Одно из старейших изданий России с частными объявлениями — «Из рук в руки» — прекратит свою деятельность. Холдинг «Пронто медиа», которому принадлежит газета, работает в России с 1992 года. Во многом благодаря «Из рук в руки» создавался и развивался вторичный рынок различных товаров. В 2017 году эта ниша уже принадлежит другим игрокам, а некогда лидер рынка уходит в небытие. «Лента.ру» пообщалась с представителями «Из рук в руки», Avito и «Юлы» и разобралась, как можно продать что-либо в сети и при этом не нарваться на мошенников.
Сама идея классифайда основана на доверии одного пользователя другому. Участники сервиса размещают объявление на интернет-доске объявлений, публикуют личную информацию — например, номер телефона, а также информацию о товаре, который они желают продать. Здесь и кроется главная загвоздка: не все люди честные. Представители крупнейших российских классифайдов отмечают две наиболее распространенных мошеннических схемы, и обе они основаны на эксплуатации человеческого доверия.
Первая схема бьет по потенциальным покупателям. Продавец требует от вас внести предоплату за товар, а после пропадает. Деньги ваши ушли, а единственное, что вы можете сделать, — это написать в службу поддержки сервиса и обратиться в правоохранительные органы. Со своей стороны, сервис может только заблокировать обманувшего вас пользователя.
По словам источника «Ленты.ру», на рынке классифайдов абсолютно все компании тесно сотрудничают с правоохранительными органами, однако их возможности повлиять на расследование невелики. Классифайды могут предоставить номер телефона, по которому зарегистрирован мошеннический пользователь, однако это редко помогает: мошенники не регистрируются под реальными именами и не дают свои настоящие мобильные номера. По словам источника, он знает всего несколько случаев, когда полицейским удалось вычислить мошенников по номеру телефона, и это скорее исключение, подтверждающее правило: мошенники были просто недалекими и неопытными и зарегистрировали реальные номера, привязанные к паспорту.
Второй наиболее распространенный способ касается потенциальных продавцов товара. Вам пишет пользователь сервиса, он очень хочет купить ваш товар и даже готов внести «предоплату», чтобы «застолбить» товар за собой. Если вы соглашаетесь, мошенник начинает на вас давить, требуя банковских реквизитов. Здесь самое важное — не вестись на давление и помнить, что единственное, что вы безопасно можете сообщить, — это номер счета или банковской карты. Мошенники же пользуются доверчивыми людьми, выбивая из них CVC\CVV коды (цифры на обратной стороне пластиковой карты), после чего добиваются доступов в мобильный или интернет-банк и опустошают ваш счет.
В ходе подобного разговора вам скажут: «Вам сейчас СМС придет, скажите мне, пожалуйста, номер, который там указан». Делать этого категорически не стоит, иначе с вашего счета спишут максимально возможное количество средств, причем система вашего банка не сможет пресечь эти операции (разве что банк устанавливает суточные лимиты или если вы установили запароленные свои). Доказать, что вашим мобильным банком незаконно завладели, нереально сложно. Отследить движение средств тоже практически невозможно, так как, по аналогии с номером телефона, мошенники выводят средства на подставные счета или удобные для них интернет-кошельки. Не захотят заниматься этим делом и правоохранительные органы, так как подобное дело для них — это потенциальный «висяк», который, скорее всего, раскрыт не будет.
Сервисы регулярно обновляют всевозможные способы уведомления пользователей о потенциальных рисках. «Из рук в руки», например, делает почтовые рассылки с предупреждениями. У Avito, вероятно, самый масштабный FAQ по теме мошенничества, а «Юла» помимо собственного FAQ продвигает дополнительную услугу «Безопасная сделка». С ее помощью «Юла» разделяет часть рисков между покупателем и продавцом, беря за это процент от сделки. Потенциальный покупатель переводит средства на счет «Юлы», где они замораживаются до тех пор, пока он не подтвердит, что с полученным товаром все в порядке. В противном случае сервис проводит отдельные разбирательства, принимая аргументы обеих сторон.
Огромный пласт мошеннических объявлений отсекается еще на уровне премодерации. Умные системы сервисов за несколько минут анализируют изображение, цену и описание товара. Если цена значительно ниже рынка, автоматические системы могут заблокировать объявление. Аналогичная ситуация с повторяющимися изображениями: сервисы не позволят загрузить одни и те же картинки несколько раз. Не получится и загрузить, например, автомобиль под видом квартиры — умные системы просто не пропустят такое объявление.
Чаще всего на классифайдах продают поношенную одежду. На втором месте идут автомобили и недвижимость, замыкает пятерку бытовая техника и электроника. Средние чеки разнятся в зависимости от категории. В сегменте одежды у всех трех компаний, с которыми мы общались, чек составляет 1-1,5 тысячи рублей.
