Новости партнеров

Беда и женщины на скорую руку

Кино недели: от «8 подруг Оушена» до «Фобии»

Кадр: фильм «Сага о чудовище. Сумерки»

В прокате — «8 подруг Оушена» Гэри Росса, доказательство, с одной стороны, что формат хитроумного фильма-ограбления работает и с девушками в главных ролях, а с другой — что он и в таком виде обречен оставаться именно что форматом, предсказуемой схемой. Кроме того: подростковое фэнтези и норвежский психохоррор.

«8 подруг Оушена» (Ocean's Eight)
Режиссер — Гэри Росс

«А ты точно там или это очередная твоя афера?» — звучит у таблички с именем Дэнни Оушена в одном из нью-йоркских колумбариев. Автор этих слов, впрочем, в аферах и сама знает толк — Дебби Оушен (Сандра Буллок), младшая сестра покойного, только что оттрубила пятилетний срок в заключении, что тем не менее не мешает ей готовить новое дело, вполне сравнимое по масштабу и дерзости с теми, что проворачивал брат.

План — ограбление Метрополитен-музея прямо во время ежегодного селебрити-бала Met Gala. Добыча — знаменитое ожерелье от Cartier стоимостью 150 миллионов долларов, которое уже более полувека не покидало подземного хранилища ювелирного бренда, но в этот вечер окажется на груди капризной актрисы по имени Дафна Клюгер (Энн Хэтэуэй). Команда — строго женского пола («в таком деле мужчина будет привлекать внимание, женщина останется незаметной», объясняет Дебби), включая застенчивую ювелиршу (Минди Кейлинг), накуренную хакершу (Рианна), болтливую карманницу (Аквафина), пару старых боевых подруг Дебби (Кейт Бланшетт и Сара Полсон) и даже британскую фешен-дизайнершу в экзистенциальном кризисе (Хелена Бонэм Картер).

У многочисленных звезд «8 подруг Оушена» хватает и обаяния, и талантов — неудивительно, что та часть фильма, в которой Дебби собирает команду, так и остается, пожалуй, самой эффектной в фильме Гэри Росса: Кейт Бланшетт идет как щеголять в леопардовом, так и командовать бодяжащими алкоголь официантками в ночном клубе, Кейлинг и Аквафине хватает пары сцен, чтобы продемонстрировать свои комедийные навыки, а Рианна хороша в любом виде, даже в таком утрированном раста-облике, как здесь.

Увы, все, что окружает эти эпизоды, Росс снимает с куда меньшей выдумкой и разнообразием. Да, он периодически удивляет ракурсами камеры и резкостью монтажной склейки, но по большому счету так и не дает своим актрисам по-настоящему раскрыться и показать себя. Вместо этого хронометраж фильма последовательно расходуется на, предположительно, главное здесь блюдо — собственно ограбление Met Gala. Росс старательно иллюстрирует этап за этапом этой грандиозной криминальной аферы — но чем дальше она разворачивается, тем заметнее, что в ней практически нет никакой подлинной драмы: героиням, в принципе, ничего не угрожает, и на каждое мнимое, как будто непредвиденное препятствие у них обнаруживается сверхтехнологический, будто у персонажей супергеройского кино, ответ — от очков c встроенным 3D-сканнером до ключа для взлома хитроумных магнитных замков. В решающий момент дела Росс и вовсе вытаскивает из рукава одного из персонажей содерберговской трилогии о Дэнни Оушене — по большому счету, вступая в противоречие самой идее собственного фильма, согласно которой усилий девушек в этот раз должно было оказаться вполне достаточно.

