Африканские легкоатлеты Элиуд Кипчоге (Кения), Лелиса Десиса (Эфиопия) и Зерсенай Тадесе (Эритрея) готовятся побить мировой рекорд в марафоне. Забег пройдет на трассе «Формулы-1» в итальянской Монце. Перед стартом ведущие бегуны прошлого и настоящего делятся опытом преодоления дистанции в 42 километра и рассуждают о шансах спортсменов, бросивших вызов самим себе и всему миру, выбежать из двух часов.
Сегодня рекорд у мужчин на марафонской дистанции равен 2 часам 2 минутам и 57 секундам. Чтобы побить рекорд, нужно сократить это время на три процента. Многие считают это невозможным. Специалисты подсчитали: чтобы пробежать дистанцию меньше чем за два часа, нужно каждый из 42 километров пробежать быстрее на четыре секунды. Кипчоге, Десиса и Тадесе считают эту задачу выполнимой, тем более что на помощь атлетам пришли ученые, разработавшие комплексный подход к подготовке и учитывающий все факторы: питание, тренировочный процесс, экология, технологичная экипировка.
Чтобы всего на три минуты сократить рекордное время, за которое человек может пробежать марафон, (с 2:06:05 до 2:02:57), потребовалось 16 лет. В 2014 году действующий мировой рекорд на Берлинском марафоне установил кенийский бегун Деннис Киметто. Если рассматривать историю как график, где можно отследить какие-то тенденции, то марафон, который получит звание «почти двухчасового», состоится еще нескоро. Сама попытка уложиться в два часа — это психологический вызов, заставляющий бегунов сомневаться. «2 часа — это не 10 секунд, за такое продолжительное время может произойти что угодно», — говорит Карл Льюис, один из первых спринтеров, преодолевших 10-секундный барьер на стометровке. В 1991 году он вернул себе звание рекордсмена, пробежав дистанцию за 9,86 секунды, и удерживал этот титул почти три года.
Даже величайшие бегуны в истории понимают, каков масштаб этого временного барьера и какие силы нужно приложить для его преодоления. «Бегать с такой скоростью так долго — это сверхсложно», — отмечает Гален Рапп, бронзовый призер марафона на Олимпийских играх-2016 в Рио. Чтобы выбежать из двух часов, в Бразилии ему пришлось бы прийти к финишу на 9 минут и 59 секунд раньше. Тем не менее Рапп настроен оптимистично: он считает, что преодоление двухчасового барьера — вопрос лишь времени, а не возможностей.
«Марафон — самый большой монстр», — говорит Бернард Лагат, обладатель пяти золотых олимпийских медалей, один из атлетов, который пробежит с Кипчоге, Тадесе и Десисой часть «почти двухчасового» марафона, особенно зрелищного за счет амбициозной цели бегунов. «Возможность стремиться к такому яркому временному отрезку выпадает нечасто», — считает Гален Рапп и напоминает, что предыдущий рекорд такого рода был установлен аж 63 года назад: Роджер Баннистер пробежал 1,6 километра менее чем за четыре минуты, став первым человеком, который финишировал с результатом 3 минуты и 59 секунд.
Правда, уже через 46 дней этот рекорд побил другой атлет, а сегодня таких бегунов уже 25. Тем не менее предстоящее событие — знаковое для многих спортсменов, и большинство воспримут его как вызов. «Этот временной барьер уникален в том числе потому, что участие в марафоне может принять любой человек», — рассуждает Карл Льюис.
Кипчоге, Тадесе и Десиса решили выйти на старт потому, что спонсор забега считает их лучшими в своем деле, но это вовсе не значит, что они машины, не чувствующие усталости. «Это будет тот самый редкий день, когда у бегунов не будет шанса расслабиться, им предстоит включиться на сто процентов и работать на пределе возможностей», — говорит Джоан Бенуа Самуэльсон — победительница первого в истории олимпийского марафона для женщин, рекордсменка Бостонского марафона 1983 года. По ее мнению, бег — это интернациональный язык, который объединяет людей.
Наблюдение за тремя бесстрашными атлетами, готовыми приложить колоссальные усилия в рамках марафона, который увидят тысячи людей, может вдохновлять на реализацию даже самых смелых планов. «Проект Breaking2 навел меня на мысли, что я, возможно, сам себе бессознательно установил границы, и тогда я задумался, как именно могу их преодолеть», — отметил Рапп.
Двукратный олимпийский призер на дистанции 1500 метров Бернард Лагат, который усиленно тренировался ради частичного участия в событии, тоже намеревается использовать шанс осуществить давнюю мечту: «Сейчас у меня эмоциональный подъем, поскольку я хочу попытаться побить американский рекорд на отрезке пути в 10 километров».
В 2016 году, в 41 год, Лагат преодолел дистанцию длиной 10 километров за 27 минут 49 секунд и установил новый ветеранский мировой рекорд, на 41 секунду улучшив результат предыдущего рекордсмена Кевина Кастилла.
Для других атлетов грядущий забег тоже стал поводом поставить более серьезные цели. Джоан Бенуа Самуэльсон, к примеру, начала бегать как раз после того, как ей сказали, что женщинам лучше не испытывать себя на дистанциях больше полутора километров, поскольку это может повлиять на фертильность. «Теперь, когда у меня двое детей и 240,5 тысячи километров за спиной, я все еще пытаюсь нащупать ту финишную черту. Мое стремление к тому, что считается невозможным, — это бесценный источник новых сил. Думаю, для каждого, кто увлечен, вызов превращается в лучшую мотивацию для достижения своей цели», — отмечает бегунья.
Пола Рэдклифф, которой принадлежит мировой рекорд в марафонском беге среди женщин (2:15,25), считает, что вызов имеет огромное значение для бегунов всего мира: «Если кто-то из атлетов сможет преодолеть недостижимую ранее временную черту, это сломает устоявшиеся представления о возможностях. Это будет событие, сравнимое с победой Роджера Баннистера в 1954 году, когда он смог пробежать более полутора километров меньше чем за четыре минуты».
Возможность увидеть, как раскрывается человеческий потенциал, как рушатся границы, которые казались непреодолимыми, объединяет людей независимо от возраста, половой принадлежности и национальности.
«Забег — это демонстрация того, что тяжелый труд, воля, целеустремленность и вера в свои силы помогают многого достичь», — объясняет Пола Рэдклифф. И главное преимущество заключается в том, что цель эта может быть совершенно любой.