В начале августа телеканал «Би-би-си» выпустил ролик с Эмилией Кларк, Линой Хиди и Томом Хиддлстоном, в котором высмеиваются требования кастинг-агентств к актрисам. В десятиминутной пародии под названием «Ведущие женские роли» звезды успевают затронуть темы эйджизма, домогательств, расовой дискриминации, сексизма и ущербного изображения женщины в кино. Ролик стал первым в серии короткометражек, которые расскажут о гендерных проблемах в Голливуде. В ожидании продолжения «Лента.ру» рассказывает о том, с какими унижениями и ужасами приходится сталкиваться актрисам на кастингах.
Ответственные за подбор актеров продюсеры — одни из самых влиятельных людей в киноиндустрии. Это они решают, кто станет следующей звездой, кто подтвердит свой звездный статус, а кому лучше вернуться на работу в провинциальный театр. Режиссеры и генеральные продюсеры выбирают своих актрис и актеров из уже отсортированных директорами по кастингу людей. И, как свидетельствуют артисты, злоупотребление властью может начаться даже на самой ранней стадии отбора.
Прослушивания в Голливуде весьма успешно использовали для поиска готовых на все ради роли в фильме сексуальных партнеров печально известные продюсеры и режиссеры. В подобных злоупотреблениях обвиняют, в частности, Харви Вайнштейна, Стивена Сигала и Люка Бессона. На Западе явление получило название «кастинг на диване», когда актрисам, грубо говоря, предлагают сесть к продюсерам на колени и раздеться, хотя для роли обнаженка совсем не требуется, делают непристойные предложения и даже напрямую предлагают секс в обмен на карьеру. Для борьбы с «кастингом на диване» один из крупнейших актерских профсоюзов США потребовал запретить прослушивания в номерах отелей и частных резиденциях — в местах, куда актрис часто затаскивал Вайнштейн. Впрочем, есть много свидетельств того, что похотливых продюсеров это не останавливает: даже если кастинг проходит в офисе студии, то все равно за закрытыми дверями.
Эмми Россам («Призрак оперы», «Послезавтра» и американский ремейк «Бесстыдников») столкнулась с таким отношением еще до прослушивания — с ее агентом связались продюсеры и заявили, что все, что ей нужно сделать, чтобы получить роль, — прийти к режиссеру в офис в бикини. Несмотря на то что в сценарии ее персонаж вообще никак не оголялся. «Это звучало так: “Нам очень нравятся твои работы, но мы просто хотим посмотреть, насколько упругая у тебя попа”. Вы ***** [черт возьми] смеетесь? Когда я в последний раз проверяла, я не работала ****** [какой-то] моделью», — возмущалась актриса, рассказывая об инциденте.
Зои Казан («Любовь — болезнь», «Руби Спаркс») просили сделать «минетный взгляд». Несовершеннолетнюю звезду «Волшебника страны Оз» Джуди Гарленд заставляли петь «от сердца», пока глава компании Metro-Goldwyn-Mayer Луис Майер мял ее грудь (демонстрируя, откуда необходимо петь). Лизе Ринне («Красавцы») после читки сценария пообещали, что отдадут роль, если она «быстренько» ляжет на стул и спустит трусы. Несовершеннолетнюю Дженнифер Лопес уговаривали снять футболку и показать грудь режиссеру. Тэнди Ньютон («Мир Дикого Запада», «Рок-н-ролльщик») на кастинге попросили раздвинуть ноги. «Режиссер сказал мне сесть, раздвинув ноги; камера тогда смотрела прямо мне в юбку», — вспоминала она. Затем кинематографист и вовсе потребовал, чтобы она закинула одну ногу на подлокотник кресла. Позже актриса выяснила, что мужчина демонстрировал эту запись приятелям на вечеринках.
Дженни Маккарти («Меня зовут Эрл», «Зачарованные») заявила, что Стивен Сигал придумал для нее обнаженную сцену во время прослушивания, несмотря на отсутствие ее в сценарии. На домогательства Сигала на кастингах также жаловались австралийская актриса Порша де Росси (актер якобы расстегнул перед ней штаны) и американка Лиза Герреро (заявила, что Сигал устроил смотр у себя дома и предстал перед ней в шелковой робе на голое тело).
Еще одной вопиющей историей поделилась Мира Сорвино («Запретная дорога»): когда ей было 16 лет, она пришла на один из самых первых кастингов в своей жизни в надежде получить роль в фильме ужасов. По ее словам, директор по кастингу привязал ее к стулу, поставил синяк на ее руке и затолкал ей в рот презерватив. «Я была слишком юна, чтобы знать, каков презерватив на вкус. Это было абсолютно неприемлемо. Какого черта этот презерватив делал в кармане у директора по кастингу во время прослушивания?» — рассказывала Сорвино.
