Предстоящие в марте выборы президента России поставили рекорд по числу кандидатов — на пост главы государства претендуют сразу восемь человек. Каждый из них вполне ожидаемо ведет кампанию в социальных сетях, но ее результаты далеко не всегда помогают привлекать сторонников. Более того, большинство кандидатов действует крайне непродуманно, расходуя немалые бюджеты на продвижение постов и создание бесполезных роликов с последующей накруткой просмотров. «Лента.ру» проследила, как участники президентской гонки позиционируются в сети и почему их кампании изначально были обречены на провал.
Штаб кандидата от КПРФ Павла Грудинина явно выбрал нестандартную тактику продвижения в соцсетях. На его официальном YouTube-канале уже 50 с лишним роликов, однако больше 5 тысяч подписчиков набрать не удалось. Впрочем, он с успехом освоил непрямые каналы связи с избирателями: каждый день в разделе «Тренды» видеохостинга появляется очередной «шок-контент».
Стандартные названия роликов, собирающих миллионы просмотров, походят на дешевую баннерную рекламу: «Грудинин вывалил правду!!!», «ЭКСКЛЮЗИВ! Его НИКОГДА не пустят по власть!», «Мужик реально без страха!», «СРОЧНО! ПАВЕЛ ГРУДИНИН ДАЛ ПУТИНУ 7 ДНЕЙ, БУДЕТ ПЕРЕВОРОТ». Примерно по тому же принципу построены неофициальные каналы поддержки — к примеру, «Грудинин Мой Бро», а также активно распространяющие информацию про кандидата «Е. М. Реальная Оппозиция», «Все по полочкам», «Высокое напряжение», «Все про все» и другие.
Оформлены видео однотипно: на заставке — изображение политика в окружении яркого заголовка. При этом, как правило, ролики выходят на каналах-пустышках: у них с трудом набирается хотя бы 10 тысяч подписчиков. Зато просмотров на видео с Грудининым никак не меньше миллиона.
Такой всплеск интереса кажется странным, но статистика канала все объясняет. Миллионная аудитория видео о Грудинине явно выбивается из общей картины, — это продиктовано всплеском накрученных просмотров, которые появились единовременно, а затем тут же ушли. Судя по статистике, внезапный всплеск активности на канале происходит только в момент выгрузки видео, а громкие заголовки с упоминанием Грудинина и мировых лидеров явно не вызывают у аудитории ни малейшего интереса.
Купленное внимание подписчиков и хвалебные посты на сайте «Сплетник», вероятно, дают временную популярность, но вряд ли отражаются на количестве реальных сторонников. На те же мысли наводят и однотипные комментарии ботов под роликами.
Не спас Грудинина даже визит к самому известному интернет-интервьюеру Юрию Дудю: видео со скромным показателем в 4,5 миллиона просмотров расположилось на 21-м месте по популярности. «Кандидата от народа» обошли Сергей Шнуров, рэперы Face и Гнойный, шоумен Гарик Мартиросян, банкир Олег Тиньков, телеведущий Владимир Познер и даже одиозный блогер Николай Соболев. Для сравнения — интервью Дудя с Ксенией Собчак собрало более 8 миллионов просмотров.
На засилье роликов о Грудинине в «Трендах» YouTube давно жалуются популярные блогеры. К примеру, обладатель миллиона подписчиков Кузьма несколько недель назад обрушился с критикой в адрес штаба кандидата. По его словам, накрутки полностью вытеснили достойных блогеров из «Трендов», что ощутимо ударило по их популярности и заработкам.
Кузьму поддержали многочисленные фанаты: многие вспомнили, что из-за купленной статистики для мусорных роликов в «Тренды» долго не могло попасть даже интервью Грудинина Дудю. Некоторые шутили, что это, вероятно, единственный раз, когда «кандидат от народа» заслужил популярность без помощи армии ботов.
У вечного кандидата от ЛДПР есть сразу два канала видеосвязи с пользователями: сборник выступлений в Госдуме («Жириновский») и «ЛДПР-ТВ». Несмотря на то что количество подписчиков на первом канале вдвое превосходит аудиторию второго, смотрят его реже. Скорее всего, дело в контенте: скучные однообразные выступления на фоне трибуны менее красочны, чем, к примеру, шоу талантов под патронажем партии (куда приходят фальшивые дети Филиппа Киркорова). Ведущие, заставки, студии и даже реалити-шоу «Жириновский живьем» (название явно скалькировано с передачи Ксении Собчак на «Дожде»), — весь этот карнавал явно обходится партии в круглую сумму.
А под такой фон прекрасно заходят и «молнии» выступлений лидера либеральных демократов: требования ареста Ксении Собчак, дебаты с Грудининым и едкие комментарии на актуальные темы. Все это приносит ЛДПР-ТВ от одной до сотни тысяч просмотров на ролик. Правда, затраты на весь комплекс партийного телевидения столь высоки, что на авторской подаче кандидата, видимо, решили сэкономить.
