Расцвет российского YouTube пришелся на начало 2011 года: тогда успешных блогеров можно было пересчитать по пальцам, а набрать миллион просмотров считалось крайне редким достижением. Спустя семь с лишним лет одни прославились и разбогатели, а другие попросту забылись. «Лента.ру» рассказывает, как зарождался главный поставщик видеоблогеров в стране — «Спасибо, Ева».
Студент факультета менеджмента московского СГУ Юрий Дегтярев основал собственную студию вирусного видео в конце 2006 года: тогда он вместе с однокурсниками Артуром Гальченко (зрители знают его по псевдониму Sam Nickel) и Верой Шабановой сняли несколько юмористических скетчей, которые, впрочем, не пользовались особой популярностью на YouTube. Может в роликах не хватало какой-то изюминки, или студентам для начала нужно было «пристреляться».
Однако уже спустя несколько месяцев ребята поняли, в чем их главная фишка: они стали делать пародии на популярные рекламные ролики. И новоиспеченные блогеры не прогадали: видео про шампунь Head & Shoulders разошлось по сети моментально. Последующие творения однокурсников тоже выстреливали: снятые с одного дубля «дебильные» (как они их сами называли) видео на абсолютно любые темы, будь то танцы в метро или кривляния перед камерой, набирали сотни тысяч просмотров.
«Студия появилась совершенно случайно, мы никогда не собирались заниматься тем, чем занялись. С детства у меня всегда была очень развита фантазия, я думал, что как-то ее буду продавать: писать шутки, сценарии. Через My Duck's Vision это реализовалось», — рассказывал Дегтярев в одном из интервью.
В течение нескольких месяцев студии удалось привлечь даже первых рекламодателей, которые заказывали целые ролики. По словам Дегтярева, многих заказчиков приходилось отметать, чтобы не терять заработанный авторитет в глазах подписчиков, которых на тот момент было всего несколько тысяч.
«Мы иногда работали как фрилансеры с маленькими рекламными агентствами, делали для них вирусы. Для Clear, Axe, недавно сделали танцы в метро для Homepage.ru. С этого и кормились», — объяснял тогда основатель My Duck's Vision.
Благодаря активной интернет-деятельности команду заметили довольно крупные компании. В конце 2008 года Дегтярев стал главным редактором российского видеохостинга RuTube: на тот момент сайт уже принадлежал «Газпрому». В 2010 году Дегтярев дорос до должности генерального продюсера, однако через год успешный карьерист покинул компанию — скорее всего, он решил бросить все силы на создание первого серьезного объединения видеоблогеров под названием «Спасибо, Ева».
8 марта 2011 года My Ducks Vision запустили так называемый дочерний проект «Спасибо, Ева», в котором уже более-менее состоятельные блогеры объединились в одну большую партнерскую сеть. Сделано это было по нескольким причинам. Как говорит сам Дегтярев, он боялся противостояния видеоблогеров, которое должно было начаться при их автономном существовании. Основатель популярной студии был уверен, что топовые контентмейкеры рано или поздно начнут делить подписчиков, поэтому приняли решение объединить силы.
«На самом деле, когда я познакомился с Русланом Усачевым, я был против того, чтобы мешать аудиторию: условно, кого-то смотрят мальчики, кого-то девочки. Потом я понял, что просто параллельно существовать не получится, будет война», — рассказывал Дегтярев.
О второй причине продюсер молчал до последнего: деньги на содержание блогерской тусовки ему давали «Нашисты». Причем многие участники «Спасибо, Евы» об этом даже не подозревали.
Название нового портала регулярно вызывало споры среди подписчиков: что еще за Ева и за что ей нужно сказать спасибо? Поэтому Дегтяреву многократно приходилось расшифровывать нейминг «группировки» в различных интервью. Как оказалось, Ева — это та самая библейская женщина, которая откусила запретный плод и из-за которой людей изгнали из рая. Слово «спасибо» здесь употребляется с иронией: создатели площадки явно расстроены тем, что живут не в Эдеме. Тем не менее Дегтярев так ни разу и не объяснил, при чем здесь вообще видеоблогинг.
