Высокооплачиваемая низкая эффективность

О разнице в общественной и личной деятельности Дениса Мантурова

Денис Мантуров
Денис Мантуров
Фото: Рамиль Ситдиков / РИА Новости

Глава Минпромторга Денис Мантуров по итогам 2016 года стал самым богатым министром экономического блока правительства РФ. Согласно декларации, он заработал 129 миллионов рублей. Однако управляемое министром ведомство продемонстрировало не столь блестящие результаты. Почему результаты общественной деятельности Манутрова оказались более скромными, разбиралась «Лента.ру».

Цифры и факты

Государственный объем финансирования программы импортозамещения, за которую отвечает Минпромторг, в 2016 году превысил 374 миллиарда рублей. В настоящее время утверждены более 1,4 тысячи технологических направлений, в рамках которых реализуется свыше 1,6 тысячи инвестиционных проектов. Такая статистика была приведена в материалах, предоставленных для выступления премьер-министра Дмитрия Медведева перед Государственной Думой РФ 19 апреля.

Однако показатели, включенные в отчет главы правительства, а также правильность выбранного Минпромторгом курса были поставлены под сомнение некоторыми народными избранниками. В частности, как сообщает ТАСС, депутат Госдумы Рифат Шайхутдинов констатировал, что рост малых предприятий, о котором упоминалось в докладе премьера, эксперты связывают с сокращением числа средних компаний.

Обращаясь к премьеру, Шайхутдинов в пример успешного выполнения планов импортозамещения поставил Минсельхоз. «Может, пора поменять подход и взять за основу пример, который демонстрируют сельское хозяйство и импортозамещение, распространив на программу поддержки малого бизнеса и предпринимательства программу импортозамещения, поддерживая формирование рынков для тех предприятий, которые нужны для развития страны», — поделился своими сомнениями депутат.

Ранее газета «Коммерсантъ» обнародовала доклад Минэкономики, касающийся оценки выполнения Минпромторгом в 2016 году госпрограммы поддержки отечественной авиационной промышленности. Эффективность работы министерства в этом направлении составила 33,3 процента. Издание отмечало, что еще хуже показатели по госпрограммам развития судостроения и промышленности в целом.

Больное место

Еще в 2013 году Счетная палата по итогам проверок ведомства выявила неэффективное использование средств, выделенных на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР), которые были прекращены «из-за очевидной их нерезультативности».

В декабре 2015 года председатель Счетной палаты Татьяна Голикова заявляла в докладе президиуму палаты, что ситуация не изменилась. «У нас имеются основания констатировать, что пока не удалось установить четкую взаимосвязь между бюджетными ассигнованиями и результатами, которые получаются за эти бюджетные ассигнования, а также изжить практику планирования расходов от достигнутого», — сказала она. Отметив при этом, что произошло простое превращение ведомственных бюджетов в формат государственных программ.

В докладе также говорилось, что проекты программ не соответствуют приоритетам и задачам, которые перед страной стоят. Например, Минпромторг на тот момент разработал два десятка плановых документов по импортозамещению, содержащих 2,3 тысячи различных позиций. По факту работа выполнялась лишь по 462 позициям.

В 2016 году контрольное ведомство указало Мантурову на почти трехкратный рост (до 5,6 миллиарда рублей) в 2015 году по сравнению с 2014 годом неиспользованных бюджетных ассигнований. Как сообщала тогда пресс-служба Счетной палаты, наибольший объем неиспользованных ассигнований образовался по госпрограммам: «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу» — 2 миллиарда рублей, «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» — 1,6 миллиарда рублей и «Развитие авиационной промышленности на 2013-2025 годы» — 1,2 миллиарда рублей.

Кроме того, Минпромторг в нарушение сроков, установленных федеральными адресными инвестиционными программами, не ввел в эксплуатацию 63 объекта. В том числе восемь — по федеральной программе «Развитие гражданской авиационной техники России», шесть — по программе «Развитие гражданской морской техники», 37 — по программе «Развитие электронной компонентной базы и радиоэлектроники», 11 — по программе «Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2008 год и на период до 2015 года». Готовность еще 17 объектов составила менее 70 процентов.

В феврале 2017 года Счетная палата вновь вернулась к контролю над деятельностью Минпромторга и обнародовала материалы проверки министерства по выполнению поручения президента, касающегося обновления парка автомобилей скорой медицинской помощи (выполнение задачи курирует Минпромторг). Контрольное ведомство выявило, что более 5 миллиардов рублей, выделенных на эти цели, были израсходованы с серьезными нарушениями. Большинство новых машин ушло в Москву и Краснодар. Крым и Севастополь получили даже больше транспорта, чем требовалось, в то время как в других регионах степень износа «скорых» достигла 80 процентов.

Системный сбой

По словам научного руководителя Института экономики РАН Руслана Гринберга, скромные результаты госпрограмм развития ведущих отраслей экономики являются «метафорой деиндустриализации» нашей страны. В комментарии «Ленте.ру» экономист признал, что сегодня государство может поддерживать только отдельные производства. При этом нет четких критериев оценки работы. Полнота освоения бюджетных средств не может выступать показателем эффективности работы министерств, считает Гринберг. По его мнению, исходить надо из объемов выпущенной продукции, реализованных инвестпроектов.