Если продажи одежды и б\у смартфонов — это рутина, то продажи нефтеперерабатывающих заводов и теплоходов-ресторанов на сервисах бесплатных объявлений регулярно выстреливают в СМИ. Самый богатый опыт в размещении подобных объявлений, конечно, у «Из рук в руки».
В 1992 году, например, клиент газеты разместил следующее объявление: «Ищу работу челнока. Кандидат технических наук, исполнительный». В 1995 году актуальным объявлением в газете было такое: «Жевательная резинка. Много, дешево, всегда». В 1999 году вкусы клиентов немного изменились: «Бывший бизнесмен хочет вновь обрести жажду жизни рядом с уютной, некорыстной и немеркантильной девушкой. Остатки былой роскоши гарантирую».
Из современных предложений представители портала предложили нам свой личный топ-3:
Представители Avito в качестве курьезных примеров предложили купить телеканал, нефтеперерабатывающий завод, а также майнинг-ферму за 15 миллионов рублей. Резиденты «Сколково», кстати, были замечены в поиске инвесторов через Avito.
Чтобы просмотреть все объявления на портале, вам придется потратить 460 дней, за это время вы сможете найти «грязь с "Нашествия"», автомобиль ЗИЛ генсека Леонида Брежнева, а также «артефакт космических пришельцев». Не обходят пользователи и тему домашних питомцев: на портале можно найти «котика-целителя и мага из Казани» за четыре миллиона рублей, а также «британца Борюсика из Омска, который умеет чистить ауру в доме» — чуть дешевле: всего за три миллиона рублей.
Судя по курьезам, пользователи «Юлы» более консервативны и заняты в основном продажей товара. Помимо уже заявленного теплохода-ресторана, на «Юле» продавали чайник Максима Горького, коллекцию из двух тысяч игрушек из «Киндер-сюрпризов» за два миллиона рублей и коллекцию аутентичных пивных банок за 50 тысяч рублей.
При всей ориентированности на пользователей площадок классифайды — это в первую очередь прибыльный бизнес. Для роста доходов площадкам нужно наращивать лояльную аудиторию, которая будет регулярно пользоваться именно их сервисом. Абсолютным лидером здесь выступает Avito. Согласно данным SimillarWeb, портал Avito.ru входит в топ-10 по трафику в России, занимая 9-ю строчку. На сайт ежемесячно совершается более 370 миллионов визитов. По данным Mediascope, ежемесячная аудитория портала составляет 33,4 миллиона уникальных пользователей. Avito вдобавок является одним из крупнейших классифайдов во всем мире — второе место по данным SimilarWeb. Также Avito ведет статистику активных пользователей (те, кто хотя бы раз за последние полгода размещал объявление) — их, по подсчетам портала, около 5,8 миллиона человек.
Сервис «Юла» занимает второе место по трафику среди российских классифайдов. По данным SimilarWeb, в месяц на портал совершается около 32 миллионов визитов. Согласно последнему отчету Mail.ru, портал пробил отметку в 22 миллиона активных пользователей в месяц. Значительный прирост идет за счет реферальных ссылок от материнской компании — Mail.ru. Доля реферальных ссылок с Mail.ru за последний месяц выросла на 41 процент, а совокупная доля таких ссылок во всех реферальных достигла 75 процентов. В общей сложности в источниках трафика на реферальные ссылки приходится около 24 процентов трафика портала. Около 33 процентов приходится на поисковой трафик, еще 30 процентов — это прямые переходы.
Интернет-портал «Из рук в руки» откровенно пропустил момент перехода из печати в интернет. По данным SimilarWeb, в месяц на сайт irr.ru совершают около восьми миллионов визитов, причем за последние два месяца этот показатель рухнул на пять миллионов. Данные аудитории портал тоже раскрывать отказался. Основным источником трафика для «Из рук в руки» является поиск, на него приходится почти 58 процентов. Здесь стоит отметить силу многолетнего бренда: пользователи всей страны забивают в строку именно «Из рук в руки». И это при том, что печатная версия перестала выходить в Москве и Петербурге в 2015 году, а региональные версии закрылись в начале 2017 года. Доля прямого трафика портала составляет около 20 процентов, еще 13 процентов приходится на реферальные ссылки.
А вот тренд на переход медиапотребления с десктопа в смартфоны и планшеты не пропустила ни одна из рассматриваемых нами площадок. У «Из рук в руки» доля мобильных пользователей составляет 55 процентов, у Avito — примерно столько же. По данным за август, доля мобильных устройств у «Юлы» составляла 60 процентов пользователей — заметно выше, чем у конкурентов. Это, в частности, объясняется тем, что «Юла» изначально стартовала как мобильное приложение.
Сервис Avito недавно отпраздновал 10 лет работы в России — первая версия сайта появилась 15 октября 2007 года. Компания принадлежит южноафриканскому медиахолдингу Naspers, которая владеет российским Avito через зарегистрированную в столице Швеции Avito Holding AB. Контрольный пакет российского Avito Naspers выкупила в 2015 году.
