Из Вашингтона пришли очередные плохие новости для Киева. Согласно предварительному проекту американского бюджета, уже в 2018 году США могут сократить объемы финансирования украинских программ почти на 70 процентов. Эта цифра не окончательная и, скорее всего, в ходе дебатов будет пересмотрена. Однако тенденция налицо — Белый дом явно теряет интерес к взбалмошному Киеву. «Лента.ру» разбиралась в нюансах финансирования Западом украинского постмайданного режима.
О значительном сокращении финансовой помощи «развивающимся странам», в том числе Украине, стало известно из статьи, опубликованной в американском издании Foreign Policy. В публикации утверждается, что таким образом президент США Дональд Трамп придерживается своего курса «Америка превыше всего». Объем помощи Украине на 2018 год в предварительном плане бюджета превышал 570 миллионов долларов, новый же проект предусматривает сокращение финансирования до весьма скромных 177 миллионов. Если перевести сокращение в относительные величины, то получится крайне неприятный для Киева результат — 68,8 процента. Неудивительно, что украинские политики и эксперты, не сдерживая эмоции, поспешили заявить об очередной «зраде» (по-украински — «предательство»). Резонанс была такой, что посольству Украины в США даже пришлось выступить со специальным заявлением.
В крайне обтекаемых выражениях, с легкостью жонглируя цифрами, дипломаты доказывали, что все не так уж и плохо. Информация о сокращении финансовой помощи США на 68,8 процента должна рассматриваться с учетом финансовой помощи Украине в форме кредитных гарантий, а это существенно меняет дело, утверждают в посольстве. «В частности, в 2016 году США предоставили Украине кредитные гарантии в размере 1 миллиарда долларов, что требовало финансирования из бюджета объемом около 300 миллионов долларов. В то же время в 2018 году благодаря достигнутой финансовой стабилизации и ожидаемому росту экономики Украины стороны не предусматривают финансовую помощь в форме кредитных гарантий. Учитывая указанное, фактическое уменьшение американской помощи Украине в 2018 году составит около 30 процентов, что позволяет продолжить реализацию большинства действующих программ помощи нашей стране», — отметили в диппредставительстве. Логика не слишком вразумительная, да и итоговый вывод вызывает вопросы.
Вроде бы доказав, что ничего плохого не происходит, посольство Украины сделало неожиданный ход конем: «Мы надеемся, что Конгресс Соединенных Штатов в федеральном бюджете — 2018 сохранит объемы помощи Украине на уровне не меньше финансирования 2016 года». Именно на Конгресс Киев сейчас возлагает свои основные надежды. Бывший посол США на Украине Джон Хербст в интервью украинскому государственному агентству «Укринформ» подтвердил, что шансы на благоприятный исход есть. «Администрация Трампа заняла офис с узким пониманием наших нужд национальной безопасности (…). Конгресс США лучше понимает важность сильного дипломатического корпуса и программ помощи в вопросах безопасности (…) и может помешать сокращению помощи для Украины», — подбодрил украинцев дипломат.
Впрочем, Хербст своим заявлением лишь подтверждает очевидное. Да, в Конгрессе могут добиться пересмотра сумм, выделяемых Украине, в большую сторону. Однако не ради правительства в Киеве, а из соображений внутриполитической борьбы. Позиция же администрации Трампа достаточно ясна, и не приходится сомневаться: если в итоге не срежут финансирование здесь, то уменьшат его в другом месте, например, через МВФ. Благо, возможностей более чем достаточно. Причем можно предположить, что во втором случае последствия для Киева будут гораздо более болезненными.
Вместе с тем в украинском кабмине трагедии в произошедшем не видят. «На данный момент Украина больше заинтересована в получении помощи Вашингтона с военными поставками и сохранении экономических санкций в отношении России, чем в получении кредитных гарантий», — пояснял министр финансов Александр Данилюк за несколько дней до публикации в Foreign Policy. Свежих комментариев из кабмина и администрации президента Петра Порошенко пока не последовало. Что вполне понятно — тема слишком щекотливая для публичных заявлений.
А вот в оппозиции предоставленный шанс высказаться о наболевшем не упустили. «Несмотря на америкоцентричность политики Трампа и глобальное сокращение американской финпомощи другим странам, причина сокращения помощи Украине имеет свои конкретные причины: расцвет политической коррупции, обогащение правящей элиты, обнищание людей, отсутствие реформ», —указывает бывший глава СБУ Валентин Наливайченко. Вдобавок к этому он отмечает вмешательство власти в работу вновь созданных антикоррупционных органов, а также «дело Насирова» (главы Государственной фискальной службы), которое, уверен политик, нынешняя власть всячески пытается развалить.
Вопрос с урезанием финансирования ряда программ от США поднял и другой аспект этой истории: как Запад, напрямую повлиявший на госпереворот в Киеве зимой 2014 года, вообще помогает киевскому режиму. Ведь после отстранения Виктора Януковича и формирования нынешней власти обещания западных партнеров, и в первую очередь американцев, были более чем щедрыми. Пожалуй, самым громким событием стала пафосная Международная конференция инвесторов в феврале 2015 года, главной целью которой было заявлено — ни больше ни меньше — спасти Украину от банкротства. По оптимистическим прикидкам, западные доноры должны были собрать 15 миллиардов долларов в рамках «нового плана Маршалла». И это еще не самые большие ожидания: назывались суммы общей западной помощи в 35-39 миллиардов долларов. Стоит ли говорить, что закончилось все это большим пшиком, а бюджет Украины пополнился на сущие копейки.
