Бывший СССР
00:10, 21 февраля 2017

Вот и весь указ С чем связано признание Россией документов жителей отдельных районов Донбасса

Николай Подгорный ((Киев))
Фото: Джон Траст / РИА Новости

В субботу, 18 февраля, президент России Владимир Путин подписал указ о признании документов, выданных гражданам Украины и лицам без гражданства, проживающим на территориях отдельных районов Донецкой и Луганской областей. Главная мотивация решения, как отмечают в Кремле, — гуманитарная. Москва таким образом реагирует на блокаду мятежных регионов со стороны Киева. Почему гуманитарная катастрофа в Донбассе столь близка и как тут поможет признание документов, разбиралась «Лента.ру».

Гуманитарная катастрофа в действии

Согласно формулировке указа главы российского государства, решение о признании документов жителей отдельных районов Донбасса принято «в целях защиты прав и свобод человека и гражданина, руководствуясь общепризнанными принципами и нормами международного гуманитарного права». На последние слова этого документа стоит обратить особое внимание. По сути, к состоянию гуманитарной катастрофы в республиках Донбасса уже привыкли как к данности военного времени. Ситуация с предметами первой необходимости бывает чуть лучше, чуть хуже — это зависит от положения дел на фронте и политической конъюнктуры. Но именно сейчас эта проблема может перейти на принципиально иной уровень в связи с блокадой Донбасса, которую организовали украинские радикалы из числа ветеранов так называемой АТО (антитеррористической операцией Киев называет силовые действия на юго-востоке страны) и народных депутатов. При попустительстве, а может быть, даже и тайном покровительстве властей в Киеве организаторы блокады обрекают и саму Украину на множество непростых проблем с энергетикой и промышленностью. Однако если события и дальше будут развиваться в «блокадном русле», уже в ближайшее время совсем несладко придется и Донецку с Луганском, хотя власти республик сохраняют позитивную риторику.

Понятие «гуманитарная катастрофа» имеет вполне конкретное юридическое наполнение и регулируется рядом международных документов. В частности, четвертой Женевской конвенцией и дополнительными протоколами 1977 года. В соответствии с этими документами запрещается, например, использовать голод среди мирного населения как средство войны. А на такой сценарий Киев намекает все отчетливее. Не секрет, что на территории самопровозглашенных Донецкой и Луганской народных республик (ДНР и ЛНР) работают промышленные предприятия, принадлежащие олигарху Ринату Ахметову. Формально юридически они были перерегистрированы в городах Донбасса, подконтрольных Украине, и, соответственно, платят налоги и другие обязательные отчисления в Киев. Руководство республик в свое время пошло на такой шаг ради того, чтобы не допустить всплеска безработицы.

Нынешнее блокирование железной дороги грозит остановкой предприятий. Риск того, что заводы Ахметова в республиках Донбасса остановятся, в настоящий момент чрезвычайно велик. В окружении самого украинского олигарха заявляют о десятках тысяч человек, которые в итоге могут остаться без работы, причем не только на этих заводах, но и на предприятиях смежных отраслей — энергетики, транспорта, машиностроения. Глава ДНР Александр Захарченко приводил и более впечатляющее цифры: «Группа компаний "СКМ" — это порядка 100 тысяч человек. У каждого есть семьи. Умножайте как минимум на три — это 300 тысяч человек, которые зависят от этих предприятий… Прекращение выплат заработных плат, выход людей на улицу, голод? Нет, мы этого не можем допустить».

Еще один аспект гуманитарной катастрофы — снабжение республик Донбасса водой. Вышеупомянутые международные документы запрещают наносить удары по объектам, имеющим важное значение для жизнеобеспечения мирного населения. Между тем с бесперебойной работой Донецкой фильтровальной станции как раз большие проблемы. Из-за обстрелов украинских силовиков она периодически выходит из строя. Особенно часто Вооруженные силы Украины этим «грешат» в последние недели, практически не позволяя оперативно провести ремонтные работы. При желании ничто не мешает Киеву в один момент усилить блокаду и лишить мятежные города воды. А о том, что конвенции запрещают вообще рассматривать мирное население, отдельных его представителей или мирные объекты в качестве целей ударов, в Киеве применительно к Донбассу давно не задумываются — это, увы, ежедневная реальность.

Де-юре — выравнивание ситуации

О том, что именно по гуманитарным соображениям Москве было необходимо признать документы жителей отдельных районов Донбасса, заявил и пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков. Также он признал, что это, по сути, ответ России на блокаду. «Целый регион находится в условиях жесточайшей блокады, жесточайшего эмбарго со стороны своей столицы, со стороны Киева. В условиях этого эмбарго люди не имеют возможности обновлять, исправлять, получать, восстанавливать утерянные документы. Фактически им выдаются документы в этом регионе, эти документы, исходя из гуманитарных соображений, будут приниматься здесь (…). Руководствуясь исключительно гуманитарными соображениями, президент России подписал такой указ», — подчеркнул представитель Кремля.

Что еще важно отметить относительно данного указа: в тексте прямо говорится, что принятое решение — временное, «на период до политического урегулирования ситуации в отдельных районах Донецкой и Луганской областей Украины на основании минских соглашений». «Этот указ никоим образом не идет вразрез с международным правом, не нарушает его. Это де-юре выравнивание ситуации того, что было де-факто», — также пояснил Песков, отвечая на многочисленные выкрики из Киева о якобы нарушении минских соглашений и международного права.