Купить билеты на фильм «8 подруг Оушена» на «Афише»

«Сага о чудовище. Сумерки» (Wildling)
Режиссер — Фритц Бем

Каждую ночь папа (Брэд Дуриф) укладывает Анну (в подростковом возрасте — Бел Паули) спать, каждое утро — моет и кормит ее, в процессе непременно рассказывая ей страшные сказки о чудовище с острыми черными когтями и длинными клыками, съевшем всех людей на Земле за исключением их двоих. Вот только когда у девочки впервые идет менструальная кровь, ее собственная сказка тоже становится страшной: родитель начинает пристегивать дочь к кровати и вкалывать ей вещества, блокирующие месячные. Вскоре, впрочем, он получит пулю в голову — и, по мнению нашедших пару в лесной глуши полицейских, окажется Анне вовсе не папой. Пока не найдутся настоящие родственники, девушку берет к себе пожить шериф ближайшего городка Эллен (Лив Тайлер) — и для Анны начинается новая, хорошо знакомая зрителям тинейджерских фэнтези жизнь: старшая школа, подростковые вечеринки, хулиганы, обиды и влюбленности. А также — стремительное взросление, совпадающее с пробуждением не только сексуальности, но и некоторых сверхъестественных способностей.

Будь Фритц Бем, режиссер «Саги о чудовище», женщиной, он бы как минимум знал о том, что женская (как, впрочем, и мужская) сексуальность пробуждается задолго до подросткового возраста, месячных и гормональных бурь. Он, впрочем, предпочитает пойти по пути, издавна принятом шаблонными фильмами на эту тему и беззастенчиво срифмовать первый менструальный цикл с вторжением в реальность его кино элементов хоррора. Страх патриархальных обществ перед женской природой остается, в общем, одной из ключевых для культуры этих обществ основ — обнадеживает лишь то, что «Саге о чудовище» никакого действительно важного следа оставить не светит. Слишком инфантилен не только ее взгляд на пубертат, но и подход к драматургии: это выросшая в подвале лесной хижины Анна может быть не в курсе конвенций хоррор-жанра, а вот аудитория обречена предугадывать повороты сюжета задолго до того, как те разворачиваются на экране.

Купить билеты на фильм «Сага о чудовище. Сумерки» на «Афише»

«Фобия» (Hjemsøkt)
Режиссер — Карл Кристиан Робе

Катрин (Синневе Макоди Лунд) давно живет в большом городе — но, когда ей сообщают о смерти отца, приходится на время оставить устроенный быт, работу и возлюбленного и поехать в маленький провинциальный городок, где она выросла. План девушки прост: как можно быстрее привести в порядок просторное отцовское имение и выставить его на продажу. Вот только по приезде выяснится, что задержаться придется подольше: дом выглядит так, будто его не убирали годами, половицы скрипят, ветер свистит, дверцы многочисленных антикварных шкафов распахиваются, как будто по собственной воле. Вдобавок ко всему местные жители несколько странно реагируют на слова Катрин о желании продать дом — как она быстро поймет, они давно считают его проклятым. Или проклята — и стремительно сходит с ума — на самом деле она сама?

В свои лучшие моменты «Фобия» напоминает относительно недавнюю «Тельму» Йоакима Триера: те же заснеженные, подспудно потусторонние норвежские пейзажи, те же непроницаемые лица на втором плане, та же напуганная, сомневающаяся в собственном рассудке и вынужденная столкнуться с собственной природой женщина в центре сюжета. Впрочем, если Триер избегал прямолинейности и скрещивал как разнообразные мотивы фантастических историй, так и жанры, «Фобия» предпочитает оставаться в рамках более-менее типового сюжета о нехорошем доме и хрупкой женской психике — и в итоге пугает куда больше в те минуты, когда в кадре ничего не происходит, а не во время механической, лишенной особенных новшеств отработки обязательных жанровых элементов, вроде явлений жутких лиц в зеркале или элементарных монтажных страшилок.

Купить билеты на фильм «Фобия» на «Афише»

Культура00:0211 сентября

«И я такой: ну твою ж мать!»

Главный детективщик Франции о животном страхе и Стивене Кинге
15:1924 сентября