Выручка компании в 2013 году составила 2,27 миллиарда рублей, в 2014 году — уже 4,28 миллиарда рублей, в 2015 году — 6,66 миллиарда, а в прошлом году — 11,6 миллиардов (данные СПАРК-Интерфакс). Чистая прибыль растет скромнее: с 659 миллионов в 2013 году до 4,7 миллиарда в 2016 году.
«В первом полугодии 2017 года выручка Avito составила 7,16 миллиарда рублей — это на 38 процентов больше, чем за аналогичный период прошлого года. Доходы формируются за счет платы за VAS-услуги (выделение и поднятие объявления в поисковой выдаче, премиум-размещение), платы за некоторые объявления, рекламы на площадке, а также пакетов подписок для профессиональных пользователей», — рассказали «Ленте.ру» в Avito.
По данным Euromonitor International, в 2016 году каждый третий iPhone был продан на Avito, за год их было продано около 940 тысяч. Также на Avito приходился каждый 17-й мобильный телефон (всего 2,2 миллиона), каждый 13-й холодильник и каждый 11-й компьютер. На долю Avito приходится почти 50 процентов рынка продаж подержанных автомобилей в сети, 68 процентов рынка продаж недвижимости и 62 процента аренды жилья онлайн.
Подмять под себя почти весь рынок Avito помогла агрессивная скупка конкурентов на рынке: в 2013 году на базе Avito объединились OLX.ru и Slando.ru, а в 2015 году компания достаточно просто решила вопрос доставки товаров с помощью собственной логистической службы: Avito просто купила компанию CheckOut, на базе которой создала «Avito.Доставку».
Принадлежащий интернет-гиганту Mail.ru сервис «Юла» запустили в конце 2015 года в качестве мобильного приложения. Сервис, как и головная компания, не раскрывают доходов классифайда. В отчетности Mail за 2016 год говорится, что компания потратила значительную сумму на агрессивное продвижение сервиса (3 миллиарда рублей компания потратила на продвижение «Войны роботов», «Юлы» и Delivery Club, однако расходов по каждому из продуктов в документе не приводится).
В отчетности компании по стандарту МСФО (Международный стандарт финансовой отчетности — «Лента.ру») компания отметила, что доля «Юлы» в выручке всей компании будет незначительной. «Мы также не рассчитываем, что "Юла" или BeepCar внесут какой-либо значимый вклад в формирование выручки в 2017 году», — говорилось в отчете российской компании.
В 2017 году «Юла» внедрила возможность продвижения объявлений за деньги, а также первой на рынке запустила «Безопасную сделку». С помощью этого функционала сама площадка становится посредником между продавцом и покупателем, разделяя риски вместе с клиентами. За предоставление подобной услуги «Юла» берет себе три процента от стоимости товара.
«Из рук в руки» честно признает, что они пропустили момент активного перехода в интернет. «В какой-то момент мы немного задержались в своем развитии, поэтому последние годы мы старались наверстать упущенное. Мы подготовили удобный и понятный пользователям продукт, о чем свидетельствуют показатели сайта. Если судить по функционалу — принципиального различия в площадках объявлений на данный момент нет», — заявили «Ленте.ру» в компании.
Доходы «Из рук в руки» разбивались на две части: реклама и продажи сервисов. Доходы от рекламы, в свою очередь, подразделялись на баннеры, рассылки, push-уведомления, статьи и спецпроекты. Под сервисами компания считала автоматическую загрузку объявлений, дополнительные услуги к объявлениям, расширения для профессиональных пользователей.
Выручка и прибыль холдинга «Пронто медиа» падает уже пять лет подряд. 2012 год — последний, когда холдинг выходил на чистую прибыль (160 миллионов рублей), дальше — только убытки: 245 миллионов в 2013 году, 3 миллиарда рублей в 2014 году, 980 миллионов в 2015 году и 442 миллиона по итогам 2016 года.
В начале 2000-х «Пронто медиа» был одним из крупнейших издательских домов в России. В 2006 году весь холдинг оценивался в 840 миллионов долларов. Контрольным пакетом (97,29 процента акций) холдинга через голландскую Trader Media East (TME) владеет турецкая медиагруппа Dogan Group. Ей же, например, принадлежат турецкая газета Hürriyet и турецкий CNN.
Летом сообщалось, что холдинг пытался найти покупателей на классифайд «Из рук в руки» и на портал поиска работы Job.ru. Тогда же «Пронто медиа» консультировалась с компанией Deloitte в поисках инвесторов на актив, который оценивался в 5 миллионов долларов, однако найти их не удалось. За последние десять лет некогда один из самых узнаваемых медиабрендов России сначала потерял свою аутентичность, потом не выдержал конкуренции с интернетом и теперь вынужден покинуть рынок.