«Если сойдете с ума, ничем не поможем»

Они зарабатывают на миллионах зрителей. Когда-то их место было на дне

Кадр: Кузьма / YouTube

Один из самых крупных проектов в истории российского YouTube «Спасибо, Ева» просуществовал всего пару лет, но именно благодаря ему известные сегодня блогеры сумели заработать популярность. «Лента.ру» уже рассказывала о расцвете главного поставщика российских видеоблогеров. На этот раз история коснется тех, кто появился на свет из самых недр «Спасибо, Евы» — легендарного «Источника».

«Спасибо, Ева» для чайников

«Спасибо, Ева» — это первая крупная площадка для российских видеоблогеров, созданная ради пиара молодежного политического объединения «Наши». Главные деятели «Евы» вроде Руслана Усачева, Ильи Мэддисона или парней из шоу «Мне нравится» (ныне — группа «Хлеб») получали крупный по меркам того времени гонорар, а заодно увеличивали базу подписчиков благодаря постоянным съемкам в роликах друг у друга. Таких блогеров на площадке называли «святыми» — они имели право голоса в управлении «Спасибо, Евой», так как хорошо общались и сотрудничали с основателем проекта Юрием Дегтяревым.

Вторыми по значимости считались «апостолы»: их ролики также публиковались на главной странице сайта, однако они никогда не входили в команду проекта и не могли никоим образом влиять на сайт. К таким блогерам можно отнести Юрия Хованского, которого так и не канонизировали, несмотря на его дружбу с Мэддисоном и знакомство с Дегтяревым.

Однако самое веселое творилось в «Источнике» — грубо говоря, выгребной яме проекта, в которую могли выложить видео любые желающие. «Источник — гетто для начинающих беспринципных видеомясников, в которое боятся заходить даже наши модераторы. Мы вообще без понятия, что там сейчас творится. Поэтому не отвечаем ни за содержание контента, ни за его качество. Если вы там сойдете с ума — ничем не сможем помочь. Мы вас предупредили», — гласил дисклеймер, появляющийся перед входом в раздел.

Впрочем, ничего сверхъестественного на самом деле там не происходило: тысячи пользователей публиковали низкокачественный (и по юмору, и по технике съемки) контент, благодаря которому надеялись прославиться. Однако некоторые отдельные ролики были настолько бестолковыми, что более известные блогеры снимали на их основе юмористические шоу.

Самыми популярными стали выпуски программы DNIWE («Днище») от Ильи Мэддисона: он специально искал странные видео с минимальным количеством просмотров, а потом записывал на них реакцию. Один только первый ролик Мэддисона собрал более двух миллионов просмотров. К слову, Андрей Нифедов со своим шоу «Школоблоггеры» наверняка тоже черпал вдохновение в «Источнике».

Тем не менее, если видео из «Источника» нравилось публике и «святым», оно попадало на главную страницу «Спасибо, Евы». Такое случалось не слишком часто, но некоторые современные звезды YouTube обязаны своей популярностью именно этому инкубатору.

Акр

Автор канала «Уголок Акра» Артур Кутахов начал снимать ролики в 2009 году, еще за несколько месяцев до появления «Спасибо, Евы». В отличие от большинства коллег по цеху, Акр первое время скрывал лицо: все его обзоры озвучивались за кадром, а вместо него в роликах периодически появлялся анимированный рассказчик.

Непонятно, почему Кутахов так не хотел показывать физиономию: то ли повлияли подростковые комплексы, то ли отсутствие профессиональной камеры, а может, все факторы разом. Однако малочисленные на тот момент подписчики Акра не особенно расстраивались, ведь они могли запросто распознать блогера по подростковому голосу (тогда ему было всего 17 лет) и странному приветствию «Всем массовый здряф».

Все ролики на канале Акра были так или иначе посвящены массовой культуре. В основном парень снимал обзоры на старые фильмы, мультфильмы и комиксы. Его начали замечать после разбора старенького мультсериала о Человеке-пауке 1967 года. Аргументированная критика вместе с неплохим юмором помогли Кутахову набирать просмотры: многие ролики про членистоногого героя смотрели больше миллиона пользователей YouTube, что является достойным показателем для узкой гик-тематики.

