Россия
00:07, 24 марта 2017

Устроили сцену Как театр переплетается с политикой в графике Путина

Татьяна Меликян
Фото: kremlin.ru

В четверг, 23 марта, президент России Владимир Путин со второй попытки посетил открывшуюся после долгой реставрации сцену Малого театра. В декабре прошлого года из-за трагических событий в Анкаре — убийства российского посла — был отменен просмотр спектакля «Горе от ума». Драматизма ситуации добавляло то, что автор пьесы Александр Грибоедов также погиб, будучи российским послом. Однако в этот раз ничто не помешало Владимиру Путину доехать до Театрального проезда и оценить спектакль «Последняя жертва». О том, какую роль этот вид искусства играет в повестке президента России, — в обзоре «Ленты.ру».

Тяжелый бархатный занавес поднялся, зрители затихли и на сцену вышел Юрий Соломин в роли Фамусова. Так 19 декабря 2016 года комедией «Горе от ума» открывалась основная сцена Малого театра — без высокого гостя. Работы по восстановлению одного из старейших театров России продолжались три года, и на премьере ждали Владимира Путина. В уютной комнате накрыли чай и сладости — президент должен был пообщаться с худруком театра и актерами. Журналистов расставили по точкам, сотрудники ФСО давно заняли положенные им места, но Путин задерживался в Кремле на встрече с представителями деловых кругов.

Как только начался спектакль, ленты информагенств запестрели сообщениями о ранении, а потом и смерти российского посла в Турции Андрея Карлова. Все первое действие ложа, где должен был сидеть президент вместе с главой Минкульта Владимиром Мединским, пустовала. Сотрудники театра надеялись, что глава государства все-таки приедет ближе к антракту. Однако за несколько минут до перерыва охрана президента покинула зал.

По драматическому совпадению, Александр Грибоедов, автор «Горя от ума», тоже погиб, выполняя работу посла России. Это случилось в 1829 году в Тегеране.

И вот спустя три месяца Путину все-таки удалось посетить Малый театр. На этот раз давали другую комедию — Александра Островского. Тут стоит отметить, что при жизни драматурга Малый театр прозвали «домом Островского», поскольку он был автором почти всего репертуара. Эта традиция сохраняется до сих пор.

На сцене разворачивалось не самое захватывающее действие, и весь первый антракт худрук театра развлекал президента беседой. Путин периодически улыбался, а сидевший позади него Мединский с пониманием кивал головой. В антракте президент оценил творчество Островского и игру актеров: «Ярко играют, талантливо. Засасывает зрителя то, что происходит на сцене». Но на вторую часть спектакля не остался.

Вообще, Владимир Путин, уроженец культурной столицы России, с самого своего прихода в Кремль смотрел на театр как на идеальную форму досуга во время визита иностранных лидеров.

В 2000 году, когда премьер-министр Великобритании Тони Блэр с супругой прибыли в Петербург по личному приглашению исполняющего обязанности президента России, вместе с четой Путиных они отправились в Мариинский театр на премьеру оперы Сергея Прокофьева «Война и мир» в постановке Андрона Кончаловского и Валерия Гергиева.

Однако увиденное на британца произвело не то впечатление, на которое рассчитывали в Кремле. Через много лет в своих мемуарах Блэр рассказывал, что в театре он шел рядом с Путиным и с удивлением отмечал, как люди с трепетом расступались перед президентом. В итоге культурная программа продемонстрировала ему не европейскую Россию, а настоящую Московию.

Несмотря на тот несколько неудачный опыт, российский театр не перестал быть частью досуга политиков. В июне прошлого года, например, Владимир Путин пригласил в Большой театр премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху, который был с визитом в Москве.

Впрочем, чаще всего визит первого лица страны с толком используют первые лица театра — худруки. Здесь показателен опыт актера, режиссера и главы Союза театральных деятелей Александра Калягина. В июле 2015 года Путин приехал на спектакль «Лица» в его театр Et Cetera. Этот визит главы государства проходил на фоне полемики, разгоревшейся между главой Союза театральных деятелей и министерством культуры по поводу фестиваля «Золотая маска».

Визит президента, конечно, не имел отношения к дискуссии театрального деятеля с Минкультом. Путин обещал Калягину посетить его детище во время одной из встреч. Однако приезд руководителя государства в театр все равно сочли важным политическим жестом поддержки и Калягина, и театрального сообщества в целом.

Спектакль, поставленный по рассказам Чехова, Путин посмотрел полностью. Присутствовавшие в зале корреспонденты отметили, что Путин много смеялся и от души хлопал. Особенно живо президент отреагировал на фразу одного из чеховских персонажей: «Однажды выглянешь в окно, посмотришь, а все украли! Ничего нет!» «Как-нибудь рассосется!» — ответил ему другой персонаж.

В общении с президентом не теряются и актеры. Если есть какая-то наболевшая тема (а она всегда есть: устаревшая сцена, нехватка жилья, плохое финансирование), нужно вовремя ее озвучить в общении с высоким гостем.

В 2011 году Путин (тогда в должности премьер-министра) встречался с молодыми актерами и режиссерами Театра Наций. Артисты описывали преимущества нового театра и очень звали на спектакль «Киллер Джо».

«Что вы меня все на "киллера" приглашаете? Я лучше на Шукшина приду», — отреагировал премьер. И действительно пришел, только через несколько лет.

Во время беседы речь зашла и о служебном жилье для работников театра. Очень кстати присутствовавший на встрече мэр Москвы Сергей Собянин заявил, что правительство столицы подарит театру три квартиры. Актриса Чулпан Хаматова подняла другой вопрос — нужны школы повышения квалификации для актеров. По ее словам, для любого актера очень важно иметь возможность научиться чему-то новому, однако не у каждого есть возможность отправиться в Берлин или Лондон на курсы. Евгений Миронов, худрук нового театра, тут же протянул премьеру соответствующую просьбу в письменном виде.

«Бюрократ!» — прокомментировал Путин.

«А что делать? С кем поведешься...» — не растерялся Миронов.

В графике президента находится место не только театру, но и «важнейшему из искусств» — кино, а также филармонии и балету. Последний, к слову, стал декорацией и для еще одного важного события в жизни президента. В 2013 году после посещения балета «Эсмеральда» в Государственном Кремлевском дворце, общаясь с журналистами, Путин объявил о разводе со своей супругой Людмилой.

< Назад в рубрику