Новости партнеров

Тонкая материя

Создатель образовательного проекта о том, как помочь детям добиться успехов

Фото: Андрей Беличенко

Мозг ребенка — тонкая материя, и об этом нельзя забывать, когда пытаешься чему-то его научить. По мнению создателя интеллект-клуба для детей «Эники-Брейники», а также образовательных проектов для взрослых Андрея Беличенко, работать с юными учениками намного сложнее, но при правильном подходе и результатов можно добиться удивительных.

Интеллект и память

Андрей занимается развитием нескольких проектов. Один из них связан с образованием для предпринимателей — «Фабрика предпринимательства», где он является управляющим партнером. Два других — полностью самостоятельные — интеллект-клуб для детей «Эники-Брейники» и компания по построению отделов продаж — «Боевой отдел продаж».

Проект «Эники-Брейники» стартовал в прошлом году, однако путь Беличенко к самостоятельной деятельности начался в 2008 году с работы педагогом дополнительного образования. «В прошлом году у меня случился финальный карьерный скачок, когда я понял, что дальше расти мне некуда: начав работать как преподаватель, я дорос до должности директора дочерней компании. Следующий шаг был бы — идти в совет директоров либо отправиться в самостоятельное плавание. Я выбрал второе, вышел из компании и стал заниматься развитием образовательного проекта», — рассказал он.

На средства стартового капитала было арендовано помещение и подобраны сотрудники. «К этому времени я понимал, как строится бизнес-процесс, кроме того, у меня была методика по развитию интеллекта, где ключевой упор делается на развитие памяти», — рассказал Андрей.

Внутри клуба действуют два направления. Первое — работа с малышами, детьми с 3 до 6 лет, которых учат читать, произносить звуки, разговаривать, общаться между собой, играть, а также готовят к школе. Второе направление — работа со школьниками от 7-8 лет, а верхняя возрастная планка здесь, по словам Андрея, не ограничена, поскольку взрослые тоже приходят, чтобы развить определенные навыки. Ключевое направление — это занятия с детьми 3-5 классов, родители которых обеспокоены их проблемами с учебой, которые, как считают они, возникают из-за проблем с памятью. «Но мы очень часто сталкиваемся с тем, что у детей проблемы не с памятью, а с концентрацией внимания. И с этим мы сейчас работаем достаточно много», — говорит основатель проекта.

Индивидуальный подход

Детей, которые приходят в интеллект-клуб, обучают не конкретным предметам, а навыкам — запоминанию, усвоению и анализу информации. «Один из ключевых элементов нашей методики заключается в индивидуальном подходе, поэтому у нас очень маленькие группы — по 4-5 человек, — рассказывает Андрей. — С ребятами мы стараемся взаимодействовать, с одной стороны, как со зрелыми личностями — мы не называем их детьми, а с другой, мы проводим занятия в игровой форме и стараемся актуализировать получаемую ими информацию, выбирая темы, которые интересны самим детям, а не их родителям».

В интеллект-клубе много игровых занятий. «Развитие интеллекта — это во многом ассоциативная история: о том, как человек мыслит, как он видит то, что его окружает, как он додумывает реальность, о том, как он говорит, взаимодействует с другими людьми. Все эти аспекты мы затрагиваем, учим детей создавать ассоциации, играем в игры на внимательность, а также в более сложные логические игры — в специальную упрощенную версию шахмат и так далее», — рассказывает Андрей.

Одно занятие в клубе длится 90 минут, и за это время происходит 5 смен деятельности — разминка, упражнения на запоминания, игровая пауза, когда дети могут самовыразиться. Каждые 4 занятия проводится тестирование для оценки того, насколько усвоен материал. «Но тут есть важный нюанс — мы не сравниваем обезьяну с рыбой, потому что каждый ребенок индивидуален и у каждого свой стартовый уровень. Поэтому мы их оцениваем не по усредненным показателям, а относительно того, с чем они пришли», — отмечает Андрей. С помощью тестов на запоминание в клубе определяют, как дети усваивают материал, как развивается их память.

«Кроме того, мы получаем обратную связь от родителей относительно того, насколько у детей улучшаются показатели по школьным предметам, а ключевые в этом плане — гуманитарные предметы, на усвоение которых мы оказываем влияние. И часто родители к концу учебного года, когда выставлялись четвертные и годовые результаты, отмечали, что оценки подтянулись. Мы не говорим о каких-то феноменальных успехах — понятно, что это не волшебная таблетка, но если поступательно заниматься, через 2-3 месяца уже появляются определенные результаты», — подчеркнул он.

Развивать образовательные компетенции

При этом, как отметил создатель интеллект-клуба, методы, используемые специалистами в работе с детьми, вполне применимы в обычной школе, но, как правило, востребованы они лишь на уроках иностранного языка. «Поразительно, что раньше ими пользовались: например, когда учились мои родители, в 70-е годы. А потом это ушло», — рассказал Андрей, добавив, что пытался предложить свою методику нескольким школам. «Я не могу говорить за всю школьную систему, но у меня пока нет ощущения, что получается внедрять какие-то нестандартные методики, потому что в целом — если исключить отдельные регионы, где все более-менее в порядке, во многих местах просто не хватает учителей. Отъезжаем от Москвы на 15-20 километров, и речь уже идет не о том, чтобы какие-то методики внедрить, а о том, чтобы найти преподавателя информатики! Я сам с этим сталкивался, когда работал в одной из школ», — заметил Андрей Беличенко. Поэтому, продолжил он, речь в первую очередь идет о том, чтобы укомплектовать штат педагогов, а потом внедрять методики. «В первую очередь, необходимо, чтобы все в порядке было с базой, а затем люди начинают искать что-то еще, чтобы развивать образовательные компетенции», — добавил он.

Андрей планирует расширять свой проект и к августу-сентябрю этого года организовать еще два таких клуба. «Сейчас я веду переговоры с партнерами — нашим проектом заинтересовались в Казани, и я только за, нам есть, что передать, поэтому, возможно, откроемся и там», — рассказал собеседник.

Для дальнейшего развития бизнеса потребовались дополнительные инструменты. О Портале Бизнес-Навигатора МСП Андрей, по его словам, узнал от приятеля, который и рассказал ему о появлении ресурса для бизнеса, где можно подобрать помещение для аренды, создать бизнес-план и многое другое. «Сейчас с помощью Портала Бизнес-Навигатора МСП я оцениваю спрос и изучаю пешеходную доступность мест, где планирую открыть дополнительные точки, — это очень удобно!» — отметил автор проекта. По его словам, оценить пешеходную доступность — а это очень важно, когда речь идет о детях, — другими способами бывает очень сложно, а портал в этом плане является очень удобным.

По словам Андрея, автора проектов не только для детей, но и для взрослых, работать с детьми намного сложнее. «У взрослого сформирован понятийный аппарат, его сложно разрушить психологически, он сам несет за себя ответственность. За детей ответственность несет тот, кто их учит. Мозг ребенка — это тонкая материя, можно одним словом изменить человека, и хорошо, если в положительную сторону, — говорит он. — У многих какой подход принят? Не получилось — дурак, а проблема на самом деле несколько глубже, и с этим очень аккуратно надо работать. Я тщательно подбираю преподавателей и партнеров, потому что дети — это огромная ответственность».

Экономика00:0318 августа
Москва. 19 августа 1998 года. Резкий скачок курса валюты после «черного понедельника» 17 августа

По дефолту

Россия научила весь мир экономике. Для этого ей пришлось упасть на дно
Экономика19:4317 августа

Бюджет как оружие

От политических игр иркутского губернатора-коммуниста страдает весь регион