Экономика
00:03, 24 марта 2017

Железная Эльвира Как и за что критиковали главу Банка России

Марат Селезнев
Григорий Коган
Эльвира Набиуллина
Фото: Михаил Воскресенский / РИА Новости

Срок полномочий Эльвиры Набиуллиной на посту председателя Банка России истекает в июне 2017 года. Президент Владимир Путин уже внес ее кандидатуру в Госдуму для продления полномочий на второй срок. Работа Набиуллиной часто подвергается критике — как конструктивной, так и абсолютно невнятной. Конспирологи разных мастей считают, что она — агент мировой закулисы, наймит ЦРУ, ФРС и американских «хозяев денег». «Лента.ру» попыталась разобраться в критике регулятора.

Плюс четыре года

«Центральный банк под вашим руководством сделал очень многое для стабилизации ситуации в экономике в целом, для стабильного развития банковского сектора, да и всей финансовой сферы», — сказал президент России Владимир Путин на встрече с Эльвирой Набиуллиной 22 марта.

В тот же день глава государства представил ее кандидатуру Госдуме для продления полномочий на второй срок. Путин рассчитывает на то, что Банк России под руководством Набиуллиной будет «действовать так же независимо, так же уверенно будет себя вести».

Набиуллина, в свою очередь, рассказала Путину об итогах своей четырехлетней работы. 317 кредитных организаций были закрыты — они участвовали в сомнительных операциях, у многих из них активы существовали только на бумаге. Создана собственная инфраструктура для обработки операций по картам — даже международные системы перевели процессинг внутрь России. Запущена отечественная платежная система — «Мир». Кроме того, страна больше может не бояться отключения от глобальной системы межбанковских платежей SWIFT.

Председатель Банка России не упомянула еще два важных достижения. Во-первых, инфляция в годовом выражении замедлилась до 4,6 процента. А одна из ключевых задач ЦБ — снижение индекса потребительских цен до четырех процентов в 2017 году. Во-вторых, рубль отпущен в свободное плавание, что позволяет экономике амортизировать внешние шоки.

«От деятельности Центрального банка в значительной степени зависит здоровье российской экономики в целом. Что бы в это сложное время Центральный банк ни делал, какие бы шаги он ни предпринимал, это всегда вызывает реакцию и экспертных кругов, и реакцию общественности, и мнение всегда расходится по поводу того, что и как делает Центральный банк», — отметил Владимир Путин.

Действительно, действия ЦБ в любой стране вызывают критику. Регуляторы по всему миру принимают сложные решения. Эльвира Набиуллина также не могла без них обойтись. Особенно в 2014 году, когда обвал цен на нефть и санкции ударили по России.

«Принимаемые Набиуллиной решения хорошо вписываются в четкую стратегию, предполагающую стабилизацию и постепенное увеличение прозрачности финансовой системы. Единственно, на что я мог бы ей "попенять" — это недостаточно резкое повышение ставки в декабре 2014 года (ЦБ повысил ключевую ставку сразу на 6,5 процентных пунктов до 17 процентов годовых — прим. «Ленты.ру»). Будь моя воля, я бы поднял ставку на короткий срок сразу до 50 процентов годовых. Для торможения кредитования это все равно — что 17, что 50 процентов. А рубль падал бы медленнее», — прокомментировал советник по макроэкономике гендиректора компании «Открытие Брокер» Сергей Хестанов.

Руководитель Института экономики РАН Руслан Гринберг полагает, что главная ошибка Набиуллиной — доктрина невмешательства в курсообразование. «Свободное плавание рубля программирует всю экономику на неопределенность. Мы унизительно зависим от стоимости бочки нефти. Установка на то, что рыночные силы сами определят курс контрпродуктивна. Нефть — самый волатильный товар. Для России, которая очень тесно связана с мировым рынком, такая политика означает непрогнозируемость и блокирует любые шансы на развитие», — считает он.

Клуб хейтеров

Помимо конструктивной критики, Эльвира Набиуллина подвергается сильным нападкам со стороны тех, кто не верит в способность России проводить суверенную экономическую политику. Председателя ЦБ называют не иначе как агентом ЦРУ или ФРС, пятой колонной. Впрочем, считать таких людей критиками нельзя. Это скорее хейтеры (от английского hate — ненависть). Примечательно, что они одновременно умудряются горячо поддерживать российскую власть и не одобрять ее решения. Они же — сторонники теории заговора, видящие в любой проблеме руку Вашингтона, Ротшильдов или Рокфеллеров. Их утверждения не нуждаются в комментариях и говорят сами за себя.