Собчак присоединилась к президентской гонке именно через YouTube. В октябре 2017 года она опубликовала вирусное видео с кухни, где подробно объяснила, почему хочет участвовать в выборах. Ролик собрал более миллиона просмотров и даже стал объектом пародий (правда, аудитория ответа от Ивана Урганта обогнала оригинал в два раза).
И если к популярности Instagram-аккаунта Собчак вопросов не возникает, то нестабильный интерес пользователей к ее YouTube-каналу кажется странным. Он определенно не совпадает с объявлением о ее вступлении в гонку — видео «Ксения Собчак — кандидат "против всех"» было выложено в октябре, но сильный приток подписчиков и просмотров роликов приходится приблизительно на 1 декабря. В краткие сроки достигнув отметки в 15 миллионов просмотров, аудитория будто специально стремится удержать этот показатель: как видно на графике, особой динамики не наблюдается по сей день. И при этом число подписчиков после «пика» начало уменьшаться. Никаким особенным информационным поводом объяснить это невозможно: контент по-прежнему идентичен, а просмотры каждого видео не превышают нескольких десятков тысяч.
Похожий резкий скачок после падения виден на статистике посещений микроблога Собчак. Ее Twitter в последние месяцы показывает колоссальную нестабильность: с того же начала декабря на нее после резкого падения подписываются тысячи человек. Спустя месяц аудитория вновь падает до прежнего уровня. Будет неудивительно, если пришли и ушли одни и те же аккаунты, которым было необходимо создать эффект массового увлечения персоной кандидата.
Либо сторонники Собчак действительно столь истеричны и непостоянны, либо это боты. Возможно, не такие дешевые и однообразные, как из грудининского инкубатора, но от этого не менее платные.
При этом кандидатку неоднократно уличали в накрутке. «Когда покупаешь просмотры, покупай еще и лайки. Не может быть при 44 тысячах просмотров 204 лайка и 67 дизов!» — недоумевали авторы анонимного Telegram-канала, позиционирующего себя как распространителя сплетен из штаба Собчак. Еще один скандал вызвала запись ее интервью в вечерней программе Владимира Соловьева. Тогда политтехнологов обвинили в том, что они нагоняют трафик на «массовых» тегах. Среди них мелькали Кургинян, Жириновский и даже странное определение «за***чь (сделай — прим. «Ленты ру») еще парочку хороших тегов». Было очевидно, что администратор канала просто скопировал описание, предложенное кем-то в письме.
Но с эфиром у Соловьева связана еще более странная история. В конце ноября администраторы аккаунта «Протестная Москва» отследили динамику подписей, поставленных в поддержку Собчак. Выяснилось, что в ночь на 28 ноября за час число ее сторонников увеличилось на 10 тысяч. Невероятные цифры сотрудники штаба объяснили выступлением кандидатки в вечерней программе на центральном телевидении.
Слишком много случилось странных совпадений с одним человеком в конце ноября и начале декабря 2017 года. Чтобы их развеять, штаб выпустил игру «Накрути сторонников для Собчак». Однако единственным очевидно мотивированным всплеском к персоне кандидатки стало ее интервью Юрию Дудю.
Выдвиженец от партии «Коммунисты России» решил повторить успех самых рейтинговых телевизионных программ и запустил на видеохостингах и в соцсетях реалити-шоу имени себя. Все ролики с участием кандидата обозначаются как «Товарищ МАКСИМ Сурайкин». Их постоянно перезаливают полтора десятка пользователей.
В описаниях имя кандидата пишется только заглавными буквами и склоняется как торговая марка — например, «товарища МАКСИМа». Однако шоу из поездок кандидата по городам не получилось: на его канал подписано чуть больше 300 человек, а посты в разрозненных региональных группах сторонников (до полутора тысяч подписчиков) собирают по 2-5 лайков. Качественно построенная империя накруток Ксении Собчак и обеспеченная до седьмого колена золотом бот-армия Павла Грудинина смеются над Вами, товарищ МАКСИМ.
YouTube-канал Партии Роста, официально поддерживающий кандидатуру Титова, привлек аудиторию единожды — в сентябре 2017 года. И хотя платная накрутка голосов на графике на тот момент абсолютно очевидна, упрекнуть кандидата в видеокриминале сейчас нельзя. Канал просто никто не смотрит.
В соцсетях видеоролики вроде «Борис Титов посетил птицефабрику» собирают аудиторию в 30-40 зрителей (стоит ли упоминать, что везде стоит автозапуск).
