«Кольчугу и легинсы не смогу носить еще очень долго»

Чем жил Ричард Мэдден между «Игрой престолов» и новым сериалом по Филипу К. Дику

Кадр: сериал «Электрические сны»

Миры великого фантаста Филипа К. Дика вот уже тридцать пять лет — одна из самых живучих обсессий американского (и не только) кино и телевидения. Более того, будь то «Бегущий по лезвию» или «Человек в высоком замке», попытки перенести на экран его произведения еще и непременно оказываются маркером, лакмусовой бумажкой, проявляющей природу и потайные завихрения того времени, которое вновь попытались объяснить с помощью сюжетов и идей писателя. 1980-е вслед за «Бегущим» искали определение человека в мире, где стремительно исчезали различия между подлинником и копией. 2010-е в «Человеке в высоком замке» уже предугадывали назревающий разворот либеральных стран к популистской, консервативной повестке.

Что ж, похоже, мир снова хочет что-то нам о себе сообщить — 17 сентября британский Channel 4 возобновил приключения Дика на больших и малых экранах, начав показывать самый амбициозный английский сериал осени. В основу «Электрических снов» легли десять малоизвестных рассказов фантаста, чтобы сложиться в классический сериал-антологию: по одной серии на каждый, никакого сквозного сюжета, отдельный актерский состав для каждого набора персонажей. Такой калейдоскопический подход сам Дик наверняка бы оценил. Вполне могут начинать составлять собственное мнение и зрители: первая серия «Электрических снов» уже доступна в онлайн-сервисе «Амедиатека» — эпизод под названием «Создатель капюшонов» воображает противостояние телепатов и обычных людей в мире после техногенной катастрофы, а главную роль в нем играет Ричард Мэдден, сделавший себе имя ролью Робба Старка в «Игре престолов». «Лента.ру» выяснила у Мэддена, как организована работа над сериалом и каким своим увлечением в жанре фантастики он не очень гордится.

«Лента.ру»: Какую роль авторы «Электрических снов» нашли вам во вселенной книг Филипа К. Дика?

Мэдден: Это Агент Росс — один их лучших детективов полиции правительства Свободного Союза. Мир, в который мы попадаем в этой серии, прямо скажем, странненький, такая параллельная вселенная. 30 или 40 лет назад невероятный метеоритный дождь вывел из строя всю электронную технику на планете, так что чувствуешь себя, как в 60-70-х. По углам всех учреждений валяются груды неисправных лэптопов и ноутбуков — и тут же работают за столами люди, уже привыкшие обходиться карандашами, бумагой, вести карточки с рабочими контактами в Rolodex. Этот метеоритный дождь еще и сопровождался выбросом радиации — еще одним ударом для человечества, эхом которого стало рождение детей с даром телепатии. Это дает сюжету возможность поразмышлять о природе расизма — поскольку в таком мире уже немыслимы другие формы дискриминации, конфликт назревает между телепатами и нетелепатами.

Серия получилась динамичной? Довелось исполнить трюк-другой на площадке?

А там вообще-то довольно много экшена — и очень много трюков. Серия и начинается-то ударно, а дальше темп только нарастает. Что до меня, то за рулем допотопного Ford Corolla все время был я сам — на славу рассекал по пересеченной местности в этом зверомобиле, и чудо, что не угробил всех, кто в нем в это время сидел.

Насколько сюжет верен первоисточнику — рассказу Филипа К. Дика?

Он совсем другой. Дик обходится в рассказе всего-то 10 страницами, так что мы додумывали и персонажей, и побочные истории. В первоисточнике телепатов общество принимает намного теплее — у кого нет тайн, того не напугаешь чтением мыслей; а недовольные оказываются в меньшинстве. В нашей версии этот расклад переигран — против телепатов протестует уже большинство, всеми силами цепляющееся за право на тайну частной жизни. Серия начинается, когда правительство готовится представить новый законопроект — по сути, разрешающий власти силой читать мысли людей. В результате напряжение сгущается, а затем в продаже появляются капюшоны, защищающие от телепатии.

Это так похоже на старое доброе АНБ.

Да! На экране даже звучит прямое мнение, что все происходящее определяется нашими отношениями с информацией, например тем фактом, что нас очень манят чужие секреты, но свои собственные уже никому не хотели бы доверять. По-моему, это вполне показательная примета нашего времени. Когда в сеть утекают чья-то переписка, зарплатный лист или интимные фотографии, мы все спешим на них взглянуть, но зато никогда не решаемся подобным же образом впустить других в собственную частную жизнь.

Вы раньше были знакомы с этим сюжетом?

Нет. Не подумайте, я люблю фантастику всей душой — когда-то даже посмотрел все серии «Звездных врат» и не должен бы этим гордиться (смеется) — так что хорошо знаком, причем очень близко, со многими произведениями Дика, но рассказы, вошедшие в сериал, давно не переиздавались, их невероятно трудно заполучить. Фантастику как жанр я люблю, потому что она предъявляет тебе абсолютно другой мир, далекий и необъятный в таких масштабах, в каких тебе самому будет угодно, — но этот мир всегда хранит отпечаток столкновения с нашей реальностью. Такой эффект в фэнтези достигается намного реже.

Как вписались в этот сериал, еще помните?

