Украина интегрируется в европейский рынок труда, как и обещали лидеры Майдана. Правда, пока украинцам предлагают места сезонных рабочих и конкуренцию с девушками из Юго-Восточной Азии за возможность шить задешево добротную и красивую одежду для европейцев. Все это позволяет поддерживать зарплаты внутри страны на относительно приемлемом уровне. Лента.ру разбиралась, что представляет собой украинский рынок труда при Петре Порошенко.
Более одного миллиона украинцев уехали в Польшу, признал посол Украины в Варшаве 17 января. «Имеем еще достаточно новую тему на повестке дня украинско-польских отношений — это большое количество украинцев в Польше», — описал новую реальность дипломат. Дещица признал, что это положительное явление для польской экономики. Насколько это полезно для экономики Украины — посол умолчал.
Что же выгодно Польше? Украинцы заместили поляков на работах, не требующих высокой квалификации. По данным исследования Национального банка Польши, около 70 процентов заробитчан работают на стройках, на производстве, в очистительной промышленности. Уровень их дохода составляет от 800 до 2000 злотых в месяц (от 13 до 33 тысяч рублей по текущему курсу).
Только пять процентов украинских гастарбайтеров смогли устроиться белыми воротничками — на квалифицированную и высокооплачиваемую работу. Но число специалистов с Украины, приезжающих в Польшу, может увеличиться. Это наглядно иллюстрирует история в польском здравоохранении. С осени 2017-го в Польше шли акции протеста медиков — они требовали повышения заработной платы.
Чиновники отказывались идти навстречу недовольным врачам и медсестрам. В Варшаве решили, что в случае чего дефицит кадров можно возместить за счет низкооплачиваемых специалистов с Украины.
«Если в Жешуве есть необходимость в хирурге, то местная больница может взять на работу такого врача из Украины даже без необходимости восполнять разницу в образовании. Уже работая в Польше, врач сможет обратиться за полноценным разрешением на занятие профессией, устраняя академическую разницу», — рассказала об упрощенном механизме привлечения медиков пресс-секретарь польского Минздрава Милена Крушевская.
Но массовый завоз украинских врачей в соседнюю страну может привести к проблемам на самой Украине. Незалежное государство и так испытывает недостаток медицинских работников — число врачей за годы, прошедшие после провозглашения независимости, сократилось на 22 процента. Впрочем, массовый отток квалифицированных специалистов из страны — пока только гипотетическое, хотя и очень вероятное будущее.
А вот миллион работающих в Польше украинцев уже оказали влияние на рынок труда на Украине. Речь идет, к слову, не только о Польше: украинцы уезжают работать и в другие страны, в том числе и в Россию, несмотря на препоны, которые пытается создать действующая киевская власть. По данным Государственной службы занятости, за рубежом работает около 5,5 миллиона граждан Украины.
В декабре Киев признал, что Украина сегодня рассматривается соседними государствами как поставщик дешевых людских ресурсов. Вице-премьер, глава министерства регионального развития, строительства и жилкоммунхоза Геннадий Зубко сообщил, что многие предприятия в Восточной Европе строятся в расчете на украинскую рабочую силу. При этом чиновник заявил, что повышение зарплаты до 16 тысяч гривен (около 30 тысяч рублей) может оставить потенциальных гастарбайтеров на родине. «Небольшая разница в зарплате в Украине по сравнению с европейской даст возможность никуда не ехать. Работник, который едет в Польшу, получает зарплату 800-1000 евро, или 25-30 тысяч гривен (50-60 тысяч рублей), но имеет дополнительные расходы на жилье, транспорт и тому подобное. Считаем, если в среднем зарплата поднимется до 16 тысяч гривен, это даст возможность удерживать людей в Украине», — высказал мнение Зубко.
Но именно трудовая миграция позволяет держать заработные платы внутри страны на сколь-нибудь приемлемом уровне. Положение дел на рынке труда не улучшается, но и не ухудшается.
«Ситуация кардинально не отличается от прошлых лет: украинскому рынку труда традиционно не хватает представителей рабочих профессий — так называемых синих воротничков. И это очень часто ощущается в сезон», — рассказала в декабре 2017-го глава экспертно-аналитического центра Международного кадрового портала HeadHunter Украина Екатерина Криворученко.
Чем это грозит Украине? Отток трудовых ресурсов — явная угроза национальной безопасности. Но, например, глава Всеукраинской ассоциации компаний международного трудоустройства Василий Воскобойник считает, что это неизбежное явление не будет иметь катастрофических последствий: «Тут может помочь сравнение с Польшей, где последние 25 лет идет постоянный рост ВВП. Однако каждый год молодые поляки уезжают в страны Западной Европы и трудоустраиваются там, потому что в этих странах уровень благосостояния еще выше и перспектив больше». Правда, стоит добавить, что Польша является членом ЕС и пользуется значительными финансовыми средствами этого союза. В целом членство в этой организации позволяет Варшаве застраховать многие риски для национального хозяйства. Есть ли у Украины такая поддержка — вопрос риторический.
Еще одна сторона текущей экономической реальности: Украина действительно чем-то похожа на страны Юго-Восточной Азии. Союз мировых профсоюзов швейной промышленности Clean Clothes Campaign в январском докладе сообщил, что в стране более 200 тысяч человек работают на крупнейшие мировые бренды одежды и обуви.
«Всего в Украине официально и нелегально одежду шьют больше 220 тысячи человек на 6000 предприятий. Многие из них — полулегальные или теневые. Около 80 процентов всех работников — женщины. Больше всего украинские предприятия экспортируют одежды в Германию (37 процентов от всего экспорта одежды и обуви), Венгрию (7 процентов) и Польшу (7 процентов)», — говорится в документе.
Анализ Clean Clothes Campaign рисует состояние дел в довольно мрачном свете. «Очень часто ежемесячная заработная плата таких специалистов сопоставима с размером минимальной месячной зарплаты, которая, например, в Украине составляет чуть больше 89 евро. Если же брать все сверхурочные и премии, то сумма составляет 96 евро (3360 грн). Но, по нашим подсчетам, зарплата, которой будет достаточно, чтобы семья могла оплатить основные нужды, должна быть в четыре или пять раз выше. Для мировых модных брендов страны Восточной и Юго-Восточной Европы — это рай с низкой зарплатой», — резюмируют в сообществе профсоюзов.
В сухом остатке: Украина все-таки пытается встроиться в глобальный рынок труда. Но для большинства украинцев это пока означает лишь возможность стать сезонным рабочим или посоревноваться за место низкооплачиваемой швеи с девушками из Бангладеш. Судя по вялым попыткам действующего президента Петра Порошенко изменить ситуацию, властей постмайданной Украины такое положение дел устраивает.