресс-секретаря министерства иностранных дел.
Два года спустя уже в должности замминистра Чуркин впервые в практике отечественной дипломатии начал проводить регулярные брифинги для иностранных журналистов, общаясь с ними на английском языке в нехарактерной для отечественного внешнеполитического ведомства непосредственной манере.
В 1994-м его назначили чрезвычайным и полномочным послом в Бельгии и постоянным представителем при НАТО, а в 1998-м — послом в Канаде. Через пять лет в должности посла по особым поручениям Чуркин находился в кадровом резерве дипведомства, занимаясь проблемами окружающей среды в рамках Арктического совета, пока 8 апреля 2006-го не был назначен на должность постоянного представителя РФ при ООН и представителем в Совете Безопасности международной организации.
В этой должности ему пришлось работать в самые напряженные моменты для российской внешней политики — во время конфликта в Грузии в 2008 году, драматичных событий на Ближнем Востоке и на Украине. Чуркин всегда достойно держал удар, не спуская нападок и не давая прижать себя к стене.
Российские граждане видели в Виталии Чуркине человека на переднем крае в общении с западными странами, которые не слышали или не желали слышать Россию. Ему посвящали картинки и комиксы. Ролики на YouTube с его участием набирали сотни тысяч просмотров.
На странице представителя МИД Марии Захаровой в Facebook соболезнования выразили тысячи граждан России и других стран.
«Потеря для страны невосполнимая. Надежная поддержка страны. Один в поле Воин. Соболезнования родным и всем нам», — написала одна из пользовательниц в Facebook. Это сообщение поддержали более тысячи человек.
Помимо российского дипведомства, соболезнования родным и близким умершего выразил Владимир Путин. «Глава государства высоко ценил профессионализм и дипломатический талант Чуркина», — сообщил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков. Слова поддержки направили представители ООН, российского Совета Федерации, многие российские и зарубежные дипломаты.
Те, кому доводилось встречаться с ним лично, описывают его как тактичного, умного, интеллигентного и крайне порядочного человека. Как бы ни было ему тяжело, он никогда не позволял личным бедам и горестям прорваться наружу в стенах Совбеза, всегда оставался спокойным, сдержанным и внимательным.
Виталий Чуркин был из тех, кто не лезет за словом в карман. Он оставил после себя множество ярких цитат. Так, в свое время, отвечая на упрек Саманты Пауэр в том, что Россия бомбит Алеппо, он ответил: «Вы вспомните, какую страну вы представляете! Вспомните послужной список своей страны! И потом уже начинайте рассуждать с позиций морального или какого-то другого превосходства. А кто в чем повинен, я думаю, история и Господь Бог разберутся».
С этого дня имя Виталия Чуркина — дипломата, бойца и патриота — также принадлежит истории.