Воистину воскрес

Кровожадные сектанты и быки из провинции устроили мясорубку в Америке: Far Cry 5

Скриншот: игра Far Cry 5

Ubisoft удалось нарисовать Far Cry 5 в виде идеальной игры с интересным сюжетом, обсуждением злободневных тем и интересными персонажами. Ведь место действия перенеслось в Америку, и это все на фоне президентства Трампа, подъема ультраправых, речей о вреде игр и требований ограничить продажу оружия. От разработчиков ожидали едкой сатиры, высмеивания всего и вся, начиная от религии и заканчивая укладом жизни американской глубинки. О том, удалось ли разработчикам воплотить этот образ или ничего со времен Far Cry 3 не изменилось, — в обзоре «Ленты.ру».

Разборка в Монтане

Ubisoft не стала выдумывать нечто экзотичное и сделала игру в типичной американской глуши. Место действия: северный штат Монтана на границе с Канадой, с нетронутыми лесами, горами, реками и озерами. Место выбрано действительно удачно, потому что после заснеженных Гималаев и тропических островов новый сеттинг ощущается свежо. К тому же, на северо-западе США действительно много конспирологов, радикалов и религиозных сект самых разных взглядов. Также и в вымышленном округе Хоуп появляется своя секта Врата Эдема, в проповедях которой можно найти несколько отсылок к реальным культам.

В регионе царит полный хаос. В Far Cry все доведено до абсурда, и здешняя секта — это не просто группа фанатиков, а целая военная организация, захватившая округ. У них неограниченный запас оружия, десятки охраняемых аванпостов, лагеря смерти и даже военная техника с истребителями есть.

Этот беспредел не мог остаться безнаказанным, и в результате власти послали туда федерального маршала с ордером на арест. Разумеется, просто так забрать основателя секты на его же территории не удалось — вертолет с отрядом терпит крушение, копов берут в плен, а единственным уцелевшим остался главный герой игры — безымянный напарник, которого даже после уничтожения сотен сектантов будут называть «Салагой», «Помощником» и «Эй ты».

Семейно дело

Основал эту секту Иосиф Сид вместе с братьями Иоанном и Иаковом, а также сестрой Верой. Каждый из них отвечает за разные «отделы» церкви: Иоанн является этаким лицом Врат Эдема и зазывает новых прихожан, Иаков обучает солдат и отвечает за безопасность, а Вера направляет культистов на путь истинный, точнее накачивает их наркотиками и делает из них безвольных овощей.

Понимая любовь аудитории к злодеям в Far Cry, в Ubisoft сделали сразу четырех одинаково безумных антагонистов. Самый колоритный из них Иоанн — фанат слова «Да», требующий признания грехов от прихожан. В ходе покаяния он выбивает на теле грех (к примеру, слово «гнев»), а затем вырезает кусок кожи с ним и прибивает его к стене. Иаков — ветеран войны, который живет по правилу «выживает сильнейший» и воспитывает воинов. А Вера просто несчастная наркоманка, которую гнобили в школе, и все на этом.

Иосиф, будучи главным из всей это четверки, выглядит самым неинтересным. За всю игру он встречается всего несколько раз, да и то в качестве декорации. У остальных же злодеев куда больше экранного времени, в ходе которого они изливают герою свою душу и рассказывают о муках, пережитых в прошлом. Они словно не пытаются убить или переманить на свою сторону главного героя, а просто ищут хорошего слушателя (главный герой ведь немой и за всю игру не произносит ни слова).

Реки да опушки

После получасового пролога игрока забрасывают в открытый мир и дают полную свободу. Округ Хоуп поделен на три больших региона, в каждом из которых командует один из Сидов. В этот же момент ему вкратце обрисовывают, что перед тем, как убить Иосифа, помощник должен победить Иакова, Иоанна и Веру. В свою очередь, чтобы добраться до них, игроку нужно привлечь их внимание: выполнять задания, освобождать заложников, уничтожать постройки и, конечно же, захватывать аванпосты. Благо вышек теперь нет, но вместо них тайники.

А дальше начинается песочница, и игрок предоставлен сам себе. Помощник приходит в регион, зачищает пару аванпостов, его похищает один из Сидов для знакомства, он сбегает, чтобы повторить все то же самое. Каждый раз все происходит по одинаковому сценарию, и игрок, по сути, путешествует от кат-сцены к кат-сцене.

Вся игра — это затяжная пробежка от первой заставки к последней, между которыми 20 часов зачистки карты. Во время общения с членами Врат Эдема они лишь раскрывают свое печальное прошлое. Но какого-то развития истории здесь нет. Как и нет ничего связанного с религией. Да, условно эта организация называется сектой, но Врата Эдема по сравнению с «Семьей» Чарльза Мэнсона или «Церковью Вселенской и Торжествующей» — сходка подписчиков пабликов с цитатами.

