Джангл, техно, хаус, драм-н-бэйс, дабстеп и вообще все, подо что обычно танцуют в клубах — электронная музыка. И ничего этого бы не было, если бы не российские инженеры, которые придумали первый синтезатор и продолжают радовать мир своими разработками. На выходных в Москве пройдет Synthposium — фестиваль на стыке искусства и технологий, где, в том числе, представят новые продукты отечественного производства. «Лента.ру» с помощью организатора мероприятия Наири Симоняна попробовала разобраться, почему синтезатор — самый важный элемент современной (и не очень) музыки.
Если смотреть на историю, я правильно понимаю, что вообще первый электронный синтезатор — терменвокс — был создан в России?
Да, все началось здесь, это можно с уверенностью сказать, благодаря Льву Термену. Действительно, инженерные мысли Льва Термена легли в основу всего того, что мы видим сейчас. По сути, человек своим магнитным полем управлял музыкальным инструментом. Попытайтесь мысленно перемотать на такое количество лет назад и представьте, что это тогда могло означать.
Лев Термен создал свой терменвокс в 1920 году, на тот момент изобретателю было 24 года. Особенность инструмента заключается в полной бесконтактности — чтобы музыка зазвучала, синтезатор не надо трогать, достаточно разводить руками рядом с двумя антеннами. В сети сохранилась видеозапись того, как на терменвоксе играет сам Термен — звуки извлекаются буквально по мановению руки.
На самом деле, это был не самый первый опыт создания электромузыкального инструмента — до Термена воспроизводить звук с помощью электричества научился американец Таддеус Кэхилл, но его телармониум весил семь тонн и распространения не удостоился. Так что первым синтезатором, получившим практическое применение, все-таки стал инструмент Термена, положивший начало электронике как одному из направлений популярной музыки.
Терменвокс можно услышать в треках таких групп, как Portishead и Led Zeppelin, на этом инструменте также записана тема сериала «Доктор Кто».
Сам изобретатель около 10 лет прожил в США, после чего его отозвали в Москву. В СССР Льва Термена, как и многих выдающихся изобретателей, арестовали и отправили в лагеря. При этом он, будучи заключенным, получил Сталинскую премию. В 1991 году он на старости лет вступил в КПСС, а через два года умер в возрасте 97 лет.
В 1958 году в СССР был создан первый в мире полифонический музыкальный синтезатор — то есть многоголосый, способный воспроизводить более одной ноты одновременно. Инструмент «АНС» изобрел Евгений Мурзин и назвал его в честь композитора Александра Николаевича Скрябина.
История «АНС» тесно связана с кинематографом — считается, что именно с помощью этого синтезатора в СССР впервые была применена электронная музыка в кино. Споры только о том, в каком именно фильме: «Приходите завтра…» или «Мечте навстречу» — оба были сняты в 1963 году.
На синтезаторе Мурзина постоянно играл Эдуард Артемьев — он написал на «АНС» музыку почти ко всем фильмам Андрея Тарковского. Инструмент, единственный экземпляр которого сейчас можно увидеть в Москве в музее Глинки, отличался космическим звучанием — именно поэтому так хорошо вписался в картину «Солярис».
На «АНС» также записала один из альбомов британская группа Coil — они считаются одними из создателей жанра постиндастриал.
На «Синтпозиуме» новый продукт представит Владимир Кузьмин — создатель советского поливокса.
Не только Владимир Кузьмин. В этом проекте перерождения поливокса виден, так скажем, диалог между легендой в лице Кузьмина, который стоял за оригинальным синтезатором, и сегодняшними талантами-инженерами Алексеем Табером и Алексом Пленингером. Вот эта коллаборация — вообще пример для большинства, который говорит о том, что нужно размывать границы поколений, вести диалог и обмениваться опытом.
Почему поливокс называют «советским военным синтезатором»?
Ну, дело в том, что он был произведен на военной фабрике, которая удовлетворяла нужды военных структур. И дизайн, сделанный супругой Кузьмина Олимпиадой, — многие находят в нем отголоски советской военной мысли. Посмотрите на его внешний вид — он правда такой брутальный, черно-белый, вся эта геометрия, пропорции. Ну и его звучание — оно очень характерное, где-то агрессивное, где-то очень яркое, контрастное.
Поливокс — один из наиболее известных российских синтезаторов на Западе. На нем записал альбом британский дуэт Goldfrapp, его постоянно использует клавишник Rammstein Кристиан Лоренц (он также вместе с диджеем Zardonic и Сергеем Летовым стал одним из первых, кто опробовал обновленный продукт).
С помощью советского синтезатора композитор Мик Гордон создал саундтрек к компьютерной игре Doom. Самое интересное — если визуализировать музыку к игре с помощью спектрограммы, то можно увидеть спрятанные в звуке секретные послания. Цветовые волны складываются в пентаграммы и числа 666.
Свой новый продукт на «Синтпозиуме» представит также наш соотечественник Роман Филиппов. Что это за синтезатор?
Ромин синтезатор называется Deckard’s Dream, как сон главного героя «Бегущего по лезвию» Декарда. И в этом году как раз выходит ремейк этого крутейшего фильма — но это совпадение, Рома просто умеет заглядывать вперед.
Его инструмент привлекает огромное количество внимания — начиная от кинорежиссеров до профессиональных музыкантов и композиторов. От него в восторге, например, Джей Джей Абрамс из «Звездных войн» и «Стартрека» — это человек, который сам купил этот синтезатор у Ромы. Или там те же ребята из Depeche Mode и группа Survive, которая работает над саундтреком к Stranger Things.
В России, получается, Deckard’s Dream увидят впервые?
Во всем мире увидят впервые — это первая публичная презентация. Обычно как бывает: появляется проект, продукт, прототип и начинаются предзаказы. И там уже напрямую персонально рассылаются инструменты. Это пока не массовый продукт, который лежит на прилавках, это очень бутиковая что ли, персональная история. Поэтому публичная презентация впервые произойдет именно здесь. Причем в этом же году Рома должен был показать синтезатор на европейском фестивале — но по ряду причин не удалось поехать, поэтому мы перехватили.
Synthposium 2017 пройдет с 24 по 27 августа на «Винзаводе» и Artplay