Партнерский материал

Ноу-хау с премией

Как инженер из Екатеринбурга создал из своего изобретения успешный бизнес

Фото: Shutterstock

Екатеринбургский предприниматель Максим Сомов за несколько лет прошел путь от бизнес-идеи до победы в конкурсе фонда «Сколково» Startup Village и успешного вывода на рынок инновационного продукта.

По образованию он мастер по ремонту бытовой аппаратуры. В 2003-м основал компанию, которая занималась установкой охранных сигнализаций и систем безопасности. Это была компания-интегратор, то есть собственного продукта у нее не имелось. Но к 2010-м годам ситуация на рынке изменилась, появились новые дешевые продукты, и бизнес лишился перспектив. В 2012-м Сомов принял трудное решение: перепрофилировать компанию. «По сути, я тогда отказался от бизнеса, который приносил деньги», — говорит он.

Распустив команду, Сомов принялся размышлять над оригинальной разработкой. Разумеется, для рынка, который он знал, — сигнализаций и охранных систем. Перебрал много вариантов и в конце концов набрел на действительно перспективную, инновационную идею.

Любая система сигнализации состоит из датчиков (их называют извещателями) и приемно-контрольных приборов. Датчик реагирует на вторжение незваного гостя (например, когда злоумышленник открывает окно или разбивает в нем стекло), посылает сигнал на приемно-контрольный прибор, и тот уже сообщает о случившемся хозяину или сразу в полицию. Сомов придумал, как разработать инновационный датчик, извещатель.

Собрал небольшую команду специалистов и организовал работу в своем гараже. Типичный гаражный стартап, только не в Кремниевой долине, а в Екатеринбурге.

И вполне высокотехнологичный. Опустим инженерные подробности, но поверьте на слово: там и схема, и элементная база, и софт — самые передовые. Отсюда и конкурентные преимущества (разумеется, сразу заложенные в разработку). «Три в одном»: датчик совмещает функции детектора разрушения стекла, вибрационного и магнитоконтактного извещателей, то есть извещатели других типов уже не понадобятся. Компактность (10 миллиметров, 9 граммов), простота инсталляции. Скрытность — датчик не виден не только злоумышленнику, но и вашим гостям — интерьер ничуть не страдает. Свою разработку Сомов назвал «Гравитон», в честь гипотетической частицы, передающей гравитационное взаимодействие, ведь датчик реагирует на любое возмущение окружающей среды.

На разработку Сомов потратил личные средства, порядка 20 миллионов рублей (пришлось продать две принадлежавшие ему квартиры в Екатеринбурге). В 2014 году датчик был готов. Сомов принял участие в московской выставке MIPS, и его разработка была признана лучшим инновационным продуктом.

О екатеринбургском этапе стартап-тура «Сколково» Сомов тогда не слышал. А когда узнал о нем (это было в 2015 году), до окончания приема заявок оставалось… пять часов. Ну, так получилось. Заявку все же успел подать. И занял второе место.

В финал, в Startup Village, попадают только победители этапов. Сомов учел все комментарии жюри, а также экспертов, и приехал на этап конкурса в Уфу. Там проект «Гравитон» заслушали вне конкурса, предложив подать заявку на финал стартап-тура. И летом 2015 года команда «Гравитона» победила на Startup Village, получив грант в 3 миллиона рублей.

Проектом сразу заинтересовались несколько крупных игроков рынка, в том числе государственные структуры — ФГУП «Охрана» и Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН), а стартап, переименованный в ООО «Сомов Конструкторское бюро», стал участником проекта «Сколково».

«Конструкторское бюро Сомова в рамках стартап-тура и Startup Village продемонстрировало крайне интересные технологические разработки, — говорит эксперт, операционный директор кластера ядерных технологий Фонда «Сколково» Владимир Туртиков. — В сенсорах используются самые передовые достижения в области микроэлектроники и алгоритмов обработки сигналов. Это позволило КБ достичь высоких показателей. Например, специальная модификация "Гравитон", разработанная для ФСИН России, настолько чувствительна, что может не только зарегистрировать амплитуду и частоту колебаний строительных конструкций, но даже услышать биение сердца человека, укрывающегося в 15-тонном автомобиле».

