«Лента.ру» продолжает цикл статей, посвященных роскошной жизни диктаторов и их семей. В прошлый раз мы рассказывали о японском императоре Хирохито. Его правление пришлось на непростое время: Япония окончательно превратилась в тоталитарную милитаристскую державу, ввязалась во Вторую мировую, проиграла ее, пережила национальную катастрофу и смогла вновь возродиться развитым капиталистическим государством. Японцы считали Хирохито богом, а союзнические войска — вероломным преступником, развязавшим самый кровавый мировой конфликт в современной истории. На этот раз речь пойдет о советском лидере Иосифе Сталине. В его распоряжении было, по разным данным, около 20 дач, разбросанных по всему Советскому Союзу. Большинство из них были на юге — в Крыму, Сочи, Абхазии и Грузии. Одни резиденции годами пустовали, в других он жил подолгу. Каждую из них перестраивали специально под вождя. По словам очевидцев, внутри было скучно, темно и мрачно: вождь страдал агорафобией — боязнью открытого пространства, поэтому предпочитал маленькие кабинеты. И на дух не переносил роскошь.
Иосиф Сталин вместе с маршалом Георгием Жуковым подошли к бронированной машине. Жуков впервые должен был ехать куда-то с вождем. Уже стоя перед своим автомобилем, Сталин указал маршалу на комфортное пассажирское место позади водителя, сам же ехал в спартанских условиях — на неудобном откидном кресле. Напуганный Жуков, уже пожалев, что согласился, всю дорогу ломал голову, почему Сталин не сел ни рядом с шофером, уступив это место начальнику своей охраны Николаю Власику, ни на мягкое сиденье позади него.
Едва представилась возможность, он подбежал к Власику и спросил: «Почему он меня туда посадил?» — «Да вы не беспокойтесь, — ответил начальник охраны. — Он всегда так делает. Просто если спереди стрелять будут, то в меня попадут, а если сзади — то в вас». Сталин очень боялся покушения, поэтому старался максимально обезопасить себя. Это ощущалось буквально во всем.
В 15 километрах от курортного города Гагры, на вершине горы в сосновом бору со знаменитыми пицундскими соснами, находится бывшая дача Сталина «Холодная речка», которую называют самой таинственной резиденцией вождя. По легенде, однажды Сталин увидел это живописное место с борта корабля, и оно так ему понравилось, что он решил построить здесь особняк, несмотря на отчаянные протесты архитекторов. Они считали, что здание простоит от силы лет пять, но ошиблись. В итоге появился трехэтажный особняк с огромным балконом.
Говорят, что эта дача соответствовала маниакально подозрительному человеку: увидеть ее с суши невозможно, забраться незамеченным на такую высоту — исключено. Даже густо-зеленый цвет, в который выкрашены все дачи Иосифа Виссарионовича, неслучаен: постройка сливалась с лесом, и ее было сложнее обнаружить с воздуха. Высота фонарей, освещавших дорожки и сад, не достигает
и полуметра, чтобы по ночам территорию особняка не было видно с дороги и нельзя было рассмотреть фигуру идущего.
В особняке были бильярдная комната; термованна, куда подавали морскую воду; кинозал, где проходили первые просмотры фильмов советских времен. Внутри все было довольно просто: отделка стен и потолка из дерева, никаких украшений или позолоты — Сталин не любил роскошь. На потолке — казенные простенькие люстры, в центре комнаты — гигантский стол, окна за плотными шторами.
При строительстве каждой дачи архитекторам ставили условие: в доме должно быть две, а лучше три спальни. Генсек ложился спать глубокой ночью, под утро вставал и уходил в другую комнату: если с моря вдруг приплывут убийцы, они не должны застать вождя в постели.
Есть еще одна легенда: пока вождь отдыхал на даче, его охраной занималось несколько тысяч сотрудников НКВД, а когда Сталин ехал на машине на дачу, на дороге он не хотел видеть охранников, поэтому каждый должен был дежурить у своего пронумерованного дерева и по приставной лестнице вовремя залезть на него, чтобы не попасть на глаза «отцу народов».
Если на даче «Холодная речка» Сталин постоянно работал, то еще одна абхазская резиденция, расположенная на озере Рица, была построена исключительно для отдыха, в ней даже не было рабочего кабинета. Во дворе были дом для охраны и сауна. В особняке находилось несколько спален, кинозал и зал для приемов. Рассказывали, что у сталинских дач была схожая планировка — вождь не любил разнообразия в обстановке.