Основной задачей основатели «Спасибо, Евы» ставили помощь начинающим и уже востребованным видеоблогерам. Помимо объединения сил, участие в проекте гарантировало резидентам эксклюзивные фишки напрямую от YouTube. Так, блогеры получали статус официальных партнеров видеохостинга (что на тот момент считалось признаком элитарности, так как этим могли похвастаться только иностранные звезды). Кроме того, партнерам давали деньги от встроенной рекламы (в их карман капало 65 процентов от всей суммы ежемесячно). Также команда «Спасибо, Евы» получала доступ к партнерской админке, детальному оформлению канала и приоритет в поисковой выдаче. От таких бонусов сложно было отказаться, поэтому набор в команду шел полным ходом.
Интересно, что основатель My Duck's Vision требовал от блогеров выпускать только те шоу, идеи для которых разрабатывал он сам. Более того, Дегтярев запрещал им разрабатывать старые форматы, благодаря которым те уже набрали основной вес на YouTube и RuTube.
«Все, что мы создавали на "Еве", шло с условием: авторы не выпускают там те форматы, за счет которых сделали себе имя. Если Усачев делал ролики про кино, то снимать их на "Еве" он не будет. У площадки должен быть смысл существования — это не просто место, где они все собрались. Все проекты на "Еве" должны были быть придуманы мною. Если это не придумано мною, это на "Еве" не выходит», — говорил основатель проекта.
Судя по всему, такая модель была придумана неслучайно: Дегтяреву было важно, чтобы резиденты «Евы» не могли сбежать с проекта и забрать свои ролики, ведь авторские права на все созданные видео и форматы принадлежали именно Дегтяреву. Поэтому, если блогер по каким-то причинам покидал «Спасибо, Еву», он уже не мог продолжать вести полюбившееся пользователям шоу на личном канале. Впрочем, на первых порах все были довольны условиями.
В самом начале к проекту подключились одни из самых популярных видеоблогеров русскоязычного YouTube-сообщества: Руслан Вихлянцев (он же Усачев, который, по слухам, является сооснователем «Евы») и Илья Давыдов (он же Мэддисон). Оба подружились с Дегтяревым еще до старта проекта: про Усачева тот знал по роликам на российском видеохостинге и сам ему позвонил перед запуском, а с Мэддисоном он и вовсе работал над созданием ТВ-шоу «Игры на вынос». Конечно же, развитием «Евы» также занимался Артур Sam Nickel Гальченко, который параллельно продолжал снимать ролики для студии My Duck's Vision. Среди его самых вирусных работ — видео «Путин лапает избирательниц!», на котором актер трогает тысячу девушек за грудь, а потом жмет руку Владимиру Владимировичу.
Все эти блогеры получили на площадке статус «святых» — так называли хедлайнеров проекта, которые входили в основную команду. Они могли как-то влиять на внутреннюю и внешнюю политику сайта. Остальные же видеомейкеры, которые публиковались на площадке без права голоса, именовались «апостолами».
Первое видео на личном канале Руслана Усачева появилось в апреле 2010 года: еще совсем юный блогер-студент выпустил обзор фильма «Книга Мастеров», где в довольно легкой форме и без нецензурной лексики буквально «казнил» режиссера и сценаристов картины. На этом и началась карьера Усачева как главного обозревателя фильмов в российском сегменте YouTube. Забавно, но всего через пару лет эту нишу единолично займет Евгений Badcomedian, который появился на горизонте годом позже. Кстати, тот долгое время участвовал в конкурирующей группировке Caramba-TV.
Однако Юрий Дегтярев хотел, чтобы Усачев делал для «Спасибо, Евы» уникальный контент, поэтому слегка изменил направление обзоров Усачева: вместо фильмов тот переключился на аккаунты знаменитостей в Twitter. В 2011 году сервис микроблогов как раз начал набирать в России дикую популярность.
