Россия
07:00, 17 марта 2017

«Придут батальоны и начнут резню» Российские политики о том, почему Донбасс оказался в блокаде и что с этим делать

Подготовила Ксения Абрамова (Старший редактор отдела «Политика»)
Фото: Дэн Леви / РИА Новости

Власти Украины инициировали полную транспортную и торговую блокаду Донбасса. Москва опасается, что это может привести к гуманитарной катастрофе, ее беспокойство разделяют в Европе. «Лента.ру» спросила у российских политиков, почему украинский президент вновь решил бойкотировать юго-восток и может ли Москва повлиять на ситуацию.

В среду, 15 марта, Совет национальной безопасности и обороны Украины (СНБО) по просьбе президента Петра Порошенко принял решение о прекращении грузового и транспортного сообщения с самопровозглашенными Донецкой и Луганской народными республиками (ДНР и ЛНР). В Киеве пояснили, что снимут блокаду, когда предприятия, расположенные на этих территориях, вернутся в украинскую юрисдикцию.

В Министерстве внутренних дел Украины уверяли, что перекрытие железнодорожных и автомобильных торговых путей не затронет гуманитарные грузы и личный автотранспорт. Между тем в МИД России полагают, что блокада чревата серьезными последствиями.
«Призываем руководство Украины не доводить ситуацию до гуманитарной катастрофы и приступить наконец к неукоснительному выполнению собственных обязательств по "Комплексу мер", в том числе касающихся восстановления социально-экономических связей с Донбассом», — заявили во внешнеполитическом ведомстве.

Среди европейских стран первой о необходимости отмены блокады заговорила даже, казалось бы, дружественная Украине Франция. Так почему Порошенко решился отрезать Донбасс от остальной части страны и должна ли Россия вмешаться?

Груз помощи

Виктор Водолацкий, заместитель председателя комитета Госдумы по делам СНГ, казачий атаман:

«Петр Порошенко говорит, что транспортное сообщение с ДНР и ЛНР блокируется до тех пор, пока предприятия не вернутся под украинскую юрисдикцию. Но 99 процентов жителей ДНР и ЛНР никогда не вернутся под юрисдикцию [Украины]. Они понимают, что на их территорию придут нацистские батальоны "Правого сектора" (запрещен в РФ — прим. «Ленты.ру») и начнут массовую резню, что делали когда-то бандеровцы. (…)

На Россию ложится еще больший груз гуманитарной помощи и поддержки, потому что раньше часть гуманитарных грузов в обмен на уголь проходила и со стороны Украины. Теперь все перекрыто. Проблемы возникнут с водоснабжением данных территорий, с поставкой электроэнергии. Нам придется спасать это население от гуманитарной катастрофы — бурить скважины, делать водоводы, ставить временные мобильные электростанции.

Я возглавляю рабочую группу, которая создана при нашем комитете, по изучению гуманитарной ситуации на юго-востоке Украины. Мы сейчас собираем информацию о тех предприятиях, которые могут работать, которые могут приносить деньги в бюджет ДНР и ЛНР, о тех предприятиях, которые могут поставлять продукцию в РФ. ДНР и ЛНР получат возможность за счет запуска своих производств, которые сегодня приостановлены, решать многие социально-экономические проблемы своих территорий. В конце месяца рабочая группа посетит данные территории, где мы будем общаться со своими коллегами-депутатами».

Четко информировать

Виталий Ефимов, первый зампред комитета Госдумы по транспорту:

«Транспортные артерии во всем мире просто так не перерезаются. Их перерезают, если нападают бандиты, где-то что-то взрывают… В 1941 году фашисты решили уморить Ленинград голодом — окружили и не пропускали ничего. Там умерло огромное количество наших людей. Я думаю, что Украина вспомнила метод Гитлера — задушить голодом Донбасс. Но это же преступление. Нам надо всем это четко осознавать и четко информировать мировую общественность. Сейчас ведь не 41-й год».

Подключить президентов

Владимир Джабаров, первый зампред комитета Совета Федерации по международным делам:

«Судя по тому, что творится на Украине, складывается впечатление, что Порошенко и правящая элита Украины пытаются вытеснить ДНР и ЛНР за пределы Украины, вывести эти территории за правовое поле, по сути, отказаться от всяких контактов с этими территориями. Они подталкивают эти республики к провозглашению независимости. Так ведь продолжаться вечно не может, рано или поздно они какой-то статус захотят иметь.