Вся прелесть Far Cry 5 раскрывается во второстепенных заданиях и активностях. В игре девять напарников, у каждого из которых есть своя интересная история и несколько интересных заданий. Большинство из них, конечно, сводятся к обычному отстрелу врагов, но подчас даже такие перестрелки поставлены лучше основных миссий. Между тем, практически все напарники выполняют только одну функцию — воскрешать главного героя в случае смерти. Но даже с этой задачей они могут не справиться, потому что сами умирают в самом начале перестрелки. Выделить можно только пса Бумера, который отмечает ближайших врагов, и медведя-диабетика Чизбургера, способного выжить под градом пуль.

Открытый мир игры сам пытается генерировать приключения и истории. Собрался Помощник, к примеру, на рыбалку, а на него сразу выбегает гризли, за которым гонятся сектанты на джипе, а сверху появляется вертолет Врат Эдема. Поначалу это надоедает, но спустя пару часов ты принимаешь эти правила игры и сам начинаешь творить хаос вокруг. Тем более, игра с самого начала предоставляет все средства для этого: боевой вертолет, самолет, фура с пулеметами и многое другое дается в пользование совершенно бесплатно по прохождении пары квестов.

Вопрос религии

Там, где проседает сюжет, ситуацию вытягивают атмосфера и геймплей. Еще в 2016 году в Ubisoft решили, что станут меньше уделять внимания повествованию и сконцентрируются на мелких историях, которые создают сами геймеры. Последние проекты компании, вроде Ghost Recon или Assassin’s Creed, только подтверждают эти слова. Far Cry идет ровно по тому же пути, делая упор на второстепенных миссиях и персонажах, а также на случайных событиях.

Разработчики попытались исправить практически все, что критиковали фанаты. Как было сказано выше, теперь в игре нет вышек и с самого начала для путешествий доступна вся карта. Благодаря этому, наконец, появился элемент исследования. О новых точках на карте узнаешь только пройдя мимо них, о зонах для охоты — увидев соответствующий указатель на дороге, об аванпостах — из разговоров местных.

Также из игры полностью убрали крафт, и теперь не нужно собирать десяток шкур свиней, чтобы увеличить сумку для аптечек. Но охота по-прежнему присутствует, и к ней еще добавилась рыбалка. В новых реалиях она нужна лишь для заработка, поэтому никто не будет заставлять ходить по карте в поиске места для охоты на условных индюков.

Теперь всю игру можно пройти в кооперативе. Поначалу это кажется отличной идеей, но потом сталкиваешься с рядом ограничений. Действительно все сюжетные миссии можно пройти с другом, но прогресс будет сохраняться только у хоста. К тому же, напарникам нельзя далеко расходиться, иначе одного из них телепортирует. Единственный плюс от такого прохождения — сохраняются все заработанные деньги и очки прокачки.

Прокачка теперь выполнена на манер Wolfenstein, и для получения очков нужно выполнять определенные действия: разделать оленя, поймать окуня, убить 10 сектантов из автомата и так далее. Все это значительно улучшает и без того отличную песочницу Far Cry. В этом плане пятая часть действительно лучшая часть серии и лучший шутер в открытом мире.

Но такая смена приоритетов вызовет недоумение у любого, кто попытается найти хоть какое-то объяснение происходящему. Что это за секта такая, которая без проблем захватила целый округ? Почему главного героя не пытаются убить, а лишь хотят переманить на свою сторону? Почему на поимку Иосифа отправили один жалкий отряд из четырех человек, а не нацгвардию? Разве никто не знал, что в Монтане есть вооруженная до зубов армия? Это список самых простых вопросов, на которые ответа нет.

А концовка так вообще удивительная, которая очень пытается натолкнуть игрока на мысли, но в итоге является простым разочарованием. Очевидно, Ubisoft пыталась рассказать историю в духе «Насилие порождает насилие», но при отсутствии проработки персонажей и сюжета на философию как-то не тянет. Если уж реально хочется взглянуть на безумных культистов, то лучше пройти Outlast 2.

***

Глупо было ожидать, что Far Cry действительно станет поднимать острые темы, потому что Ubisoft не пошла бы на такой риск. Но зато маркетологи поработали на славу и смогли выдать игру за то, чем она не является. Это не игра о религии, а скорее типичный Far Cry, только отполированный до идеала.

Исходя из этого, советовать игру можно только фанатам серии, которые сами без статей и видео на YouTube понимают, что это такое. Но будем честны — многие соскучились по хорошему Far Cry, и пятую часть по праву можно считать одной из лучших в серии. Здесь можно бесконечно бродить по лесам, устраивать налеты на сектантов, рыбачить и выполнять второстепенные миссии. Собственно, в этом и прелесть игры, ведь о всех ее недостатках забываешь сразу, как отошел от ключевого задания, и просто начинаешь угорать.

Наука и техника00:01 2 декабря

Точка невозврата

Ученый создал детей-мутантов втайне от всех. На него ополчился весь мир