Как объясняет Максим Сомов, если изобретатели имеют дело не с софтом, а с «железом», срок окупаемости проекта — порядка 5-7 лет. Проект «Гравитон» начал приносить прибыль через 5 лет и должен окупить себя через год. «Мы получили прибыль только после участия в стартап-туре, потому что до этого у нас не было четкой концепции, и мы еще не закончили продукт. Но мы успели с разработкой и презентовали уже действующий сенсор. Конкурс помог нам четко определить свою концепцию, задачи компании в среднесрочной перспективе и стимулировал к совершенствованию продукта», — рассказывает Сомов.

Победа в Startup Tour и Startup Village и статус участника «Сколково» облегчили поиск клиентов. «В первую очередь, мы получили возможность участвовать в выставках. Их было достаточно много, только за прошлый год — шесть. Мы могли показывать наш продукт на стенде «Сколково». Был также создан специальный проект по безопасности под руководством ментора Фонда "Сколково". В рамках этого проекта нас представили потенциальным клиентам, в том числе ФГУП "Охрана" и "Аэропорты регионов". Мы также участвовали в бизнес-миссии во Францию и Бельгию, где провели встречи с рядом иностранных заказчиков, в том числе государственных. Это очень большой стимул для развития нашего проекта и очень серьезное продвижение», — говорит Сомов.

Конкурс помог конструкторам осознать и другой принципиальный момент. Нет нужды все время заниматься одним продуктом или даже линейкой продуктов. Сомов с командой выведут проект на максимальную прибыль, рассчитают стоимость и продадут конкурентам с премией, чтобы переключить свое внимание на новые продукты.

«На конкурсе в рамках самой презентации оформились те принципы, о которых мы прежде и не задумывались. Надо было понять, как о проекте рассказать и сделать его привлекательным. И мы переосмыслили финансовую схему. Если раньше мы рассчитывали исключительно на свое эксклюзивное производство, то после конкурса осознали, что нужно продавать технологию. Увеличивать ее стоимость и отдавать на производство профессионалам, которые умеют это делать», — объясняет инженер.

Конструкторское бюро займется новым продуктом. По словам изобретателя, идеи уже есть. И вот еще что важно: для каждого продукта будет своя компания, свой бизнес. «Мы создадим такую компанию, поработаем над ней, а потом продадим. И каждый раз будет новый продукт», — говорит Сомов.

По мнению Владимира Туртикова, у Сомова с его технологией есть все шансы для развития своих проектов в области интернета вещей — одного из наиболее интересных промышленных направлений современности. Это когда вся бытовая техника, от кондиционера до чайника, оснащается сенсорами и интеллектом и взаимодействует между собой без участия человека.

«Благодаря стартап-туру и Startup Village, при поддержке Фонда "Сколково", компания "Сомов Конструкторское бюро" приобрела известность не только у себя в родном Екатеринбурге, но и по всей стране. Это регулярно приносит команде новые заказы и контракты. Максим, вероятно, и сам бы достиг таких результатов, но при поддержке фонда он это сделал значительно быстрее. Мы ему помогли с PR, GR, грантовыми программами. И ему удалось добиться значительного ускорения развития бизнеса в компании», — отмечает эксперт, и с ним трудно не согласиться.

Обсудить
Полна чалма
Неизвестные снимки исчезнувших красот старой Индии
«Осужденным к расстрелу рубили головы топором»
Зачем Сталин устроил Большой террор и утопил страну в крови
Харе Гитлер!
Пережившие войну нацисты нашли спасение в йоге и гомосексуализме
Дичь какая
Эти люди совершают преступления, которые другим даже в голову не придут
«Больше вина — меньше одежды»
Где и как проводят каникулы самые знаменитые модели
«Они думают, что в России все плохо»
История москвички, переехавшей в Шотландию
Деньги танцующего миллионера
За что у любимца интернета Джанлуки Вакки отбирают виллы и яхты