Кстати, именно сейчас пресловутый «новый план Маршалла» (Маршалл —
американский госсекретарь, предложивший в 1947 году программу экономической поддержки разрушенных Второй мировой войной европейских стран) снова оказался в повестке дня. Один из главных его лоббистов, бывший премьер Литвы Андрюс Кубилюс, говорит о вливании в реальную экономику Украины порядка 25 миллиардов долларов за 5 лет начиная с 2018 года. «2017-й будет годом построения проукраинской коалиции, а уже 2018-й может стать годом реальных проектов. Утверждение планируется на 2019 год (…). Сейчас по этому вопросу будет создаваться коалиция — ожидается поездка в Вашингтон, затем планируем поездки в Брюссель или Берлин», — мечтает политик.
В реальности же объем помощи гораздо скромнее. В ноябре прошлого года посол США на Украине Мари Йованович заявила, что именно от Вашингтона с 2014 года Украина получила всего около 1,3 миллиарда долларов финансовой помощи, причем порядка половины этой суммы ушло в сектор безопасности. Бюджет США на 2017 год предусматривает выделение 350 миллионов долларов Украине в оборонной сфере, однако и здесь, как говорится, не все так однозначно. Так, в марте этого года палата представителей Конгресса США одобрила предоставление Украине военной помощи в размере 150 миллионов долларов, что также породило волну паники — дескать, и здесь урезают. Посол Украины в США Валерий Чалый даже выступил с объяснением: финансирование выделяется этапами, 150 миллионов — это первый транш, который будет предоставляться до 1 октября текущего года, остальное «потом». Впрочем, оптимизм слова дипломата не вернули, многие не верят, что администрация Трампа захочет что-либо добавлять Украине «потом», учитывая ее специфическое отношение к Киеву.
В марте правительство США выделило целых 54 миллиона долларов Украине. Эти смешные по любым меркам деньги предполагается направить на борьбу с коррупцией, экономические реформы и развитие демократии. «Я убеждена, что эта дополнительная помощь еще на один шаг приблизит украинский народ к тому уровню благополучия демократии, к которому он стремится и которого он заслуживает», — как будто издевалась посол США на Украине.
Надо отметить, что обычно в медиапространстве за помощь от США выдаются американские кредитные гарантии, хотя это совсем другая история. По сравнению с финансовой помощью, суммы тут чуть более впечатляют: Вашингтон выделил постмайданному Киеву три транша по одному миллиарду долларов в мае 2014-го, мае 2015-го и сентябре 2016 года. Но, по сути, это просто кредит, пусть и под весьма низкую ставку, и рано или поздно его придется отдавать. Более того, эксперты подозревают, что в довесок к этим гарантиям идут весьма специфические условия, выполнению которых украинские налогоплательщики будут не слишком-то рады.
О том, что на самом деле Вашингтон выделяет Киеву в буквальном смысле слова крохи, говорят и американские дипломаты. Так, в конце 2015 года три бывших посла США на Украине выступили с обличающей статьей в The New York Times об «огромном разрыве» между риторикой в поддержку Украины и ресурсами, выделяемыми для помощи (в том смысле, что слов много, а денег мало). «Новая Украина родилась на Майдане, но ей пока не оказана адекватная поддержка. Запад должен предоставлять помощь, соизмеримую с военной и экономической угрозой Киеву. В то же время США и ЕС обязаны подталкивать украинское правительство к реформам. На кону стоит защита глобального порядка, и она не может быть дешевой», — полагают послы. Как видим, с тех пор ситуация для Украины меняется только в худшую сторону.
Похожим образом развиваются события и с денежной помощью от Евросоюза. Еще в апреле 2014-го ЕС задекларировал готовность оказать финансовую помощь Украине общим объемом 11 миллиардов евро, из которых 1,4 миллиарда предполагалось направить на грантовые программы, а остальное представляло собой кредитные средства от Европейского банка реконструкции и развития, а также Европейского инвестиционного банка. Через год, оценив положение дел на Украине и способности киевской власти к действиям, ЕС резко сбросил предложение помощи до 1,8 миллиарда евро кредитной линии. «Четкая позиция Европейского парламента подчеркивает продолжение ЕС своей беспрецедентной поддержки стране, которая сильно пострадала в результате глубокой рецессии», — говорилось в решении Европарламента.
Но даже эту сумму донор решил выдавать тремя траншами — по 600 миллионов евро, причем к каждому прилагался целый список политических и экономических условий. За первым, «рекламным» траншем дело не стало, а вот второй Киев получил лишь на днях. То есть перерыв составил два года. Историю о том, что ЕС пытался добиться отмены моратория на экспорт леса-кругляка, что повлекло бы за собой катастрофическую вырубку деревьев в Карпатах, в обмен на очень небольшой кредит, уже знает каждый украинец. И это самое скандальное, но далеко не единственное требование «партнеров».
«Украина запретила вывозить лес-кругляк, потому что действительно украинские Карпаты и другие регионы банально грабятся, вырезаются под ноль. Этот лес едет в Европу, там из него делают разного рода материалы, начиная от мебели и заканчивая какими-то паркетами, и там формируется дополнительная стоимость этих материалов. Европейский бизнес на этом очень хорошо зарабатывает, а Украине остаются только вырезанные леса и неблагоприятная экологическая обстановка», — объяснял политолог Руслан Бортник.
Неизвестно точно, какие тайные механизмы сработали, но второй транш кредитной помощи в 600 миллионов евро Киев получил как будто бы «просто так» (законопроект о лесе формально внесен на рассмотрение Рады, но до реального голосования еще далеко), что не устают подчеркивать европейские чиновники, без всяких дополнительных условий. Однако хорошо известно, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке. Поэтому Украине, можно не сомневаться, еще придется заплатить — и за эту, и за любую другую западную помощь.