Интернет и СМИ
00:01, 29 апреля 2017

«Скотина тупая! Я тебя больше не знаю» Как на радио швыряются стаканами и обмениваются оскорблениями

Светлана Поворазнюк (Заместитель главного редактора)
Фото: Александр Саверкин / ТАСС

Радиостанция «Эхо Москвы» отказалась сотрудничать с писателем Михаилом Веллером, который во время передачи «Особое мнение» возмутился тем, что его перебила ведущая Ольга Бычкова. Гость студии бросил в нее микрофон, окатил водой из чашки, а затем кинул и саму чашку, после чего покинул студию. Работники разговорных радиостанций нередко сталкиваются со строптивыми собеседниками, но часто совершают неоднозначные поступки и сами радиоведущие. «Лента.ру» посмотрела на тех и на других со стороны.

«Вы ведущая или вы спотыкающая, мешающая и затыкающая?»

Первые 10 минут эфира «Особого мнения» все шло по плану: Бычкова обозначала тему для разговора, а Веллер в своей обычной темпераментной манере высказывался по заданной проблеме. Когда речь зашла о выборах во Франции, ведущая решила подогреть дискуссию вопросом слушателя, который назвал Марин Ле Пен нацисткой.

«Ежели ты не читал программу ее партии, ежели ты не читал программы Макрона, ежели ты не знаком с происходящими процессами, то ты дубина и мякинная голова. И в эту мякинную голову пропагандисты вложили готовые мысли», — распалялся Веллер. «А если все-таки читал, мы ведь не знаем», — возразила ведущая.

Тут Веллер сорвался на крик и попросил Бычкову не прерывать его. «Оля, вы ведущая или вы спотыкающая, мешающая и затыкающая? — вопрошал гость студии. — Вы мешаете работать, а не помогаете». Бычкова отметила, что они ведут диалог, но Веллер не унимался. Когда ведущая сообщила, что время от времени она все-таки будет ему задавать вопросы, спикер вырвал микрофон, плеснул в нее водой, а затем с силой метнул в ее сторону кружку.

«Скотина тупая! Я тебя больше не знаю», — проорал Веллер и удалился. Бычкова извинилась перед слушателями, сославшись на то, что гость «немножко погорячился». После этого радиостанция приостановила сотрудничество с писателем — до извинений перед ведущей.

Однако Веллер виноватым себя не считает. Напротив, он полагает, что принести извинения должна радиостанция. Он обвинил Бычкову в непрофессионализме и пояснил, что сотрудничает с радиостанцией с 1993 года, глубоко ее уважает и любит, но «оскорбительного поведения» стерпеть не может.

«К голубым вы лучше относитесь, чем к оранжевым»

«Эхо Москвы» — рекордсмен по скандалам в эфире. Радиостанция приглашает людей с самыми разными политическими взглядами, так что в эфире нередко вспыхивают конфликты, на словесное разрешение которых даже у подкованных ораторов не всегда хватает самообладания.

Ведущие и гости студий не раз испытывали нервы лидера движения «Суть времени» Сергея Кургиняна. Однажды оппозиционеру Роману Доброхотову показалось, что он поймал Кургиняна на противоречии. Мол, политик упрекает власть, но выступая на федеральных каналах, не критикует ни Путина, ни Медведева. Кургинян возразил, что это не так, молодой человек, должно быть, ослеп, как и вся оппозиция, когда ей это удобно. Потом речь зашла о том, по какому пути должна идти оппозиция, и Доброхотов назвал путь Кургиняна и его последователей «фашистским», «коричневым».

Кургиняна это оскорбило. «Я же не сравнивал оранжевую и голубую оппозицию», — обратился он к ведущему. «Мне кажется, к голубым вы лучше относитесь, чем к оранжевым», — парировал Доброхотов. В ответ Кургинян плеснул в оппонента водой.