Скорее всего, собрать столько зрителей Акру помог именно «Источник» — туда начинающий блогер заливал каждый свой ролик. Уже в октябре 2011 года он попал в топы раздела, благодаря чему видео появились и на главной странице «Спасибо, Евы». Основатели проекта по каким-то причинам так и не сделали блогера «апостолом», однако это не остановило юного Кутахова, который продолжал регулярно выкладывать новые ролики даже после забвения площадки.

Сегодня на «Уголок Акра» подписаны более миллиона человек, а общая сумма просмотров всех роликов на его странице составила более 220 миллионов.

Впрочем, несмотря на довольно широкую известность, самые старые подписчики Акра осуждают блогера за то, что он «скатился». «Не покидает ощущение, что Акра подменили», — множество подобных записей можно найти под старыми роликами Кутахова.

И действительно, если раньше все творчество молодого человека относилось к фильмам и мультсериалам, то спустя несколько лет Акр опустился до обзора низкопробных пабликов во «ВКонтакте», подогревая интерес к подобным роликам кликбейтными названиями вроде «Как развести девушку на СЕКС с помощью ЖВАЧКИ?» Позднее к ним прибавились клипы, диссы и другие составляющие любого успешного блогера в 2018 году.

Однако Акр не обращает внимания на хейтеров и продолжает делать контент для массовой аудитории, вместе с тем ежедневно набирая новых подписчиков-школьников.

Даня Крастер

Даня Крастер с канала SuperCrastan с самого начала карьеры снимает ролики в стиле DIY и Lifehack — говоря человеческим языком, при помощи подручных средств создает необходимые (и не очень) в быту предметы, а также помогает зрителям упростить их жизнь при помощи простых изобретений. Достаточно перечислить названия его первых роликов за 2010 год, чтобы понять направление канала. «Как сделать кастет», «Как сделать тату-машинку», «Как сделать картофелепушку» — кажется, у Крастера есть рецепты на любой, самый изощренный вкус, поэтому умелец был обречен на успех.

Как хвастается сам блогер в описании канала, большинство его изобретений сделаны из «говна и палок», что еще сильнее подстегнуло зрителей обратить внимание на неожиданные эксперименты. Пользователи сети могли быть уверены, что способны создать такой же «дротикострел» из игрушечного пистолета или взломать любой кодовый замок, хотя наверняка никогда и не делали этого в жизни.

В любом случае, завсегдатаи «Спасибо, Евы» обратили на Даню внимание и быстро помогли ему лайками и просмотрами. Затем его заметили и на телевидении: парня звали участвовать в перезапуске передачи «Галилео», а также он вел рубрику экспериментов в программах на каналах РЕН ТВ и НТВ.

Стоит отметить, что качество контента у Крастера росло с каждым годом: в первых роликах акцент был сделан на несмешные скетчи, но очень быстро он понял, что от этой «изюминки» лучше отказаться. Он начал подробнее описывать процесс создания предметов, а сами эксперименты становились более сложными и интересными. Правда, полезности в них от этого не прибавилось: вряд ли типичный пользователь YouTube действительно захочет сделать вейп из кипятильника или гитару из скейтборда.

Сейчас на канал изобретателя подписаны около 1,3 миллиона пользователей. Вместе с подписчиками растет и мастерская: из старенького 30-метрового гаража автор канала SuperCrastan арендовал для экспериментов целый ангар. Кто знает, чем бы занимался Даня Крастер, если бы не решился когда-то опубликовать ролики в «Источнике».

Тимур Сидельников

Тимур Сидельников — еще один известный сегодня видеоблогер, который обязан своей популярностью источнику «Спасибо, Ева» (и немного «святым» проекта). В начале интернет-деятельности молодой парень, который только-только поступил в университет, решил снимать на видео сравнения различных продуктов питания: Сидельников искал плюсы и минусы в популярных марках газировки, а затем подводил итоги и выбирал лучший напиток.

Конечно, на газировках начинающий блогер решил не останавливаться. Под его пытливым взглядом оказывались самые разные предметы, оружие, компании, телеканалы и города — все, что хотя бы теоретически можно сравнить между собой. Понятное дело, что такие «обзоры» были крайне далеки от объективного анализа, ведь не может быть однозначного ответа при сравнении Москвы и Санкт-Петербурга (особенно если один из критериев — количество ресторанов «Макдоналдс» в каждом из городов).

