Выставка Langkawi International Maritime and Aerospace Exhibition (LIMA) исторически относится к категории «своих» для России. Азиатско-Тихоокеанский регион, ставший одним из основных рынков для отечественных оружейников, сохраняет свое значение и сейчас, при этом прогнозируемые объемы поставок будут расти.
— Вы из России?
— Да.
— Вы не знаете, будут ли летать Су-35 и МиГ-35? Очень красивые машины.
Диалог, довольно необычный для пункта обмена валют, возможно, одно из лучших доказательств того, что оружие и сейчас остается культурным явлением, прославляя своих создателей не меньше, чем Японию — самурайские клинки, а миланских и толедских оружейников — рыцарские доспехи. Су-35 и МиГ-35 «живьем» на Лангкави не прилетели — только в виде макетов, но их отсутствие с лихвой компенсировали «Русские Витязи». Самая известная из российских пилотажных групп дебютировала в Малайзии на новых истребителях — полученных в конце 2016 года Су-30СМ.
Пилотаж на LIMA`17 — а «Витязи» летали все пять дней работы выставки, не считая предварительных тренировочных пролетов, — был тем более заметен, что группа представляла новые машины впервые не только за рубежом, но и вообще на публике, что заметно повысило интерес к летной программе. Не меньший интерес вызывал одиночный пилотаж, в том числе выступления пилотов малайзийских Королевских ВВС, от года к году демонстрирующих все более сложный пилотаж на своих Су-30МКМ.
Выступления российских истребителей и появление на выставке замглавкома ВКС — командующего ВВС России Андрея Юдина и президента корпорации «Иркут» Олега Демченко породили слухи о готовящемся крупном контракте. Слухи усилились после того, как на стенде Объединенной авиастроительной корпорации, куда входит и строящий истребители семейства Су-30МК/Су-30СМ «Иркут», премьер-министр Малайзии внимательно выслушал рассказ о возможной модернизации истребителей МиГ-29N и Су-30МКМ малайзийских Королевских ВВС. Варианты модернизации не уточнялись, однако по просьбе командования ВВС Малайзии ОАК представила на выставке тренажер модернизированного истребителя МиГ-29СМ.
Относительно Су-30МКМ — возможно, модернизированный вариант этой машины может быть схож с разрабатываемым проектом модернизации Су-30МКИ для ВВС Индии. По мнению специалистов, усовершенствованные Су-30МКИ могут получить двигатели АЛ-41Ф1 и радиолокаторы с активной фазированной антенной решеткой. В частности, такое предположение высказывал заместитель директора московского Центра анализа стратегий и технологий (ЦАСТ) Константин Макиенко.
Малайзийские военные склоняются к модернизации не только Су-30, но и более старых МиГов, которые исходно предполагалось списать в середине-конце текущего десятилетия с заменой, возможно, на те же Су-30 в обновленном виде. Очевидно, здесь свою роль сыграла достаточно сложная экономическая обстановка, заставляющая искать более дешевые решения. Учитывая наличие у ОАК большого набора предложений по совершенствованию МиГ-29, этот проект может оказаться эффективным как сам по себе, так и с точки зрения возможного привлечения внимания других пользователей самолетов этого типа в регионе, пока не успевших, в отличие от Индии, провести модернизацию самолетов этого типа: Бангладеш и Бирмы.
Возможная сделка на выставке официально не была подтверждена, однако, по имеющейся информации, ее вероятность оценивается как стопроцентная.
Только малайзийской темой LIMA`17 не исчерпывалась. Глава объединенной делегации «Ростеха» и «Рособоронэкспорта» Виктор Кладов сообщил, что в текущем году ожидается заключение нескольких крупных экспортных соглашений: планируется подписание контракта с Индонезией и крупного контракта с Индией на поставку четырех фрегатов проекта 11356 по формуле «2+2» (два корабля будут построены в России, еще два в Индии). Кладов рассказал также о планируемых контрактах на производство в Индии 200 вертолетов Ка-226Т и поставку в эту страну 48 вертолетов Ми-17В-5. В целом, по мнению руководителя делегации, 2017 год должен cтать более урожайным на новые соглашения, чем предыдущий, учитывая готовящуюся финализацию нескольких крупных сделок.
На Су-35 в части новых контрактов возлагаются особые надежды: последняя на сегодня версия легендарной платформы Т-10 интересует многих, не только Индонезию. Наибольшая интрига связана с возможной продажей этих машин одной из стран Персидского залива — в феврале 2017 года сообщалось о переговорах по этому вопросу с ОАЭ. Если сделка станет реальностью, можно будет говорить о крупном прорыве: на традиционно оккупированный самолетостроителями США и ЕС рынок монархий Залива российские производители боевых самолетов еще не заходили. Маркетинг этой машины идет широким бреднем, в том числе в Северной Африке и Латинской Америке. Учитывая характеристики Су-35, этот самолет вполне способен повторить успех Су-27/Су-30, сохранив за вариантами платформы Т-10 лавры самого продаваемого тяжелого истребителя еще лет на двадцать.
О популярности машин Сухого говорит в том числе и тиражируемость их облика: наткнуться на характерный распластанный силуэт с разнесенным двухкилевым оперением можно не только в российском секторе на LIMА`17 (кстати, самом крупном из числа национальных разделов выставки). Буклеты и журналы, украшенные силуэтами «Сухих», можно было увидеть по всему салону.
В способностях «Рособоронэкспорта» и ФСВТС обеспечить маркетинг и продажи отечественного оружия не приходится сомневаться, однако прогулка по экспозиции выставки показывает, что в сегодняшней обстановке предложения российских КБ и заводов охватывают не весь сектор, который могли бы. Из бросающихся в глаза пробелов — отсутствие отечественных предложений на рынке морских патрульных самолетов. Сегодня Россия не имеет экспортной машины этого класса — современная модернизация советского Ил-38 уже была реализована в Индии и проводится сейчас с самолетами авиации ВМФ России, но других пользователей этого самолета в мире нет. Патрульная модификация самолета-амфибии Бе-200, появления которой ожидали много лет, пока так и не появилась на свет, а ее преимущества перед машинами аэродромного базирования неочевидны.
В результате России сегодня нечего предложить потенциальным покупателям из числа крупных полуостровных и островных государств АТР, весьма емком с точки зрения потребностей в технике береговой охраны и контроля экономической зоны. Остается надеяться, что в ближайшие несколько лет эта ситуация изменится — с появлением нового отечественного легкого транспортника Ил-112В, который может стать платформой для морских патрульных машин, так же как европейские ATR-72 или CN-235.
Эту претензию можно было бы рассматривать как несущественную на фоне действительно блестящих достижений России на рынке боевых самолетов, если бы не одно но: рынок платформ двойного назначения в странах третьего мира, во всех средах, включая и воздух, будет только расти. Их цена относительно невелика, а отдача от работы может быть огромной, отбивая затраты на программы в первые годы эксплуатации. В этих условиях наличие линейки специальных экспортных вариантов строящихся серийно коммерческих самолетов жизненно необходимо, и традиционной парой «летающий радар» — «летающий танкер» на платформе модернизированного транспортника Ил-76 вряд ли стоит ограничиваться: зачем терять прибыль, которую можно получить?