В России растет число граждан с долгами. По данным Объединенного кредитного бюро, порядка 7 миллионов россиян более чем на три месяца просрочили выплаты по кредитам, около 20 тысяч давно не платят за жилищно-коммунальные услуги, еще есть алиментщики, банкроты и другие категории должников. Скоро в стране может быть принят закон, разрешающий отбирать у них единственное жилье — хотя людей, которых принудительно лишают крыши над головой, и сейчас хватает.
Выселение — почти всегда трагедия, поэтому этот процесс редко проходит без скандалов. Россияне борются за дома и квартиры самыми разными способами — в том числе абсолютно нецивилизованными, игнорируя судебные решения. За границей, впрочем, тоже есть свои «квартирные партизаны».
Одному из старейших скандалов c выселением более 500 лет. В 1570 году шотландец Джеймс Гамильтон преднамеренно убил Джеймса Стюарта, единокровного брата королевы Марии Стюарт, за то, что тот насильно выселил семью Гамильтона из замка. Жена и ребенок мужчины, будучи выгнанными на улицу, замерзли до смерти. Гамильтон долго преследовал Стюарта и в итоге застрелил его, совершив, таким образом, первое в мировой истории задокументированное убийство с помощью огнестрельного оружия.
В наши дни выселений со смертельным исходом немного, но они есть. Так, в августе житель подмосковной Балашихи убил пришедшую выселять его женщину. По сообщениям СМИ, у погибшей было четверо детей, и она имела все права на квартиру, где проживал убийца. Женщина прибыла на место происшествия вместе с приставами, чтобы наконец заставить мужчину освободить жилье. Он долго не открывал дверь, приставы ушли, чтобы вызвать полицию, и тогда мужчина вышел и зарезал женщину. Позднее он был задержан.
Аналогичный случай тогда же произошел в украинской столице — Киеве: мужчина, арендовавший квартиру в Шевченковском районе города, убил хозяйку-пенсионерку и ее дочь после того, как арендодатель попросила его съехать. Съемщик нанес двум женщинам многочисленные травмы, затем поджег квартиру и выбросился из окна.
Описанные ситуации — радикальные. Чаще всего квартиросъемщики и собственники изымаемого по той или иной причине жилья просто не открывают приставам и полиции двери. Держать осаду долго, как правило, не получается: почти любую дверь при желании можно вскрыть за пару минут. Чтобы продлить войну, люди используют подручные средства.
Английский пенсионер, бывший пилот летом 2016-го, утратив права на ферму в графстве Камбрия после бракоразводного процесса, возвел вокруг дома забор из колючей проволоки, заперся внутри и бросал в приставов камни. Адвокат мужчины заявила о его психической нестабильности, но ему все равно приказали покинуть имение, пригрозив тюремным сроком за неисполнение судебного решения.
Тремя месяцами ранее бывший спецназовец забаррикадировался в своей квартире в подмосковном городе Пушкино, предварительно заминировав жилище. Он задолжал одному из банков крупную сумму денег и, чтобы избежать встречи с коллекторами, заперся дома, поставил на двери «растяжки» и подготовил более 10 единиц боевого оружия — пистолеты и 3 автоматические винтовки. Мужчину задержали, в отношении него было возбуждено уголовное дело о незаконном хранении оружия.
Последнее скандальное выселение произошло в минувшем сентябре в Омске, где пожилые супруги-должники, которым суд приказал освободить квартиру за долг по ЖКХ в семь миллионов рублей, забаррикадировались в жилище, облили дверь бензином и включили газ. Они угрожали взорвать весь дом, если приставы придут их выселять. Правда, в местном УМВД позже опровергли информацию о каких-либо угрозах со стороны пенсионеров. Приставы все-таки навестили супругов, после чего у одного из них случился сердечный приступ.
Большинству выселенцев в конечном итоге приходится идти с вещами на выход. Но и тогда некоторые из них не успокаиваются и начинают мстить обидчикам. Так, в январе 2016-го житель одного из нью-йоркских пригородов устроил восемь очагов возгорания в квартире, из которой его принудительно выселили. В результате пожара квартира оказалась в непригодном для проживания состоянии. Кроме того, при тушении пламени водой из брандспойтов был нанесен серьезный ущерб 56 другим апартаментам. Мужчину приговорили к восьми годам тюремного заключения.
Бывает и менее серьезная, но более абсурдная месть: прошедшим летом в штате Техас выселенный за долги американец оставил в квартире 59 скорпионов и 10 тарантулов. Всех их поймали работники Общества по предотвращению жестокого обращения с животными. Местные власти не стали привлекать мужчину к ответственности за создание угрозы жизни и здоровью окружающих.
Выселить из квартиры могут не только за долги. По закону жилье имеют право отобрать даже у собственника (и уж тем более у арендатора), если оно используется ненадлежащим образом (то есть не для проживания, а, допустим, для ведения бизнеса). Легко можно оказаться на улице, если систематически нарушать интересы соседей — замусоривать квартиру настолько, что страдает весь подъезд, держать дома десятки кошек и собак, игнорировать закон о тишине и причинять прочие неудобства.
Поблажек не будет — одинаково рискуют лишиться крыши над головой молодые, пенсионеры, состоятельные и не очень. Яркий пример: год назад в Калифорнии суд вынес решение о выселении из квартиры 100-летней женщины, слишком громко ругавшейся со своей дочерью. Иск против американки подала компания, владеющая жильем.
Чрезмерное стремление к комфорту тоже может обернуться выселением — много шума в свое время наделала история москвича, у которого квартиру отобрали из-за самовольного расширения санузла. Хозяин квартиры, не согласовав перепланировку, объединил уборную и ванную комнаты, при этом увеличил площадь санузла за счет коридора, кухни и жилой комнаты. Выявить нарушения помогли бдительные соседи.
Естественно, выселяют владельцев и арендаторов горе-квартир не сразу: сначала их просят (и, как правило, неоднократно) устранить нарушения. Если не сделать это в срок, перспектива остаться без жилья станет более чем реальной.
Некоторые, впрочем, пополняют ряды бездомных совершенно случайно. Так, весной 2016-го в Нью-Йорке полиция выселила из квартиры четырех человек, приняв их за наркодилеров. Как выяснилось позже, люди, которых подозревали в распространении наркотических средств, освободили жилье еще семь месяцев назад. В результате на улице оказалась 32-летняя домохозяйка и ее муж с двумя сыновьями. В ожидании суда они провели четыре дня в отеле и в доме родственников. Кроме того, супругам пришлось взять трехдневный отпуск, а их младшему сыну — пропустить один день школьного обучения. Выселенцы обиделись и подали на полицейских в суд.
И все же большинство дел о выселении — по крайней мере, в России — связано именно с взысканием долгов. Чаще других лишаются стен ипотечники, не справляющиеся с долговой нагрузкой, — по закону у них можно отбирать даже единственное жилье. Общий объем «плохой» ипотеки в стране превышает 150 миллиардов рублей, десятки тысяч граждан — потенциальные бомжи. Остается надеяться, что они смогут выбраться из долговой ямы или найдут лучшие, чем взрывчатка, аргументы для судебных приставов.