Однако, с точки зрения Киева, даже нынешняя блокада — далеко не предел. В правительстве Украины все настойчивее говорят об утверждении для неподконтрольных территорий на законодательном уровне так называемого критического импорта. Планы, озвученные главой МВД Украины Арсеном Аваковым, поражают своей «гуманностью». Согласно им, официально в ДНР и ЛНР с территории Украины будет разрешен импорт только… шахтного оборудования и сопутствующих реагентов.

Заместитель министра по вопросам временно оккупированных территорий Георгий Тука предполагает, что правительство Владимира Гройсмана рассмотрит новый перечень товаров, разрешенных к ввозу и вывозу с неподконтрольных территорий Донбасса, в ближайшие дни. По его словам, Служба безопасности Украины уже передала документ в кабмин, и сейчас он проходит согласование. Будет ли перечень таким кратким, каким его анонсировал Аваков, Тука не уточнил. Украинский чиновник лишь отметил, что в списке точно нет подакцизных товаров, а именно, изделий из драгоценных металлов, алкоголя и табака.

Можно не сомневаться, что, если эти правила будут приняты — вне зависимости от конкретного наполнения, — к ним добавится и серьезное ужесточение условий выезда и въезда в республики для обычных граждан. А также дополнительные трудности и проверки, связанные с любыми их документами.

Документы Донбасса — когда, как и сколько?

Вопрос о введении в республиках Донбасса собственных паспортов поднимался фактически с момента референдумов о независимости в мае 2014 года, однако долгое время окончательное решение не принималось.

Первыми определились в ЛНР, где паспорта выдают с весны 2015-го. Правда, не быстро. За первые месяцы паспортизации в республике было выдано лишь 2 тысячи документов. Такими же скромными темпами процесс идет и сейчас, причем официальных данных об общем количестве паспортов в открытом доступе нет. Власти республики значительно больше внимания уделяют случаям, когда главный документ ЛНР получают иностранцы. В декабре минувшего года паспорта республики торжественно выдали гражданам Шри-Ланки, Индии, Турции, Израиля, Италии, Палестины и Грузии — всего 10 человек. Самый же известный пример — вручение паспорта знаменитому бойцу смешанных единоборств Джеффу Монсону в сентябре 2016 года. «Вы сделали так много за последние несколько лет, вы показали великое мужество и солидарность друг с другом, и для меня большая честь стать частью вас», — сказал на той церемонии спортсмен.

Как ни удивительно, в ДНР процесс паспортизации стартовал всего около года назад. В феврале 2016-го совет министров республики утвердил «Временное положение о паспорте гражданина Донецкой Народной Республики». До этого документом, удостоверяющим личность, считалась обычная адресная справка. В середине марта того же года на руки были выданы первые новые документы. Тогда паспорта получили глава ДНР, ряд республиканских чиновников и несколько десятков молодых людей, которым в эти дни исполнилось 16 лет.

Летом прошлого года руководитель республики Захарченко признал, что паспортизация идет «медленнее, чем хотелось бы», в силу неких технических проблем. Что именно не получается, глава ДНР не объяснил, однако анонсировал в скором времени массовую выдачу документов. Судя по официальной статистике, проблемы с паспортами ДНР сохраняются по сей день. Согласно данным миграционной службы республиканского МВД, по итогам 2016 года паспорта получили в общей сложности 40 тысяч человек.

С одной стороны, для начала это, возможно, неплохой результат. Но, с другой, надо помнить, что только Донецк — город-миллионник. А в ДНР есть и другие крупные населенные пункты. Впрочем, на статистику прошлого года наверняка повлияла как неопределенная юридически позиция России, так и репрессии Киева. Последнее, понятно, никуда не денется и сейчас. Но теперь Москва обеспечила противовес. Так что паспортизация может пойти гораздо быстрее. Необходимо также подчеркнуть, что речи только о паспортах ДНР и ЛНР в указе не идет. В нем четко прописано, что решение Путина касается документов жителей отдельных районов Донецкой и Луганской областей. А это подразумевает, в том числе, и документы украинского образца.

Что касается других документов, фигурирующих в указе президента России, то здесь тоже больших масштабов пока не ожидается. Например, водительские права в ДНР выдают с мая 2015-го, и до конца прошлого года эти документы получили всего порядка 16 тысяч человек. О более-менее значительных показателях можно говорить только в сфере образования. Дипломы республиканского образца уже в 2015 году были выданы более чем 30 тысячам выпускников. И хотя официальных данных за прошлый год еще нет, можно предположить, что в 2016-м свое обучение завершило не меньше студентов.

Содержательно на указ Путина украинские власти еще не отреагировали. Все, что поступает сейчас со стороны Киева, — истерические выкрики, характерные для тематики Донбасса в целом. Однако в этих эмоциях уже звучат предложения о том, что надо отследить граждан республик, которые воспользуются новыми правилами, и жестко наказать их. А этот план возвращает участников процесса к актуальности угрозы гуманитарной катастрофы — боевых действий, пусть и слегка завуалированных, против мирного населения.

< Назад в рубрику