Сергей Глазьев, советник президента России, академик РАН, об иностранных наградах Набиуллиной:

«Похвала со стороны конкурентов, она, конечно, вдвойне приятна. Но надо понимать, что экономическая политика не бывает нейтральной. Она всегда выражает чьи-то интересы. И если бы экономическая политика у нас велась в интересах благосостояния людей, в интересах подъема экономики, мы бы с вами сразу это почувствовали. У нас объективно есть возможность производить в полтора раза больше, чем мы производим. И жить в два раза лучше, чем мы живем. Наша экономика работает с очень низким коэффициентом полезного действия и вообще не развивается. Причина — в высоких процентных ставках и отсутствии кредита. За что хвалят наши денежные власти на Западе — совершенно понятно. Западному капиталу нужна российская экономика как источник сырья, как источник доходов. Западный капитал требует от российского руководства открытых рынков, открытой экономики, отсутствия каких-либо ограничений. И они хвалят денежные власти, потому что в ситуации, когда нужно увеличивать объем кредита, расширять стимулы для подъема инвестиций, создавать внутренние источники кредита, наши денежные власти наоборот — сокращают внутренние источники кредита, поднимают процентные ставки, отпускают рубль в свободное плавание, то есть отдают наше экономическое пространство в руки иностранного капитала. И западные спекулянты делают с нашей экономикой все, что хотят. Включая манипуляции с курсом рубля».

Евгений Федоров, депутат Госдумы от «Единой России», о долларовых резервах ЦБ:

«Сумма дани, направляемой в Америку, возросла. У меня сейчас нет под рукой цифр, но я уверен, что там были перечислены десятки миллиардов долларов. Вообще, надо понимать, что международные резервы ЦБ делятся на две части. Собственные резервы — это около 10 процентов. В их отношении России и ЦБ предоставлено право маневра. Например, Банк России может их использовать для поддержания курса рубля. Процентов 90 — это дань. Они уже потрачены, американцы их раздали своим пенсионерам. (...) Набиуллина произносит правильные слова, но в принципе она ничего не сделает, это не ее компетенция. Это правила, которые определяются международными договорами и иностранным управлением Центрального банка. Мы отдали все свои рынки, в том числе регулирование акционерных обществ, пенсионных денег — все мы отдали Центральному банку. Я просто вижу дискуссию: американские агенты в России продвигают идею, что это хорошо. Это не хорошо, это один из десятков законов, которые мы приняли по команде из МВФ, США. (...) Идет ужесточение эксплуатации России, как колонии, по всем ключам и параметрам. (...) С одной стороны, она пытается какой-то порядок навести. С другой стороны, вы не забывайте, вся эта команда — американская. Там же не только Игнатьев (Сергей Игнатьев занимал пост председателя ЦБ с 2002 по 2013 годы — прим. «Ленты.ру»), там подсажены американские агенты».

Валентин Катасонов, профессор кафедры международных финансов МГИМО, доктор экономических наук, о предложении Набиуллиной ввести бюджетное правило, сглаживающее курсовые колебания при изменении цен на нефть:

«Комментировать подобные заявления уместнее было бы не мне, а психологу или, может быть, даже психиатру, потому что это уже явления не экономические, а связанные с расстройством мыслительного процесса. Мне, экономисту, даже как-то неловко объяснять, что дважды два — это не три и не пять, а четыре. У меня даже студенты первого курса понимают простую истину, что если происходит понижение курса национальной денежной единицы, то это значит, что происходит стимулирование экспорта. Это сегодня называется валютной войной. Но на самом деле валютная война — это некие тараканьи бега, которые организует дядя Сэм для того, чтобы тараканы в зависимых от США правительствах поддерживали статус американского доллара. Доллар как минимум должен сохранять свой курс по отношению к другим денежным единицам, а еще лучше, если он будет расти. Таким образом, заявление Набиуллиной фактически идет в русле политики вашингтонского обкома партии, в русле интересов хозяев денег, то есть главных акционеров ФРС, и закрепляет сырьевую специализацию России и даже еще больше ее затягивает в эту специализацию. Подобного рода заявления подрывают основы нашего государства. Они имеют очень далеко идущие последствия. Это можно назвать аутизмом. Аутизм — это такое заболевание, которое связано с тем, что взрослый человек неадекватно воспринимает окружающий мир. (...) Дело в том, что сейчас идет информационно-психологическая война. Поэтому нас всех пытаются превратить в дураков. Используются самые изощренные методы нейролингвистического программирования и дезинформации. Я бы даже сказал, что это не только информационно-психологическая война — это и духовная война».

< Назад в рубрику