В свою очередь, доцент кафедры менеджмента и предпринимательства факультета экономических и социальных наук (ФЭСН) РАНХиГС Евгений Ицаков в беседе с корреспондентом «Ленты.ру» напомнил, что некоторые якобы успешно выполненные задачи в сфере импортозамещения при ближайшем рассмотрении вызывают определенные сомнения. «Наладить выпуск продукции на российских предприятиях, но на иностранных станках, еще не значит снять зависимость от импорта. Пока на территории России не создана вся производственная цепочка — от ресурса до выпуска готового продукта — рапортовать об импортозамещении не корректно», — убежден Ицаков.

Низкие показатели реализации госпрограмм, курируемых Минпромторгом, первый вице-президент Российского союза инженеров Иван Андриевский связывает с неэффективным менеджментом и отсутствием личной ответственности чиновников. «Долгие годы мы опирались на создание совместных с иностранцами производств и советские разработки. Развитие же российской инженерной школы государством не стимулировалось», — подчеркнул эксперт в беседе с корреспондентом «Ленты.ру».

Сейчас приоритеты изменились, отметил Андриевский. А это предполагает не только развитие технологий и промышленности в стране, но и весомый вклад в НИОКР, игру на опережение, изучение рыночных потребностей и мировых тенденций, создание сервисных и логистических центров, представляющих мировой уровень качества.

К примерам не взятых пока Минпромторгом высот Андриевский отнес обещание увеличить экспорт российской сельскохозяйственной техники на внешние рынки за 13 лет в 11 раз. «Сегодня экспорт сельхозтехники в страны дальнего зарубежья составляет всего 10 процентов объемов производства предприятий. При этом России самой не хватает отечественной сельхозтехники», — констатировал эксперт.

Этот амбициозный план, полагает Андриевский, имеет все шансы повторить судьбу госпрограммы по поддержке авиапрома. Реальные и, можно сказать, универсальные для российской промышленности перспективы пока таковы: кооперация с китайцами по части разработок образцов сельскохозяйственной техники, которая может найти спрос на рынках стран третьего мира.

«Низкая эффективность реализации госпрограмм связана с масштабами бюрократической машины и множеством низкоинформативных, но стандартно требуемых документов, которые тормозят работу», — заявила «Ленте.ру» старший аналитик «Альпари» Анна Бодрова.

По ее словам, исходные документы для расчета эффективности и финансирования госпрограмм изначально составлены с ориентиром на более амбициозную цель, чем может себе позволить профильное министерство. В итоге заявка заведомо невыполнима, зато выглядит привлекательно. «С поправкой на инфляцию, потребности в финансировании и время эффективность исполнения снижается», — отметила Бодрова.

На практике получается, что пока деньги доходят бюджетополучателей, часть съедается инфляцией, издержками, курсовыми колебаниями, причем практически нигде риски не указаны, есть только траты, суммы и направления работы, сказала она. «Но экономике мало указаний на вектор движения, ей нужны — рынок сбыта, технологии, опыт, мировая конкуренция», — резюмировала эксперт.

Обсудить
«Большевистская сволочь хотела грабить и держаться у власти»
Почему советские люди беспомощны и слабовольны
Участница XIX Всемирного фестиваля молодежи и студентов в СочиПопали в сеть
Фестиваль молодежи и студентов в Сочи связал десятки тысяч людей со всего мира
Вас здесь не лежало
За что стоит воевать в российских больницах
Без бумажки ты...
Почему российским автолюбителям придется пройтись по судам
Шам на крови
Что скрывает павшая столица «Исламского государства»
Шпион, разлогинься
Мировые корпорации породили свои ЦРУ и КГБ, но проиграли интернету
Иссам ЗахреддинХалифат убери
Сирийский терминатор три года косил джихадистов, но взорвался в день победы
«Мне довелось убивать русских»
Жажда крови, шепот смерти и грязная работа головорезов в Сирии
Доброе утро, Вьетнам!
Еще одна азиатская страна сошла с ума по караоке
«Бабушка спрашивает, заставляют ли мусульмане сменить веру»
История москвички, которая переехала в Объединенные Арабские Эмираты
Жируха
В лондонской канализации нашли мерзкое нечто
Тайное оружие наркобаронов
У них есть танки, суперкомпьютеры и беспилотники
Дайте грязи: конкуренты вседорожному хэтчу Kia Rio X-Line
Renault Sandero Stepway, Lada Vesta SW Cross и другие приподнятые бюджетники
Как через Instagram продают машины за миллионы
Соцсети, молодеющие покупатели и другие причуды современного рынка суперкаров
Семиместность не порок
Как из пятиместной Mazda CX-5 получился семиместный кроссовер CX-9
Тест: зачем машине эта штуковина?
Попробуйте угадать, зачем инженеры это придумали
Братва помнит
Чем украшают могилы криминальных авторитетов
Интим предлагать
Секс стал способом решения квартирного вопроса
«Я тупо решила, что теперь ем одну гречку»
Одинокая мать год сидела на крупе, чтобы накопить на квартиру
Раз, два, взяли!
Жилье в Крыму пока еще можно купить за копейки