Примечательно, что актрисы на прослушиваниях страдают не только из-за мужчин. Актриса Хлоя Севиньи рассказывала, что женщина, занимавшаяся кастингом на одном из фильмов, требовала от нее вызвать у окружающих мужчин желание «оттрахать ее». «Это было гораздо разрушительнее для меня, чем парень, который спрашивал, что я делаю после [кастинга] или советовал мне чаще ходить раздетой», — признавалась Севиньи. С унижениями от женщины-директора по кастингу сталкивалась и Дженнифер Лоуренс. Актрису раздели догола, поставили в ряд с пятью худыми девушками и намекали на острую необходимость скинуть вес.
Печальный опыт в киноиндустрии также получила Мэрилин Монро — талант и харизма звезды вкупе со злоупотреблением наркотическими веществами и суицидальными настроениями привели к тому, что ее «передавали друг другу» все боссы-кинематографисты. «Я встречала их всех. Они погрязли в фальши и неудовлетворенности. Некоторые из них были порочными и продажными. Но все они имели доступ к кинематографу, и это самое близкое, насколько туда можно подобраться. Поэтому ты сидишь с ними, слушаешь их ложь и интриги. И начинаешь видеть Голливуд их глазами — как переполненный людьми бордель, карусель с кроватями», — писала артистка в своих мемуарах.
Домогательства и злоупотребления положением на кастингах — одна из наиболее насущных и острых проблем, против которых сегодня выступают актрисы. Другой повод для недовольства — тот факт, что даже если прослушивание окажется целиком «харассмент-фри», артисткам зачастую достаются плоские и шаблонные роли, которые сценаристы создают для женщин. Это, в частности, высмеяли звезды «Игры престолов» в ролике «Ведущие женские роли», а еще раньше это сделала американка Натали Уолкер, которая записывает пародийные прослушивания и выкладывает их в Twitter. Среди таких роликов — «кастинг на роль жены великого белого мужчины, который в одиночку навсегда решает проблему расизма»; «роль женщины, которую мы ненавидим, потому что она временно не дает сойтись двум персонажам с симметричными лицами» и «прослушивание на роль девушки, которая вроде как стоит рядом, пока мужчины с настоящими именами сражаются в очень важной войне». Многие интернет-пользователи обнаружили в работах Уолкер сильное сходство с теми женскими персонажами, которых зрителям предлагают в оскароносных фильмах и блокбастерах.
Одной из самых ярых противниц плоского кинообраза женщины стала актриса Джессика Честейн. В 2017-м она стала членом жюри Каннского фестиваля, на закрытии которого объявила, что женская репрезентация в кинематографе находится на ужасном уровне. «Я надеюсь, что когда мы начнем приглашать больше женщин к работе над сценариями, то в кино появится больше женщин из реальной жизни», — подчеркнула артистка.
«Я так устала от того, что мне говорят, будто я постоянно играю сильных женщин. Речь здесь не о том, что в индустрии мало таких ролей, а о том, что я просто выбираю хорошо проработанные роли. А люди принимают этих продуманных персонажей за сильных женщин, вместо того чтобы осознать, что остальные роли — не реальные женщины, а объекты, созданные для персонажей-мужчин», — позже рассказывала Честейн в интервью. Актриса также довольно обстоятельно продемонстрировала разницу между кастингом для актеров и актрис на шоу Джимми Фэллона: в одном из скетчей с телеведущим она приняла участие в прослушивании, на котором от нее постоянно требовали выглядеть сексуальной и горячей, а в другом она предложила Фэллону сыграть женских персонажей в разных жанрах — и телеведущему едва давали вставить слово между репликами персонажа-мужчины.
Еще один Twitter-аккаунт постоянно ведет мониторинг никчемных женских ролей в сети, публикуя нелепые требования кастинг-агентств. «Должна согласиться на облизывание и поцелуи со стороны других актеров», «роль включает в себя поцелуи и эротическую прелюдию с арахисовым маслом и сэндвичем с желе», «мистическая девушка, которая появляется на заднем плане в течение всего фильма, раздетая», «стройная, красивая, мертвая; будет лежать на столе». Многие из этих проектов едва ли доживут до стадии проката, однако легко вспомнить аналоги подобных описаний из уже вышедших фильмов, и во многих из них женщины как во второстепенных, так и в лидирующих ролях остаются лишь придатками для мужских героев — именно с такими образами актрисы сегодня начинают борьбу в Голливуде.