Россия
00:09, 10 марта 2017

Меж трех огней Зачем Нетаньяху рассказал Путину об угрозе уничтожения евреев

Татьяна Меликян
Фото: Администрация Президента России

Как и анонсировали в Кремле, после некоторого затишья у президента России начался напряженный график международных встреч. 9 марта в Москву приехал премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху, следом прибывает президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган. Кроме того, Владимир Путин провел переговоры с новым министром иностранных дел Германии Зигмаром Габриэлем и пригласил канцлера ФРГ Ангелу Меркель в Россию. Однако главная комбинация в череде этих встреч — Израиль и Турция, а значит, Сирия и Иран.

Этот визит Нетаньяху в Россию — третий за последний год. Согласно сообщениям на сайте Кремля, за 12 месяцев лидеры провели 12 телефонных переговоров. В апреле прошлого года Путин поздравлял Нетаньяху с наступающим праздником Песах. На этот раз — с Пуримом.

Собственно, если бы не эта дань вежливости, встреча двух лидеров так и осталась бы протокольной. Дело в том, что формат визита израильского премьера не предусматривал не только итоговой пресс-конференции, но и простого заявления для прессы. Путин и Нетаньяху должны были лишь поприветствовать друг друга под вспышки фотокамер и удалиться на переговоры за закрытыми дверями.

Но, очевидно, премьер-министр Израиля проделал долгий путь не для того, чтобы молча пожать руки президенту России. Тем более накануне Пурима — праздника в память о чудесном спасении евреев в Персидском царстве. Было это двадцать пять столетий назад, но современный Иран — наследник древней Персии (а именно такую параллель обозначил Нетаньяху) — и сегодня угрожает евреям.

«Благодарю вас за поздравление с праздником Пурим. Две с половиной тысячи лет назад в древней Персии была попытка уничтожить еврейский народ, которая провалилась. И сегодня есть попытки со стороны продолжателя древней Персии — Ирана — уничтожить еврейское государство: они говорят об этом открыто, пишут это черным по белому в своих газетах», — не скрывал своих тревог Нетаньяху.

Конечно, продолжил он, сегодня у евреев есть своя страна, своя армия, и они могут себя защитить. Но это, подчеркнул Нетаньяху, не умаляет опасности радикального исламского шиитского террора. Он дважды сделал упор на слово «шиитский» — направление ислама, преимущественно распространенное в том числе и в Иране.

Израильский премьер также традиционно подчеркнул, что его государство связывает с Россией живой мост — миллион говорящих по-русски израильтян. А частота встреч с Путиным демонстрирует укрепляющееся взаимодействие. В том числе в совместной борьбе с радикальным исламским террором.

«И конечно, нам бы не хотелось, чтобы радикальный ислам, суннитский террор был бы сменен радикальным исламским шиитским террором под руководством Ирана», — заключил Нетаньяху.

И все-таки события, в честь которых отмечается Пурим, произошли в пятом веке до нашей эры, заметил Путин. «Мы живем уже в другом мире, но давайте сейчас об этом поговорим», — согласился он. На этом публичная часть встречи завершилась.

Предстоящий визит президента Турции, напротив, обещает быть открытым и информативным. Стороны проведут переговоры сначала в узком, а затем и в расширенном составе. По итогам состоится совместная пресс-конференция с вопросами журналистов. В отличие от Нетаньяху, Эрдоган не частый гость в России. За прошедшие 12 месяцев он был здесь лишь однажды — в августе, в Санкт-Петербурге. При этом за последние полгода у него состоялось 17 телефонных разговоров с Путиным.

До июня прошлого года отношения Москвы и Анкары были практически заморожены — после того как ВВС Турции осенью 2015 года сбили российский бомбардировщик Су-24. Лидеры не общались, пока Эрдоган не направил послание со словами соболезнования и извинения за случившееся. Не менее трагические события последних месяцев — убийство российского посла Андрея Карлова в Анкаре и гибель в Сирии трех турецких военнослужащих от ошибочного удара российских ВКС — не помешали укреплению отношений.

К слову, такого недопонимания в связи с полетами над пограничной территорией, как с Турцией, у России и Израиля не было. Во время одного из визитов Нетаньяху в Москву в 2015 году, стороны разработали совместный механизм по предотвращению возможных конфликтов в сирийском небе. С Турцией соглашения не было, результат: сбитый российский бомбардировщик и кризис в двусторонних отношениях.

Перекрестным вопросом между Россией, Израилем и Турцией в Кремле назвали сирийское урегулирование. «Вот это точка пересечения, наверное, единственная», — отметил пресс-секретарь российского лидера Дмитрий Песков.

Сам Нетаньяху накануне поездки заявлял, что планирует обозначить свое крайне негативное отношение к намерению Ирана обеспечить постоянное военное присутствие в Сирии. Израильский премьер собирался потребовать включить условие вывода иранских войск в любое соглашение по мирному урегулированию в этой стране.

Анкара и Тегеран также не раз критиковали друг друга за политику в Сирии. В конце февраля МИД Турции выступил с заявлением, в котором возложил ответственность за напряженность и нестабильность на Ближнем Востоке именно на Иран.

В то же время Россия подчеркивает положительную роль Ирана. Министр иностранных дел Сергей Лавров не раз указывал на то, что Тегеран знает положение «на земле». А Россию, Турцию и Иран он называл «перспективной тройкой». Кроме того, именно эти три государства на встрече в Астане договорились создать механизм контроля за соблюдением перемирия в Сирии. Сможет ли Израиль повлиять на положение дел, выяснится уже в ближайшее время.

< Назад в рубрику