Бывший СССР
00:02, 29 января 2018

Бессмысленный и беспощадный Кому нужен украинский суд над Януковичем

Андрей Манчук, (украинский политолог)
Фото: РИА Новости

Суд над бывшим президентом Украины Виктором Януковичем, который уже более полугода продолжается в вялотекущем режиме, создает странное впечатление. Похоже, украинские власти не настроены доводить этот процесс до конца, опасаясь, что его результаты могут подорвать, или, возможно, подкорректировать некоторые мифы о причинах и последствиях «революции достоинства». Тем более, что в четвертую годовщину киевского Евромайдана украинцы все чаще вкладывают в эти слова определенную долю иронии.

На первый взгляд, происходящее в Оболонском районном суде Киева может показаться парадоксальным — ведь уже в первые дни после бегства Януковича победители безапелляционно объявили его виновным во всех преступлениях, которые сходу начали вменять свергнутому режиму. В первую очередь, Януковича обвиняли в государственной измене — согласно статье 111 Уголовного Кодекса Украины. По мнению Генеральной прокуратуры Украины, ее факт доказывает письменное обращение в адрес президента России Владимира Путина с просьбой о введении на территорию Украины Вооруженных сил РФ для наведения конституционного порядка, которое было подписано Януковичем 1 марта 2014 года, и было продемонстрировано в ООН покойным российским дипломатом Виталием Чуркиным.

Однако бежавший из Украины президент к этому времени уже восемь дней не контролировал ситуацию в стране, где действовало новое правительство во главе с исполняющим обязанности президента Александром Турчиновым и новым премьер-министром Арсением Яценюком. Таким образом, нынешний процесс грозит создать очевидную коллизию — ведь чтобы обвинить Януковича в госизмене, нужно признать, что по состоянию на 1 марта 2014 года он продолжал оставаться легитимным президентом страны. А назначенные Евромайданом руководители по этой логике в тот же самый момент представляли собой организованную преступную группу самозванцев, захвативших власть силовым путем.

Если же согласиться с тем, что Янукович на момент подписания обращения к Путину являлся частным лицом, отстраненным от власти, — на чем прежде всегда настаивали сторонники нового режима — тогда обвинения в государственной измене теряют силу, смысл, а главное — свою юридическую силу. На что сразу же обратили внимание защитники бывшего президента.

Более того, апеллируя к европейским парламентариям и правозащитникам, защита изначально поставила под сомнение объективность суда, называя его политически мотивированным процессом. Сам Янукович отказался приезжать, поскольку, по его словам, украинские власти не гарантировали ему личную безопасность. И присутствие возле здания Оболонского районного суда радикальных националистов достаточно убедительно подтверждало правоту его слов. Равно как и позиция обвинения, не захотевшего общаться с бывшим президентом дистанционно. Необъективная позиция украинской власти, которая напрямую заинтересована в обвинительном приговоре, была настолько очевидной, что эксперты сразу заговорили о том, что его успешно обжалуют в международных судебных инстанциях, с репутационными потерями для официального Киева.

Удивительно, но Генеральный прокурор Украины Юрий Луценко — человек без высшего юридического образования, назначенный на этот пост по протекции США, о чем рассказал на днях миру экс-вице-президент Джозеф Байден, — до последнего не понимал, что дело Януковича может обернуться для него и его соратников настоящей политической ловушкой.

Не дала должного эффекта и конфискация полутора миллиардов долларов, которые называют деньгами Виктора Януковича. Как оказалось, их отмывали через офшоры и возвращали на счета в Украину с помощью целого ряда подставных фирм. Все бы хорошо, но 10 января арабский телеканал Al Jazeera опубликовал полный текст приговора Краматорского райсуда, выносившего решение по делу о конфискации. Его огласили еще 28 марта 2017 года, но сразу засекретили по требованию все того же генпрокурора Луценко. Как оказалось, неспроста. Судя по опубликованным документам, к офшорным операциям с «деньгами Януковича» были причастны лица из окружения Петра Порошенко, включая действующую главу Национального банка Украины Валерию Гонтареву.

Вся эта крайне неприятная для Порошенко и Луценко история создавала нервозный фон проходившему параллельно процессу по делу Януковича. Тем более, что проходили допросы представителей действующей власти, которые как-то неуютно чувствовали себя в суде и давали не самые выгодные для самих себя показания.