В итоге, в пилотной серии будущего шоу «Твитота» блогер рассказал историю про девочку Машу, которая достала тогдашнего президента России Дмитрия Медведева сообщениями в соцсети. Видео понравилось подписчикам, однако по-настоящему выстрелил второй ролик, посвященный Тине Канделаки. Телеведущая постоянно снимала видео, держа смартфон вертикально. Усачев прицепился к этой особенности и на протяжении четырех минут просил Канделаки «перевернуть iPhone». Эта фраза моментально ушла в народ, а видео собрало почти полмиллиона просмотров — огромные показатели для того времени.
Однако постоянно шутить о российских телезвездах было нельзя, ведь ребятам из «Спасибо, Евы» нужно было отбивать «нашистское» финансирование. Поэтому несколько следующих роликов снова были посвящены Дмитрию Анатольевичу. В частности, Усачев призвал пользователей сети за месяц взломать Twitter-аккаунт президента России. За это он предложил победителю тысячу долларов и еще сотню самым активным хакерам в качестве поощрительного приза.
Если сегодня за такой призыв к квартире блогера уже неслись бы несколько сотрудников ФСБ и автобус с ОМОНом, то в 2011 году Усачева, наоборот, похвалили за проделанную работу. Более того, Медведев подписался на блогера в Twitter и периодически ставил лайки на его записях.
Культовый обозреватель видеоигр «залетел» на «Спасибо, Еву» с похожим контентом: снова обзоры, но на этот раз рекламы по телевидению. Стоя в футболке и трусах перед объективом, Мэддисон смеялся над самыми убогими коммерческими роликами, попутно рыгая и ругаясь матом, в то время как на фоне играла песня порнозвезды Кати Самбуки. В общем, мужчина делал все то, за что его и полюбили подписчики.
Интересно, что никакого политического подтекста в роликах Мэддисона не было: видимо, Дегтяреву так и не удалось склонить на свою сторону аполитичного блогера даже за хороший гонорар. По словам «короля рунета» в одном из интервью, основатель «Евы» с ним даже не заключал контракт, поэтому не мог диктовать свои правила.
«У меня вообще не было продюсера никогда. У меня из людей, которые способны продвигать в интернете, есть один знакомый, Юра Дегтярев, основатель My Duck's Vision, он мне помогал, но никаких бумаг мы с ним официально не подписывали», — рассказал блогер журналистам через несколько месяцев после запуска проекта. Скорее всего, насчет отсутствия продюсера он немного слукавил, ведь «Рекламное очко» публиковалось на канале «Евы», но касательно бумаг ему можно было верить, потому что все шоу выходили с перебоями.
Тем не менее Мэддисон был одной из важнейших персон для развития проекта, так как у него была самая большая и преданная аудитория из всех «святых» платформы. Именно он стал одним из главных двигателей «Спасибо, Евы», так как за счет него ролики собирали огромное количество просмотров.
Позднее «Рекламное очко» по каким-то причинам ушло на покой, зато вместо него «король рунета» запустил новое шоу под названием I-Vesti (кстати, там тема политики вскользь поднималась). Мэддисон рассказывал обо всех значимых происшествиях в сети: примерно этим же самым до сих пор занимается Руслан Усачев в шоу Usachev Today. Однако I-Vesti продержались всего три выпуска, после чего блогер закрыл и его, назвав «нелепым и ненужным». Впрочем, аудитория «короля» была несогласна с этими словами и хотела продолжения.
Затем были еще несколько шоу, но у всех из них был один итог: выходили две-три серии, а потом проект по неведомым причинам закрывался (многие подозревают, что всему виной была всеобъемлющая лень Мэда).
Трио с канала «Студсовет», которое сегодня собирает огромные залы в составе группы «ХЛЕБ», также стояло у истоков «Спасибо, Евы». Ролики трех бывших кавээнщиков Дениса Кукояки, Кирилла Трифонова и Александра Шулико собирали не меньше просмотров, чем публикации Мэддисона и Усачева.
Харизматичные парни, которых некоторые коллеги по цеху подозревали в нетрадиционной сексуальной ориентации, получили популярность благодаря обзорам на профили известных людей во «ВКонтакте». Первой их «жертвой» стал основатель соцсети Павел Дуров, ролик про которого собрал более миллиона просмотров.