А вот к лидеру «Яблока» возникает множество вопросов сразу по нескольким пунктам. Во-первых, канал на YouTube. Простая проверка статистики просмотров и подписок дает все основания для обвинения в накрутке: в октябре показатели резко идут в рост, а затем внезапно падают на прежний близкий к нулю уровень. Статистика показывает цифры в почти 600 тысяч просмотров за месяц при приросте всего в две тысячи подписчиков за тот же период. Выходит, каждый новый подписчик загружал ролики Явлинского в среднем по 10 раз в день.
Показатель держится на уровне полумиллиона просмотров до января, и затем резко падает вполовину. Количество новых подписчиков к февралю вернулось к показателю в несколько десятков в месяц. Как и в случае с Собчак, никаким шок-контентом эта динамика не мотивирована: видеоролики похожи один на другой. А это значит, что у блогера с постоянными 13 тысячами подписчиков внезапно появляются сотни тысяч зрителей, которые потом так же резко исчезают.
Во-вторых, профиль в Twitter. На платформе микроблогов у лидера «Яблока» всегда была стабильная аудитория в несколько десятков тысяч человек. Но в предвыборной гонке новые подписчики, видимо, были получены на сдачу от отплаты накрутки на YouTube. Всплеск интереса и его исчезновение практически совпадают с активностью на видеохостинге. Судя по графику, аудитория показывает резкий рост новых фолловеров, которые потеряли интерес к Явлинскому в течение пары недель: более двадцати тысяч новых последователей в январе и не более трех тысяч к февралю.
Скорее всего истерических перепадов фальшивой аудитории можно было бы избежать, если обратиться за ботами в фирмы подороже. Однако большинство кандидатов экономят, не рассчитывая на длительный эффект. Им важнее несколько раз до выборов попасть в топ YouTube или тренды Twitter.
Существует несколько вариантов продвижения: либо нативная реклама в соцсетях (достаточно дорого и не гарантирует результат, но хотя бы имеет смысл), либо накрутка ботами (дешево и ненадолго). Цены на вторую колеблются от 5 копеек до 1 рубля за просмотр. Таким образом, только на имитацию интереса к своей интернет-деятельности кандидаты в президенты могли потратить несколько десятков миллионов рублей. И эта сумма не учитывает затраты на продакшн и администрирование страниц.
Григорий Явлинский, впрочем, опробовал и вариант подороже. В результате продвигаемые посты в Facebook дали свои плоды. Сейчас публикации на официальной странице кандидата замечают десятки тысяч человек. Вместе с политическим опытом участия в выборах явно приходит и знание о правильном позиционировании своей кандидатуры. То ли дело реклама почти двадцатилетней давности!
Заслуженного деятеля науки Бабурина интернет, кажется, не интересует вовсе. Он в принципе появляется в информационном поле достаточно редко — в основном для того, чтобы послушать дифирамбы журналистов о своих прежних заслугах. Дважды зампред Госдумы явно не настроен завоевывать признание интернет-сообщества. На его канал YouTube, куда штаб за месяц выгрузил 25 роликов, подписано меньше 150 пользователей.
Наибольшей популярностью пользуется монолог кандидата под названием «Сергей Бабурин о выборах президента России» — почти восемь тысяч просмотров. В своем выступлении он ерничает по поводу намерений действующего президента баллотироваться в марте 2018 года. «Россия вздохнула с облегчением», — заигрывает со скептиками в духе Алексея Навального Бабурин. Однако популярного в интернете «оппозиционера» из него не вышло.
Ссылка в описании на официальный Instagram-аккаунт кандидата Бабурина ведет в скучный мир пенсионной жизни: коллективные снимки, 91 подписчик, 10-20 лайков к каждой фотографии, ни одного комментария. Группа во «ВКонтакте» (с заставкой «Настоящий русский», нарисованной в стандартном графическом редакторе) насчитывает почти три тысячи сторонников. Официально указанная на канале страница в Facebook приводит в неактивный аккаунт некоего Ниши Нагаркатти-Гуд из Портленда. Личный профиль Бабурина не может похвастаться даже десятком тысяч подписчиков, — и это, кажется, единственный аккаунт, который он ведет сам.
Можно предположить, что контента на страницах кандидата так мало, потому что он и не желает привлекать интернет-аудиторию. Но он также практически не выступает на радио и телевидении, и остается только гадать, где он нашел достаточное количество сторонников для выдвижения.
Самое удивительное — на все это, несомненно, были выделены средства. На постоянное обновление Instagram, который никто не читает, на съемку профессиональных роликов на YouTube для 150 подписчиков, и совсем уже непонятный промах пиарщиков — фальшивая ссылка на Facebook в описании канала.
Но их вряд ли смущает цена. Они ищут популярности на всех каналах и у любой аудитории. За последние три месяца половина персон из избирательного списка посетили интеллигентную авторскую передачу Владимира Познера. Потом практически все те же сходили поматериться и выпить к Юрию Дудю. А кое-кто даже предпринимает совсем уж странные и отчаянные шаги, встраивая мнение о противнике в «Факты о себе» 18-летней популярной у детей блогерши.