Экономика
10:03, 14 июня 2018

Тонкая материя Создатель образовательного проекта о том, как помочь детям добиться успехов

Татьяна Романова
Фото: Андрей Беличенко

Мозг ребенка — тонкая материя, и об этом нельзя забывать, когда пытаешься чему-то его научить. По мнению создателя интеллект-клуба для детей «Эники-Брейники», а также образовательных проектов для взрослых Андрея Беличенко, работать с юными учениками намного сложнее, но при правильном подходе и результатов можно добиться удивительных.

Интеллект и память

Андрей занимается развитием нескольких проектов. Один из них связан с образованием для предпринимателей — «Фабрика предпринимательства», где он является управляющим партнером. Два других — полностью самостоятельные — интеллект-клуб для детей «Эники-Брейники» и компания по построению отделов продаж — «Боевой отдел продаж».

Проект «Эники-Брейники» стартовал в прошлом году, однако путь Беличенко к самостоятельной деятельности начался в 2008 году с работы педагогом дополнительного образования. «В прошлом году у меня случился финальный карьерный скачок, когда я понял, что дальше расти мне некуда: начав работать как преподаватель, я дорос до должности директора дочерней компании. Следующий шаг был бы — идти в совет директоров либо отправиться в самостоятельное плавание. Я выбрал второе, вышел из компании и стал заниматься развитием образовательного проекта», — рассказал он.

На средства стартового капитала было арендовано помещение и подобраны сотрудники. «К этому времени я понимал, как строится бизнес-процесс, кроме того, у меня была методика по развитию интеллекта, где ключевой упор делается на развитие памяти», — рассказал Андрей.

Внутри клуба действуют два направления. Первое — работа с малышами, детьми с 3 до 6 лет, которых учат читать, произносить звуки, разговаривать, общаться между собой, играть, а также готовят к школе. Второе направление — работа со школьниками от 7-8 лет, а верхняя возрастная планка здесь, по словам Андрея, не ограничена, поскольку взрослые тоже приходят, чтобы развить определенные навыки. Ключевое направление — это занятия с детьми 3-5 классов, родители которых обеспокоены их проблемами с учебой, которые, как считают они, возникают из-за проблем с памятью. «Но мы очень часто сталкиваемся с тем, что у детей проблемы не с памятью, а с концентрацией внимания. И с этим мы сейчас работаем достаточно много», — говорит основатель проекта.

Индивидуальный подход

Детей, которые приходят в интеллект-клуб, обучают не конкретным предметам, а навыкам — запоминанию, усвоению и анализу информации. «Один из ключевых элементов нашей методики заключается в индивидуальном подходе, поэтому у нас очень маленькие группы — по 4-5 человек, — рассказывает Андрей. — С ребятами мы стараемся взаимодействовать, с одной стороны, как со зрелыми личностями — мы не называем их детьми, а с другой, мы проводим занятия в игровой форме и стараемся актуализировать получаемую ими информацию, выбирая темы, которые интересны самим детям, а не их родителям».

В интеллект-клубе много игровых занятий. «Развитие интеллекта — это во многом ассоциативная история: о том, как человек мыслит, как он видит то, что его окружает, как он додумывает реальность, о том, как он говорит, взаимодействует с другими людьми. Все эти аспекты мы затрагиваем, учим детей создавать ассоциации, играем в игры на внимательность, а также в более сложные логические игры — в специальную упрощенную версию шахмат и так далее», — рассказывает Андрей.

Одно занятие в клубе длится 90 минут, и за это время происходит 5 смен деятельности — разминка, упражнения на запоминания, игровая пауза, когда дети могут самовыразиться. Каждые 4 занятия проводится тестирование для оценки того, насколько усвоен материал. «Но тут есть важный нюанс — мы не сравниваем обезьяну с рыбой, потому что каждый ребенок индивидуален и у каждого свой стартовый уровень. Поэтому мы их оцениваем не по усредненным показателям, а относительно того, с чем они пришли», — отмечает Андрей. С помощью тестов на запоминание в клубе определяют, как дети усваивают материал, как развивается их память.

«Кроме того, мы получаем обратную связь от родителей относительно того, насколько у детей улучшаются показатели по школьным предметам, а ключевые в этом плане — гуманитарные предметы, на усвоение которых мы оказываем влияние. И часто родители к концу учебного года, когда выставлялись четвертные и годовые результаты, отмечали, что оценки подтянулись. Мы не говорим о каких-то феноменальных успехах — понятно, что это не волшебная таблетка, но если поступательно заниматься, через 2-3 месяца уже появляются определенные результаты», — подчеркнул он.

Развивать образовательные компетенции

При этом, как отметил создатель интеллект-клуба, методы, используемые специалистами в работе с детьми, вполне применимы в обычной школе, но, как правило, востребованы они лишь на уроках иностранного языка. «Поразительно, что раньше ими пользовались: например, когда учились мои родители, в 70-е годы. А потом это ушло», — рассказал Андрей, добавив, что пытался предложить свою методику нескольким школам. «Я не могу говорить за всю школьную систему, но у меня пока нет ощущения, что получается внедрять какие-то нестандартные методики, потому что в целом — если исключить отдельные регионы, где все более-менее в порядке, во многих местах просто не хватает учителей. Отъезжаем от Москвы на 15-20 километров, и речь уже идет не о том, чтобы какие-то методики внедрить, а о том, чтобы найти преподавателя информатики! Я сам с этим сталкивался, когда работал в одной из школ», — заметил Андрей Беличенко. Поэтому, продолжил он, речь в первую очередь идет о том, чтобы укомплектовать штат педагогов, а потом внедрять методики. «В первую очередь, необходимо, чтобы все в порядке было с базой, а затем люди начинают искать что-то еще, чтобы развивать образовательные компетенции», — добавил он.

Андрей планирует расширять свой проект и к августу-сентябрю этого года организовать еще два таких клуба. «Сейчас я веду переговоры с партнерами — нашим проектом заинтересовались в Казани, и я только за, нам есть, что передать, поэтому, возможно, откроемся и там», — рассказал собеседник.

Для дальнейшего развития бизнеса потребовались дополнительные инструменты. О Портале Бизнес-Навигатора МСП Андрей, по его словам, узнал от приятеля, который и рассказал ему о появлении ресурса для бизнеса, где можно подобрать помещение для аренды, создать бизнес-план и многое другое. «Сейчас с помощью Портала Бизнес-Навигатора МСП я оцениваю спрос и изучаю пешеходную доступность мест, где планирую открыть дополнительные точки, — это очень удобно!» — отметил автор проекта. По его словам, оценить пешеходную доступность — а это очень важно, когда речь идет о детях, — другими способами бывает очень сложно, а портал в этом плане является очень удобным.

По словам Андрея, автора проектов не только для детей, но и для взрослых, работать с детьми намного сложнее. «У взрослого сформирован понятийный аппарат, его сложно разрушить психологически, он сам несет за себя ответственность. За детей ответственность несет тот, кто их учит. Мозг ребенка — это тонкая материя, можно одним словом изменить человека, и хорошо, если в положительную сторону, — говорит он. — У многих какой подход принят? Не получилось — дурак, а проблема на самом деле несколько глубже, и с этим очень аккуратно надо работать. Я тщательно подбираю преподавателей и партнеров, потому что дети — это огромная ответственность».

< Назад в рубрику