Так бывший премьер Арсений Яценюк изначально пытался проводить общую линию «Народного фронта», заявляя, что измена Януковича началась еще с Харьковских соглашений, продлевавших дислокацию Черноморского флота России в Крыму. Однако опытный адвокат бывшего президента Виталий Сердюк поймал Яценюка на явном противоречии. Арсений Петрович, который ранее заявлял, что 22 февраля 2014 года Янукович исчез в неизвестном направлении и «самоустранился» от выполнения обязанностей президента, сообщил, что лично разговаривал с ним по телефону в тот день. И даже признался, что если бы Виктор Федорович появился бы тогда в Киеве, он оставался бы легитимным руководителем Украины.

Правда, при этом Яценюк не стал отвечать на вопрос защиты, которая поинтересовалась, существовала ли опасность жизни бежавшего из страны президента? И не смог дать точный ответ, на основании чего его, собственно, отстранили от власти. Поскольку упомянутая Яценюком 85 статья конституции Украины содержит только положение об импичменте и явно не имеет отношения к февральским событиям в украинской столице.

Неубедительными были и показания главы МВД Украины Арсена Авакова, который насмешил украинцев, попросив судей говорить на «слобожанском языке, который еще называют российским». Он заявил, что Янукович лично давал указание на «зачистку» майдана, но так и не смог привести тому никаких фактических подтверждений — на чем, естественно, многозначительно сделала акцент защита.

Развивая этот тактический успех, адвокаты Януковича призвали участников событий давать независимые показания по поводу событий на Майдане и в Крыму — чтобы показать общественности реальную картину событий, включая обстоятельства убийства «Небесной сотни». Это вызвало нервную реакцию властей. Выступая в эфире 112 канала, адвокат Виталий Сердюк заявил, что защитники испытывают «огромное давление со стороны правоохранительной системы, судебной системы».

Однако, ключевые показания о событиях «крымской весны» неожиданно дал на суде высокопоставленный чиновник — посол Украины в Польше Андрей Дещица, который занимал весной 2014 года пост министра иностранных дел Украины. По его словам, лидеры Евромайдана осознанно отказались от борьбы за Крым ради проведения президентских и парламентских выборов, поставив на первое место задачу легитимизации собственной власти. Это заявление, ожидаемо вызвало возмущение патриотов, которые тут же обвинили Порошенко и Яценюка в закулисной сделке с Кремлем.

Вслед за этим в Оболонском районном суде заслушали спикера Верховной Рады Андрея Парубия, который также заявил, что российская агрессия в отношении Украины началась еще с подписания Харьковских соглашений. Он рассказал, что Россия организовала в стране тайную сеть агентов из числа «исторических реконструкторов». «По моему убеждению, от начала срока президентства Янукович находился под влиянием политического руководства РФ» — заявил Парубий.

Однако выступавший вслед за спикером глава Меджлиса крымско-татарского народа (запрещен в России, прим. «Ленты.ру») Рефат Чубаров наоборот обвинил в потере Крыма Запад и украинские власти: «Крым сдали все, кто обязан был предотвратить эти события. Сдали все страны, которые входят в международные организации и которые этим занимаются, начиная с ООН и заканчивая в том числе и Украиной», — косвенно подтвердил он прозвучавшие ранее слова Дещицы.

Судя по происходящему на процессе он постепенно переходит в режим, крайне неудобный и невыгодный для обвиняющей стороны — свидетели вынуждены говорить неудобную правду и не могут полагаться на помощь цензуры. «По нервозному поведению свидетелей обвинения как-то очень сильно заметно, что суд, целью которого было доказать государственную измену Януковича, привел к осознанию неприятного факта, — написала в своем Facebook политический эксперт Елена Дьяченко. — Не факт, что показания свидетелей обвинения усилят позиции прокуратуры в доказывании вины Януковича, но точно помогут создать доказательную базу для будущих уголовных дел совсем с другими обвиняемыми».

Все более недовольны ходом процесса, а точнее тактикой защиты, патриотически настроенные политики. «На мой взгляд, Кремль очень умело использует открытый суд над Януковичем для наступления на информационном фронте, — пожаловался на одном из проправительственных ресурсов политик патриотического блока Андрей Сенченко. — На каждом заседании суда устами адвокатов в умы наших граждан под видом установленных фактов вколачиваются недостоверные месседжи о снайперах Майдана, расстреливавших "беззащитный "Беркут" и антимайдановцев».

Когда именно и чем закончится процесс над Януковичем, сегодня не может сказать никто. Однако на сегодняшний день он доставляет украинской власти одни только неприятности, ставя вопросы по поводу ее собственной легитимности и демонстрируя грехи нынешних украинских лидеров, на фоне которых представители «старого режима» выглядят не так уж плохо.

< Назад в рубрику