В среду, 17 января, Google внес изменения в партнерскую программу YouTube. Администрация все-таки решила приструнить недобросовестных накрутчиков и пообщаться с авторами. «Лента.ру» разбиралась, почему изменения начались с партнерской программы и с чем YouTube стоит разобраться на самом деле.
«2017 год выдался непростым для многих авторов YouTube. В том числе это связано с некоторыми трудностями, которые затронули наше сообщество, а также сказались на доходах от рекламы в нашей партнерской программе», — так начинается слезное обращение Google. Судя по всему, администрация намекает на массовый уход рекламодателей, публикацию расистских роликов, растление и избиение несовершеннолетних, а также тонны жалоб на непонятные алгоритмы видеохостинга.
С вредителями YouTube начал бороться с помощью новых правил монетизации. Теперь, чтобы получать хоть какой-то заработок с коммерческих просмотров, у канала должно быть минимум четыре тысячи часов просмотров за последние 12 месяцев и тысяча подписчиков.
«Высокие стандарты также помогут нам не допустить, чтобы неправомерный контент монетизировался и таким образом сказывался на доходах всех остальных», — с гордостью заявили в YouTube, оставляя тысячи пользователей без возможности зарабатывать на своем творчестве.
Спустя каких-то двое суток после «объявления войны» неправомерному контенту в заваленном проплаченными роликами топе YouTube появляется видео детского развлекательного канала «Познаватель» (5,3 миллиона подписчиков), автор которого обратился к сообществу YouTube с просьбой защитить его аккаунт от мошенников.
По словам блогера, его аккаунт атаковали мошенники, которые не только начали нагло воровать его авторский контент, но и закидали его канал сотнями жалоб. В итоге YouTube, руководствуясь правилами, решил заблокировать несколько роликов «Познавателя».
«Мне пришло пять неправомерных страйков с одного и того же адреса. Я обратился в поддержку YouTube, но помощи так и не дождался», — объяснил он, удивляясь, с какой легкостью можно уничтожить канал с пятью миллионами зрителей.
К слову, администрация видеохостинга признает, что количественных критериев недостаточно, чтобы определить, соблюдает ли тот или иной пользователь правила сообщества YouTube.
«Поэтому, чтобы защитить авторов YouTube от недобросовестных конкурентов, мы и дальше будем отслеживать любые нарушения принципов сообщества, распространение спама или другие виды недопустимого контента. Со своей стороны мы делаем все возможное для защиты авторского сообщества», — заверили в администрации.
Перед объявлением глобальной чистки администрация YouTube девять дней не обращала внимания на видео, на котором популярный американский блогер Логан Пол (15,9 миллиона подписчиков) глумился над трупом совершившего суицид человека.
Блогер в компании друзей отправился в лес Аокигахара, известный в народе под названием «лес самоубийц». Они умудрились наткнуться на мертвеца и, вместо того чтобы обратиться в полицию, подобрались к трупу вплотную и сняли все в мельчайших подробностях. Ролик без ограничения по возрасту более суток провисел в трендах сервиса, преодолел отметку в шесть миллионов просмотров и был удален самим автором из-за сотен тысяч негативных комментариев.
Представители YouTube ограничились лишь кратким обращением. «Мы расстроены тем, что это видео было загружено на нашей платформе. Самоубийство — это не шутка, за счет которой можно набирать просмотры. Пол нарушил правила нашего сообщества, и мы будем действовать соответственно», — говорилось в заявлении.
Это не на шутку разъярило зрителей: под волну критики попали бездействие платформы и «бессмысленные извинения». «Если бы это был канал другого человека, вы бы потерли его миллион лет назад», — справедливо заметили они.
Оказавшись в несколько неловком положении, администрация YouTube была вынуждена ограничить сотрудничество с Полом. Видеохостинг нехотя исключил его канал из программы Google Preferred, лишил блогера контрактов с крупнейшими рекламодателями и заморозил его проекты для сервиса YouTube Red (платный аналог YouTube, где пользователи покупают подписку для просмотра эксклюзивного контента от блогеров).
Но при этом канал Пола не удалили и даже не заблокировали. Более того, нарушившему правила YouTube блогеру оставили возможность размещения контекстной рекламы и монетизации. Аккаунт блогера получил только один страйк. Если Полу в течение трех месяцев посчастливится заполучить еще два страйка, администрации видеохостинга придется все-таки закрыть его канал.
«Мы знаем, что недобросовестное поведение одного большого канала также может повлиять на сообщество и на отношение рекламодателей к нему. В ближайшее время мы планируем обсудить эту тему с авторами YouTube, чтобы узнать, что они думают по этому поводу, и понять, что мы можем сделать для устранения проблемы», — подчеркивается в обращении администрации YouTube.
Сами авторы YouTube, а речь идет скорее о каналах-миллионниках, не раз жаловались на игнорирование просьб и жалоб с их стороны. Так, самый популярный блогер мира Феликс PewDiePie Чельберг (59,9 миллиона подписчиков) часто негативно высказывался в адрес администрации видеохостинга, которая регулярно игнорировала его замечания.
Например, в декабре 2016 года Чельберг пожаловался на некорректную работу алгоритмов рекомендаций на видеосервисе. По словам PewDiePie, несколько его роликов потеряли около половины набранных просмотров. Он обратился в техподдержку видеохостинга, где ему ответили, что ничего не меняли. «Это у вас какие-то неполадки», — возразили в техподдержке.
«Для меня два-три миллиона просмотров роли не сыграют. Но, кроме меня, есть еще много блогеров с интересным контентом, которые потеряли возможность набрать аудиторию», — отметил он.