Вопрос очень острый, уже пора поднимать его в рамках "нормандской четвертки". Ангела Меркель собирается приехать в Москву в ближайшее время, и переговоры ожидаются, в том числе, по этой теме. Должен к этой теме подключиться и президент Франции Франсуа Олланд. Стоит поднять этот вопрос на заседании Совета Безопасности ООН, так как в Донбассе действительно назревает гуманитарная катастрофа».

Сказать: «бандит»

Валерий Рашкин, первый зампред комитета Госдумы по делам национальностей:

«Есть же международные договоры, ратифицированные, в том числе, Украиной, которые должны выполняться. Не должно быть одностороннего движения, санкций только против РФ. Давайте заставлять Украину через международные площадки выполнять международные договоры. Спокойно и взвешенно, но надо это озвучивать. Есть ноты, есть резолюции, площадки ООН, Парламентская ассамблея ОБСЕ, их много, площадок. Есть страны, которые ведут себя как бандиты, их надо приструнить. Сказать: "Если ты бандит, значит, бандит"».

Продуктами или закупками

Виктор Зубарев, член комитета Госдумы по энергетике:

«Помочь нашим родным братьям, жителям Украины, Донбасса, конечно, нужно. Вопрос — как помочь, будут ли это товары народного потребления, продукты питания либо это все-таки [возможность поставлять в Россию] уголь. Есть сейчас этот вопрос на рассмотрении руководства страны. В том, что мы будем помогать, у меня нет никакого сомнения.

Энергетика — это и продукты питания, и тепло, потому что мы живем не в Африке, у нас не плюсовые температуры. Людям просто холодно, просто голодно. Все прекрасно понимают, что это проблема социальная. Бьют оппоненты ДНР по детям, старикам, больным, инвалидам. Даже если идет война, то на войне есть определенные правила: не бомбить госпитали, не трогать стариков, женщин, детей. То, что происходит со стороны Украины в сторону ДНР, — это бесчеловечно».

Наладить экономические отношения

Алексей Чепа, зампред комитета Госдумы по международным делам:

«В мозгах украинских политиков полный хаос. Постановление Порошенко вышло на следующий день после того, как он решил хоть как-то снять блокаду. И тут же сам заявляет о полной блокаде. Решение киевских властей противоречит всем минским соглашениям. Они забивают клин все глубже и глубже.

Это популистское заявление говорит о слабости или отсутствии власти у Порошенко. Он зависит от радикалов и пытается подыграть им. Это приведет к дальнейшему повышению автономности всех предприятий, которые находятся на территории Донбасса и Луганска. Естественно, это будет не так просто, но это третья часть украинской экономики. Такими действиями Порошенко разрушает все, что есть на Украине: финансовую систему, экономику.

Россия не допустит гуманитарной катастрофы. Будем помогать при помощи гуманитарных грузов. Надо, может быть, наладить экономические отношения с предприятиями, которые работают на территории ДНР и ЛНР. Надо, чтобы люди получали заработную плату, были обеспечены электроэнергией и водой».

Активные шаги маловероятны

Владимир Гутенев, первый зампред комитета Госдумы по экономполитике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству:

«Россия несколько лет помогает жителям Донбасса. (…) Какие-то дополнительные шаги могут со стороны России последовать в том случае, если официальные украинские власти будут продолжать политику, направленную не только против жителей Донбасса, но и против экономических интересов россиян и украинцев. Мы видим, что происходит с филиалами российских банков, которые работают на территории Украины.

Мне кажется, гораздо более эффективными и разрушительными для нынешних руководителей Украины будут действия самих украинских граждан, понимающих ущербность политики, которую проводит сама украинская власть или с попустительства которой проводят те или иные условно националистические группы.

Но на данном этапе мне представляются маловероятным активные шаги со стороны российской официальной власти. (…) Российское правительство рассчитывает, в том числе, на усилия международных институтов и стран европейского сообщества по нормализации данной ситуации».

< Назад в рубрику