Тем не менее зрители видели, что Сидельников действительно старался и находил интересный подход к решению нестандартных задач. Он делал ролики от души, поэтому многие зрители прониклись к юноше симпатией.

Вскоре парня заметили и более опытные коллеги по цеху: например, на него обратили внимание «святые» Костя Павлов и Макс Брандт, которые снимали для «Евы» передачу «Вызов». Сначала Сидельников получал приглашения в их собственные шоу, а затем оказался в их рекламном агентстве Abrikos Media.

Со временем Тимур сменил тематику блога: акцент с фастфуда и сравнений еды плавно перешел на обзор гаджетов. Правда, смотреть подобные ролики могут лишь те, кто совсем не разбирается в технологиях. В своих видео Сидельников всерьез обсуждает майнинг «парочки биткоинов» на смартфонах, а также возможность преобразовать двухмерные объекты с фотографии в 3D-модель. Кроме того, его канал буквально оброс заказными обзорами, что полностью уничтожает любую потенциальную объективность его суждений. Коллеги-техноблогеры уже несколько месяцев припоминают ему эти недочеты, однако Сидельников не спешит останавливаться.

Да и зачем? Людям по какой-то причине подобный контент нравится: в среднем на не очень технически подкованного техноблогера подписываются около двух тысяч человек в день. Всего же Тимуру удалось завлечь на канал более 1,6 миллиона человек.

Володя Ржавый

Володя пришел на YouTube позднее остальных: он начал записывать ролики лишь в 2012 году, когда «Ева» уже была близка к закрытию. Его видео регулярно появлялись в «Источнике», но не пользовались бешеной популярностью.

Скорее всего, причина была в том, что манера съемки, содержание роликов и шутки Ржавого были полной копией скетчей Эльдара Бродвея, который на тот момент уже имел какой-никакой вес в блогерском сообществе. И если в похожем случае с Максом +100500 и Стасом Давыдовым последний смог отбить часть аудитории, то у Ржавого ничего не вышло: он был откровенно слабее Бродвея по всем фронтам. Обилие шуток ниже пояса только усугубляло ситуацию. К слову, уровень юмора прекрасно доказывает название канала RED 21, которое можно перевести как «Красное очко».

Уже тогда популярный Юрий Хованский несколько раз репостил записи Ржавого к себе на стену во «ВКонтакте», но даже это не помогло: парня довольно быстро забыли.

Однако история Володи Ржавого на этом не закончилась. В 2016 году каким-то неведомым образом о нем заговорили все. Как оказалось, для этого ему нужно было сильно располнеть и записать десяток роликов в формате «для важных переговоров». То есть проговорить на камеру несколько псевдосмешных фраз типа «Слышь, дрочила, рот закрой» и опубликовать их на своем канале.

Эти фразы взяли на вооружение популярные блогеры, у которых в подписках все еще периодически появлялся Ржавый, а затем их же подхватили школьники. Такому неожиданному результату мог бы позавидовать даже Дружко: если за весь октябрь 2015 года на Володю подписалось всего 266 человек, то в июле планка выросла до 400 тысяч подписчиков. Всего же за каналом Ржавого сегодня наблюдают более двух с половиной миллионов человек.

RED21 / YouTube

Самое забавное в этой истории то, что за шесть с лишним лет контент Володи практически не изменился. Те же скетчи, те же, мягко говоря, своеобразные шутки с использованием искусственной блевотины и фекалий. Однако теперь это уже никого не смущает.

Кузьма Гридин

Подписавшиеся на Кузьму за последние пару лет люди вряд ли подозревают, чем занимался их кумир до того, как прославился на YouTube. В начале своей интернет-карьеры Никита Гридин вместе с другом делал переводы зарубежных шоу и сериалов, а затем выкладывал их на суд остальных видеоблогеров из источника «Спасибо, Ева». Вся их деятельность сохранилась в группе во «ВКонтакте» «ГриМу», которая не обновлялась уже больше пяти лет. Сейчас там законсервированы практически две сотни переведенных роликов. Сегодня их слушать довольно забавно: до профессионального уровня ребятам явно было очень далеко, но они старались и делали огромное количество переводов.

volt229 / YouTube

Остальные сотни озвучек можно найти уже на YouTube-канале Кузьмы. Со временем он купил хороший микрофон, поэтому качество работ выросло в разы. Однако к 2014 году Гридин то ли устал от бесконечных переводов, то ли решил попробовать себя в роли настоящего видеоблогера, когда начал плотно общаться с Юрием Хованским.