С режиссером Джулианом Джаррольдом, который снял «Создателя капюшонов», нашу серию «Электрических снов», я успел поработать еще до «Игры престолов». Его телефильм «Переживая за Боя» — о том, как начинался путь Боя Джорджа — вообще был одним из моих первых опытов работы на ТВ! А Холлидей Грейнджер! В «Создателе капюшонов» она играет телепатку, с которой судьба сводит моего героя. Ни с одной другой актрисой я в своей жизни не работал так часто! Это уже третий или четвертый наш совместный проект, так что нам было проще простого включиться в рабочий процесс без всякой раскачки — что пришлось к месту в проекте с довольно коротким съемочным периодом.

А как долго шли съемки?

Три с половиной недели. Для кино такой срок — гарантия работы в очень ускоренном темпе. А если сравнивать с телевидением, то получается на полторы недели больше, чем дают на съемки одной серии в других сериалах. Многое мы снимали на натуре: больше всего мне понравилось отделение полиции, занявшее бесхозные конторы бывшего бетонного завода. Все до единой вещи в целом здании были сделаны из бетона! Очень неуютное и необычное чувство. Бетонные столы, будто произрастающие из пола — он же тоже бетонный. Даже столовая! Да что там — вообще все вокруг тебя бетон и ничего больше! Затем предстояло поработать на студиях в Западном Лондоне — это он стал местом действия сериала. Как раз там построили гетто, где живут телепаты. Над «Снами» работала невероятная команда — те же люди сделали вместе все пять серий сериала, которые снимались в Великобритании.

С кем-то из коллег по актерскому составу «Электрических снов» удалось неформально отдохнуть?

Нет, но я смог мельком за ними понаблюдать. Например, кто-то проходил мимо в невообразимо обтягивающем наряде из лайкры, и ты сразу думал: «Ага! Он тоже в каком-то сай-фае снимается». Меня-то самого от долбаной лайкры бог в этот раз отвел — и это счастье! Носить лайкру на площадке мне доводилось — и повторять этот опыт я не захочу еще очень долго. Кстати, на «Электрических снах» мне наконец представилась возможность побыть немного современнее, чем обычно на съемках, — костюмных постановок, как бы сильно я этот жанр ни любил, в моей карьере и так уже была прорва. А после «Престолов» я не смогу носить кольчугу и легинсы еще очень долго. Больше всего я теперь счастлив, когда могу носить костюм или самые обычные джинсы с футболкой.

А Брайана Крэнстона на съемках сериала встретили?

Встретил, ага. Все прошло волнительно — я же большой фанат его сериалов «Во все тяжкие» и «Малкольм в центре внимания». Он повел себя героически — как только приземлился после перелета из Штатов, тут же отправился на примерку костюма, прически и макияжа для своей роли в одной из серий «Снов», а после этого, в одиннадцать часов вечера, поехал на другой конец города. Два часа за рулем! Только чтобы быть на площадке во время съемок ночных сцен из нашей серии. Он мог с чистой совестью ничего этого не делать, но приехал, только чтобы дать нам понять: он болеет за нас. Представляете, как это круто? Было очень, очень здорово с ним познакомиться.

Вернемся к сюжету «Создателя капюшона». Вы бы захотели жить в мире, где нет технологий? А овладеть телепатией согласились бы?

Боже мой! Я с удовольствием буду жить в мире без технологий. Как бы ни злились мои родные и агент, я так практически и живу. Просто почти не обращаю внимания на свой телефон и электронную почту — правда, люди всегда так недоумевают, если я не отвечаю всем и каждому без промедления. Мне может несколько часов понадобиться, чтобы на что-то ответить — если я вообще реагирую. Но и читать чужие мысли я не хочу. Знать все — это же чудовищно скучно. Да и у меня слишком много всегда своих собственных загонов, чтобы еще и заниматься чужими.

Обсудить
Шам на крови
Что скрывает павшая столица «Исламского государства»
Шпион, разлогинься
Мировые корпорации породили свои ЦРУ и КГБ, но проиграли интернету
Иссам ЗахреддинХалифат убери
Сирийский терминатор три года косил джихадистов, но взорвался в день победы
«Ее повел на костер собственный брат»
В отрезанной от мира деревне устроили охоту на ведьм
«Бабушка спрашивает, заставляют ли мусульмане сменить веру»
История москвички, которая переехала в Объединенные Арабские Эмираты
Доброе утро, Вьетнам!
Еще одна азиатская страна сошла с ума по караоке
Жируха
В лондонской канализации нашли мерзкое нечто
Дайте грязи: конкуренты вседорожному хэтчу Kia Rio X-Line
Renault Sandero Stepway, Lada Vesta SW Cross и другие приподнятые бюджетники
Как через Instagram продают машины за миллионы
Соцсети, молодеющие покупатели и другие причуды современного рынка суперкаров
Семиместность не порок
Как из пятиместной Mazda CX-5 получился семиместный кроссовер CX-9
Тест: зачем машине эта штуковина?
Попробуйте угадать, зачем инженеры это придумали
Братва помнит
Чем украшают могилы криминальных авторитетов
Интим предлагать
Секс стал способом решения квартирного вопроса
«Я тупо решила, что теперь ем одну гречку»
Одинокая мать год сидела на крупе, чтобы накопить на квартиру
Раз, два, взяли!
Жилье в Крыму пока еще можно купить за копейки