Также Чельберг попытался обратить внимание администрации YouTube на засилье роликов с кликбейтными названиями и порнографическими превью-изображениями. На этот раз в техподдержке ответили, что, «возможно, проблема существует», и пообещали разобраться.
К администрации YouTube взывали и пользователи российского сегмента видеохостинга, которые на протяжении всего 2017 года жаловались на раздел «Тренды». Вместо ожидаемых роликов с миллионами просмотров по неизвестной причине в нем оказывались тонны рекламного контента, казахские клипы, подборки лучших пакистанских песен 2017 года, бегающий в испачканных фекалиями трусах бывший мэр Архангельска, а также ролики, на которых никому не известные эксперты авторитетно объясняют, как легко и быстро раскрутиться на YouTube.
Среди недовольных оказались и популярные отечественные блогеры: Сергей Дружко (2,7 миллиона подписчиков), Стас Давыдов (5,9 миллиона) и Максим Snailkick Киселев (1,8 миллиона). Давыдов отметил, что не раз лично обращался к представителям YouTube с жалобами на то, что в топе видеохостинга находится всякий мусор. «Я получаю ответы, что с трендами все в порядке: там находятся действительно востребованные видео. Конечно, ведь в Рунете только и говорят что об "Сооронбай Жээнбековдун кызынын ажарына суктангандар арбыды"», — пошутил он, продемонстрировав киргизское видео с главной страницы YouTube.
В итоге Дружко и Давыдову пришлось воспользоваться специальными платными сервисами, чтобы доказать, что попасть в тренды YouTube за деньги может кто угодно. Тем не менее администрация видеохостинга проигнорировала их заявления. До сих пор главную страницу сервиса заполняет множество проплаченных роликов.
В заявлении представители YouTube отметили, что трудности не помешали сохранить YouTube совершенно особенным местом. «Авторы больших и маленьких, только появившихся и уже популярных каналов воплощали свой талант в видео, которые посмотрели более миллиарда человек по всему миру», — говорится в письме.
Руководство упорно продолжает обходить тему скандалов, в результате которых уходят крупные рекламодатели. К примеру, в феврале 2017 года принадлежащая Disney компания Maker Studios расторгла контракт с Феликсом PewDiePie Чельбергом. Причина — пропагандирующий нетерпимость ролик, опубликованный на канале PewDiePie в начале января. На видео Чельберг с помощью сайта Fiverr находит двух индийцев, за пять долларов согласившихся постоять с плакатом Death To All Jews («Смерть всем евреям»).
На эту публикацию обратил внимание журналист американского издания The Wall Street Journal Джек Никас. Он возмутился тем, что пропаганда расизма и нетерпимости соседствует с рекламой крупнейших брендов. Благодаря его стараниям с YouTube практически одновременно распрощались Pepsi, Walmart, Starbucks, Coca-Cola, Microsoft, Amazon, P&G, Geico и Toyota. В итоге доходы резко упали, а администрация YouTube не придумала ничего лучше, чем отключить монетизацию мелким каналам с аудиторией менее 10 тысяч подписчиков, чтобы снизить расходы и равномерно распределить контекстную рекламу между популярными блогерами.
То же произошло и в ноябре 2017 года: тогда компании устроили YouTube бойкот из-за засилья неподобающих роликов с участием детей.
Стоит отметить, что на протяжении всего прошлого года тысячи пользователей YouTube обсуждали каналы, авторы которых эксплуатировали детей ради роста просмотров и подписчиков. В частности, широкий резонанс вызвал скандал с аккаунтом DaddyOFive, создатели которого издевались и избивали своих отпрысков на радость 700-тысячной аудитории.
Реакция на явно противоправный контент поступила только к концу ноября. Как раз в то время, когда с видеохостинга начали уходить крупные рекламодатели — Hewlett-Packard, Mars, Deutsche Bank и Adidas. Причиной разрыва контрактов с сервисом стали тысячи комментариев сексуального характера, оставленные, как утверждают журналисты The Times, «сотнями педофилов» под роликами с участием вызывающе одетых несовершеннолетних.
Внезапно оставшийся без прибыли YouTube решился на радикальные меры: буквально за неделю администрация видеохостинга заблокировала более 50 каналов с сомнительным детским контентом. Под раздачу также попали каналы Toy Freaks (8,5 миллиона подписчиков), создатель которого пугал маленьких дочерей жабами, насильно кормил и заставлял их сниматься в пугающих масках на фоне рвоты и крови, а также самый быстрорастущий в России YouTube-аккаунт Vlad Crazy Show (9,4 миллиона подписчиков). Его авторов не раз обвиняли в склонении детей к вредным пищевым привычкам и симпатиям к крупным брендам, которые, судя по всему, не раз рекламировались в роликах.
***
Наблюдая за действиями администрации YouTube, невольно вспоминается история древнего комикса-мема This is fine, в августе 2016 года получившего продолжение This is not fine. В течение трех лет пес в шляпке сидел в горящем доме и приговаривал «это норма».
Автор мема художник KC Green нарисовал продолжение, или, как он выразился, создал «параллельную вселенную» комикса. В новой версии пес сидит в горящем доме и улыбается, но стоит перевернуть страницу, животное начинает в истерике кричать: «Это не норма!», и гасит бушующее пламя со словами: «Не было никакой причины позволять этому длиться так долго и превратиться в этот ужас».
Очевидно, что управлять платформой, куда ежедневно заливаются десятки тысяч часов видеоконтента, — дело не из легких. Но YouTube на протяжении многих лет считается местом для раскрытия талантов: молодые блогеры демонстрируют на камеру свои способности, рассказывают о трудностях и пытаются добраться до своей уникальной аудитории. Самые знаменитые блогеры мира недовольны политикой видеохостинга, а что происходит с начинающими звездами, не знает никто.