В отличие от других «святых» резидентов «Спасибо, Евы», Кукояка, Трифонов и Шулико уделяли гораздо меньше внимания самому обзору и обозреваемому: блогеры собирались на квартире одного из них, снимали довольно посредственные скетчи, а также кривлялись в сантиметре от объектива (стойка прямо перед камерой стала их своеобразной фишкой).
В общем, все ролики коллектива больше напоминали дружеские посиделки первокурсников, только без алкоголя и девушек, однако такой контент понравился подписчикам платформы (и, естественно, Дегтяреву). Поэтому ребята еженедельно выпускали как минимум по одному ролику, а затем запустили новое шоу «Рассказать друзьям», где количество посредственных скетчей выросло на порядок. Кстати, несколько раз они менялись ролями с Русланом Усачевым: тот приходил вести их шоу, а они — его.
Очень быстро к выстрелившему проекту начали подсоединяться и другие блогеры, о которых на тот момент было почти ничего неизвестно массовым зрителям. Например, во многом благодаря «Еве» сегодня Илья Прусикин (он же Ильич) катается по мировым турне с концертами, выступая в основанной им же группе Little Big.
Однако в 2011 году он вместе с небольшой командой запустил пилотный выпуск «Гаффи Гаф» — трешовое юмористическое шоу, стилизованное под детскую передачу с дешевыми тряпичными куклами на руке. При этом для усиления комического эффекта собачка Гаффи и жирафик Рафик обсуждали только остросоциальные темы: пьянство, распространение амфетамина и продажных полицейских. По понятным причинам не забывали и про политику. Шоу продержалось несколько сезонов, а затем Ильич начал выпускать другие шоу и клипы: самый известный из них — «Новый полицейский», где мужчина в ироничной форме расхвалил полицейскую реформу.
Также первое время после запуска «Евы» на ней публиковался Андрей Нифедов, которого заметили зрители на сайте «Спасибо, Евы». Он создавал шоу «Нинель Пофиг», в которых нарисованная в стиле аниме девушка обозревала популярные юмористические ролики. Автор проекта поначалу просто пародировал уже популярных Макса +100500 и Стаса Давыдова, однако его выпуски со временем стали автономным шоу. По какой-то причине Нифедов быстро перестал сотрудничать с Дегтяревым: возможно, он не хотел ассоциироваться с «Нашистами».
Благодаря проекту также стал известен Данила Поперечный: он начал сотрудничать со «Спасибо, Евой» с самого запуска, рисуя для Дегтярева мультики про Владимира Путина и Дмитрия Медведева. Как он сам признался на интервью во «Вдуде», заниматься этим прекратил после того, как узнал, из каких денег он получает зарплату. Сегодня же он собирает Ледовый дворец, выступая со стендапом перед тысячами людей.
На площадке публиковались и другие видеоблогеры, однако далеко не все из них остались на плаву по прошествии семи лет.
«Прошел год с момента принятия закона "О полиции", но в стране по-прежнему смеются над "переименованием". Большинство граждан не верит в реальные изменения в структурах МВД. Чтобы доказать эффективность реформы, власти решают направить в первый отдел полиции съемочную группу», — так говорится в описании самого амбициозного интернет-сериала 2012 года.
В «Полицейских буднях» снялись практически все «святые» блогеры из «Спасибо, Евы»: Усачев, Мэддисон, Ильич, Sam Nickel, трио из «Мне нравится» и еще несколько ребят из тусовки. Планировалось, что сериал станет чуть ли не культовым, однако все закончилось довольно прозаично, ведь проект закрылся после третьей серии.
Никто из участников шоу так и не рассказал подробную версию, почему «Полицейские будни» пришлось заморозить навсегда. Скорее всего, здесь было несколько причин. Во-первых, такое количество блогеров на одной площадке просто не смогли ужиться. Кроме того, параллельно с процессом съемок сериала вскрылась вся правда о финансировании «Спасибо, Евы», поэтому многие участники проекта покинули тонущий корабль. При этом зрителям сериал понравился: пилотный выпуск собрал почти три миллиона просмотров.
Примечательно, что «Полицейские будни» стали пиковой точкой развития площадки Юрия Дегтярева. Дальше началась черная полоса, которая так и не закончилась.