«Ваши убеждения оставьте в заднице»

Контролю над эмоциями в эфире и Веллер, и Кургинян могли бы поучиться у главного редактора журнала The New Times и по совместительству ведущей «Эха Москвы» Евгении Альбац. Блестящий оратор, она довольно жестко расправляется со своими оппонентами в эфире, но порой готова срывать клокочущее раздражение и на коллегах.

Так случилось в 2010 году все на том же «Особом мнении», но с другой ведущей — Эвелиной Геворкян. Разговор не заладился с самого начала. Было понятно, что постоянная гостья студии пытается насолить собеседнице: упрекала Геворкян в недостаточном знании истории и цеплялась за, казалось бы, безобидные реплики. К примеру, ее не устроила фраза «Беседуем с Евгенией Альбац». «Беседуем. Это вы с кем беседуете? Мы — Николай Второй, я поняла», — посмеялась Альбац.

Причина ее недовольства выяснилась в перерыве. Главред The New Times отчитала молодую коллегу за низкий уровень подготовки к эфиру и за веселые глаза во время разговора о Михаиле Ходорковском. «Вы не готовитесь к эфиру, не следите за своей речью и за своим лицом. Вы говорите о человеке, который семь лет в тюрьме, и у вас смех в глазах. Я вижу, что вы маленькая, плохо подготовленная девочка», — с нескрываемым раздражением говорила Альбац. Попутно она в грубой форме посоветовала ей не высказывать личное мнение в общении со спикером, а именно «оставить свои убеждения в заднице», поскольку это не авторская программа Эвелины Геворкян.

Доренко против Хазина

Ведущие «Эха» — не самые одиозные персонажи в мире радиожурналистики, пока на радио продолжает творить главный enfant terrible радиостанции «Говорит Москва», он же ее главред Сергей Доренко, известный как своеобразной манерой подачи информации во время передач, так и поведением до, во время и после радиоэфира.

В сентябре 2016 года у него возник конфликт с экономистом Михаилом Хазиным, который незадолго до этого проиграл выборы в Госдуму. По рассказу Доренко, Хазин пришел в эфир одной из передач говорить об экономике. Однако главред, заметив перед эфиром, что Хазин хмур и не здоровается, заподозрил: гость пришел на радиостанцию «сводить счеты с победившими его соперниками». Доренко попросил продюсера напомнить Хазину, что его пригласили говорить об экономике. Хазин же объяснил, что сам знает, о чем говорить. Такой ответ Доренко не устроил, и он показал, кто на радиостанции хозяин, изгнав гостя из студии еще до эфира.

«Этот мерзкий опарыш украл кусок моей статьи!»

Эфир для расправы со своими неприятелями используют и некоторые ведущие, правда порой выглядит это довольно нелепо. Так, ведущий радио Life (бывшая «Русская служба новостей») Михаил Шахназаров разразился в утреннем эфире пламенной речью о журналисте Олеге Кашине. В соцсетях Кашин процитировал материал Шахназарова о ловцах покемонов, опубликованный на портале Life.ru. Когда журналиста спросили, кто автор текста, он ответил: «Какой-то черт с лайфа».

Шахназаров был задет и принялся осыпать Кашина красочными эпитетами. «Этот мерзкий опарыш украл кусок моей статьи, без кавычек выставил у себя», — говорил ведущий. Он пояснил, что его возмутило не только слово «черт», которое Кашин употребил в его отношении, но и в принципе то, что журналист, по его мнению, злоупотребляет оскорблениями в Facebook.

Ведущий посвятил немало эфирного времени эпизоду из соцсети. Попутно он называл оппонента «арматурным вафлером» (в 2010 году двое напали на журналиста с арматурой и избили его, заказчики преступления до сих пор не названы), предложил ловить на Кашина, как на опарыша, китов, а в финале попросил слушателей проголосовать, кем они считают журналиста — петухом или голубем мира. В результате за поведение радиоведущего был вынужден извиняться гендиректор радиостанции.

< Назад в рубрику