В 2015 году на канале переводчика начали появляться ролики с его непосредственным участием, где Кузьма рассуждал о прочитанных книгах и современной литературе в целом. Позднее он окунулся в мир стендапа и отправился в тур (опыт, судя по всему, был не самый удачный, поэтому Кузьма продолжил заниматься видеоблогингом).

Кузьма / YouTube

Кузьма пробовал себя в самых разных жанрах: анализировал новости YouTube-сообщества, записывал скетчи с Юликом и Хованским, снимал юмористические сериалы. Однако подписчики почему-то росли слишком медленно. Ситуация резко изменилась в июне 2017 года, когда Гридин стал выпускать модные реакции на чужие ролики и клипы, записывать диссы и пробовать дешевую еду на камеру. В общем, воспользовался сразу всеми запрещенными приемами и забыл про качественный контент. Это принесло свои плоды: за тот месяц на него подписались более 100 тысяч человек, что стало для Кузьмы абсолютным рекордом. Во многом этот месяц предопределил судьбу канала как минимум на весь следующий год.

Обо всех понемногу

В 2011 году Юджин Сагаз вместе с братом решили снимать скетчи, пародии, мини-фильмы и другой юмористический контент на канале EJ Movies. Ребята активно публиковались в «Источнике», однако просмотров было мало, даже несмотря на хорошее (по тем меркам) качество съемки и монтажа. Братья даже сотрудничали какое-то время с конкурирующей площадкой Caramba TV. За год с лишним блогеры набрали меньше 50 тысяч подписчиков, поэтому канал был заброшен.

EJ Movies / YouTube

Спустя пару лет Юджин создал личную страницу на YouTube, которую «прокачал» до гигантских масштабов. Сегодня на его канал подписано более трех миллионов человек, и цифра ежедневно продолжает расти: в среднем на блогера подписываются по две с лишним тысячи пользователей в сутки.

Как оказалось, для популярности не нужны скетчи и фильмы — достаточно записывать летсплеи и попутно комментировать прохождение игры. Впрочем, описание блога Сагаза говорит само за себя. «На этом канале я играю в игры, от которых я ору, лишаюсь сна, смеюсь, восторгаюсь, расстраиваюсь и вдохновляюсь».

gagatunFeed / YouTube

Еще один летсплейщик Роман Гагатун сразу осознал свою силу, поэтому в «Источнике» изначально появлялись записи его летсплеев. Это помогло ему быстро заработать аудиторию, но для развития канала до размеров того же Юджина, видимо, ему не хватило таланта. Сейчас Гагатуна смотрят около 1,2 миллиона человек.

Также благодаря «Источнику» подписчики «Евы» узнали об Андрее Нифедове, который публиковал мультфильмы «Нинель Пофиг». Блогер делал пародию на уже известных обозревателей видео Макса Голополосова и Стаса Давыдова. Правда, со временем пародия переросла в полноценное шоу, и его похвалил даже сам Стас Давыдов, поэтому какое-то время Нифедов продолжал рисовать мультики с обзорами смешных роликов. Однако сегодня о канале блогера почти никто не вспоминает. То же самое касается и главного любителя скетчей Эльдара Бродвея, ранние ролики которого тоже регулярно появлялись в «Источнике».

Итоги

Хотели того основатели «Спасибо, Евы» или нет, но им удалось определить вектор видеоблогинга на несколько лет вперед. Некоторые популярные в 2011 году форматы, многие из которых были придуманы Юрием Дегтяревым, остаются актуальны до сих пор.

То же самое касается и блогеров, начавших свою интернет-деятельность более семи лет назад. Хороший толчок от пользователей площадки помог десятку людей найти любимое хобби, которое приносит им сегодня хорошие деньги.

Да, большинство людей из «Источника» либо никуда не продвинулись, либо перестали стараться: потуги создать качественный контент проиграли простым в создании реакциям и летсплеям, однако рядовым зрителям YouTube нравится их деятельность.