Хорошие музыканты получаются из тех, кто, как говорят, витает в облаках. Просто одни спускаются на землю, а другие поднимаются выше — в бесконечное звездное пространство. По случаю годовщины полета Юрия Гагарина «Лента.ру» решила объять необъятное и собрала несколько наиболее примечательных сочинений на космическую тему — от строгой советской классики до самых безумных музыкальных экспериментов.
Это одна из первых советских космических песен. Сочинена по заказу государства в 1960 году, когда подготовка к запуску первого человека на земную орбиту шла уже полным ходом. Примечательный момент: автор слов к этой песне — Владимир Войнович, будущий автор «Чонкина» и советский диссидент.
Первый большой хит в карьере Боуи и одна из самых главных песен о человеке и космосе. Редкое видео конца 1960-х снято на первую, неканоническую версию песни, и в нем можно лицезреть почти юного Боуи доглэмового периода. В начале 1970-х сняли другой клип, в котором Боуи запечатлен в уже образе Зигги Стардаста.
Перед вами официальный советский спейс-рок: песня Давида Тухманова на стихи Роберта Рождественского, исполняет Лев Лещенко.
Украинская группа «Вопли Видоплясова» посвятила Юрию Гагарину одну из своих самых мощных песен. Трек «Юра» вышел в 1997 году на альбоме «Музіка» и по сю пору с успехом исполняется на концертах.
Примерно в то же время появилась песня группы «Ундервуд». «Он так прекрасен, что нас колбасит», — пелось в ней.
Высадка на Луну, совершенная американскими астронавтами в 1969 году, нашла гораздо больший отклик среди западных артистов, чем достижения советской космонавтики. Одна из лучших песен, навеянных этим событием, — Man On The Moon группы R.E.M. c альбома 1992 года Automatic For The People.
Без этой песни тему советского космоса нельзя считать раскрытой. Самый большой хит начала 1980-х написан композитором Владимиром Мигулей и поэтом Анатолием Поперечным. Исполняла группа «Земляне», которая существует до сих пор.
Спейс-рок не всегда был музыкой безобидных мечтателей. Британская команда Hawkwind имела весьма агрессивный нрав: на их концертах зрителей слепили стробоскопами, размазывали киловаттами психоделического шума, а двухметровая танцовщица Стася раздевалась догола и добивала тех, кто выжил. Кроме того, в этом коллективе некоторое время играл Лемми Килмистер, впоследствии лидер Motorhead. Именно ему выпало спеть Silver Machine — песню, ставшую самым крупными коммерческим хитом группы.
Латвийский Zodiac был главным космическим ансамблем Советского Союза. Две его пластинки — Disco Alliance (1980) и «Музыка во Вселенной» (1982) были нарасхват, вернее, купить их было почти невозможно.
Космос всегда волновал и даже беспокоил Джорджа Клинтона, отца и идеолога фанка, лидера групп Parliament и Funkadelic. Апофеозом фантазий Клинтона и его друзей стал альбом Parliament под названием Mothership Connection (1975), на котором пелось, что скоро прилетит летающая тарелка и наконец заберет всех желающих с этой грешной земли. Во время концертов космический корабль и вправду приземлялся на сцену.
Среди всех известных экспериментаторов и инопланетян от музыки американец Сан Ра был самым беспредельным. Космическая музыка в его случае была не музыкой про космос, а музыкой из самого космоса. Вот фрагмент фильма, снятого в 1975 году по мотивам его пластинки Space Is The Place.
Двинемся еще дальше, в ту область, где космическая музыка окончательно перестает быть комфортной и убаюкивающей слушателя, как это свойственно ее популярным представителям (Tangerine Dream, Клаусу Шульце и другим). Метафизический саксофон и барабаны — из этого состоит космос Джона Колтрейна, воплощенный на его посмертном альбоме Interstellar Space.
Что тут сказать? Это просто космос. Песня стала мемом и открыла Витаса не только китайской, но и западной аудитории. Главный вопрос людей, впервые слушающих этот трек: «Что происходит в припеве?»
Такой в 1958 году была музыка будущего. Плодовитый дуэт американских пианистов Артура Ферранте и Луи Тейчера выпускал в лучшие времена по пять пластинок в год. Среди них были и такие футуристические опусы, как Soundproof.
Еще один забавный альбом 1958 года на ту же тему. Американский композитор Рассел Гарсия писал много музыки к фильмам, поэтому неудивительно, что альбом похож на старомодный голливудский саундтрек. Сейчас это нельзя назвать даже ретрофутуризмом — настолько все звучит старомодно.
Песня о любви, ревности и Лу Риде, наблюдающем за тем, как в сторону Марса отправляется очередной спутник.
На волне популярности сериала Star Trek актер Леонард Нимой, игравший в нем невозмутимого мистера Спока, записал несколько пластинок эстрадных песен. На них нет никакого межгалактического саунда или психоделии, но все равно заявлено, что это музыка из космоса.
Слепой американский композитор и поэт Луи Томас Хардин, известный под именем Лунный Пес (Moondog) оставил после себя множество альбомов и самостоятельно изобретенных музыкальных инструментов. Его пьеса Cosmic meditation вышла в 1992 году на альбоме Elpmas.
И напоследок современная шведская группа Yuri Gagarin, играющая густой и тяжелый, как черная дыра, спейс-рок.