При этом все резиденции были оборудованы по последнему слову техники. Эта обстановка даже сейчас могла бы показаться довольно современной. Например, на этой даче в Абхазии установили две фаянсовые ванны, вода в которых не остывала в течение нескольких часов.
Помимо этого, на даче всегда находился обслуживающий персонал: горничные, повар, официанты, парикмахер, медсестра, водители, садовники — всего около 50 человек. Особое место занимал токсиколог — он должен был проверять всю пищу, которую готовили для вождя.
В отличие от «Холодной речки», где Сталин часто бывал, имение Лианозова, находящееся в Пицундо-Мюссерском биосферном заповеднике, он посещал всего восемь раз. Он увидел это место в 1920-е и сразу же загорелся обзавестись здесь дачей. В результате там вырос двухэтажный несимметричный зеленый дом с террасой.
Рядом с Мацестой, у подножия горы Большой Ахун, находилась сочинская резиденция Сталина. Она располагалась на высоте 160 метров над уровнем моря. По соседству появились дачи других высокопоставленных советских чиновников: Берии, Маленкова, Молотова, Ворошилова.
По совету Анастаса Микояна Сталин в конце 1930-х стал ездить лечить сухорукость (это стало следствием перенесенной в детстве травмы, когда на него наехал конный экипаж, повредивший ему левую руку и ухо — прим. «Ленты.ру») сероводородной водой на Мацесте, а не на Кавказские Минеральные воды, как делал это раньше. Это помогло.
Так появилась дача, возведенная на высоте 160 метров над уровнем моря, где встречаются теплый морской и холодный горный потоки воздуха. Здесь все было сконструировано под вождя — даже ступеньки на лестницах были невысокими, чтобы страдающему приступами ревматизма Иосифу Виссарионовичу было легче подниматься.
В конце 1940-х было достроено здание «Новой Мацесты», архитекторы предлагали Сталину возвести в центре фонтан. Однако вождю такая идея пришлась не по вкусу из-за сильного шума, поэтому в середине дворика было решено разбить клумбу.
Еще одна резиденция находилась на юге Крыма, в 13 километрах от Ялты, недалеко от поселка Сосновка. Изначально Сталин отдыхал на госдаче в Массандровском дворце. Однако особняк с люстрами ручной работы и камином из цельного куска мрамора, построенный при императоре Александре III, по слухам, не очень нравился Сталину. Он, конечно, приезжал сюда, однако считал эту дачу слишком помпезной, поэтому и приказал построить себе еще одну — из сосновых брусьев.
К слову, в быту Сталин был довольно аскетичен. Однако когда дело касалось государственных интересов, он стремился продемонстрировать державную роскошь. Зарубежных гостей он хотел поразить роскошью убранства апартаментов, в которых проводились официальные церемонии.
Чаще всего Сталин приезжал на так называемую «ближнюю» или Кунцевскую дачу. Эта резиденция находилась недалеко от Парка победы на Поклонной горе. Там Сталин постоянно проживал после смерти жены Надежды Аллилуевой в 1932 году. Там же вождь и скончался 5 марта 1953 года.
Построенная в 1930-е годы резиденция неоднократно перестраивалась. Так, над изначально одноэтажным зданием появился второй этаж, для подъема на который соорудили лифт. Там находился кабинет вождя с несколькими диванами для отдыха, в котором он проводил довольно много времени. По традиции кабинет и спальня были небольшими, однако столовые были довольно внушительными, здесь с легкостью можно было принять глав других государств.
Сталин отдавал предпочтение блюдам грузинской кухни. На столе непременно должны были быть грузинское вино, чахохбили и зеленое лобио. Также подавались традиционные русские блюда: поросенок, холодец, блины. На десерт — пирожные и торты. Доподлинно известно, что «отец народов» обожал бананы. Минторгу даже было приказано организовать их регулярные поставки в Советский Союз.
В одном из залов «ближней дачи» находилась отделанная красным деревом радиола. Ее в 1941 году передали Сталину в подарок от премьер-министра Великобритании Уинстона Черчилля. Говорили, что презент пришелся по душе советскому вождю — он любил музыку. В доме сохранилась коллекция из более чем трех тысяч пластинок, на многих из которых сохранились пометки Иосифа Виссарионовича. Рейтинг формировался количеством крестиков — чем их больше, тем сильнее вождю понравилась та или иная пластинка.
В настоящее время «ближняя дача» — стратегический охраняемый объект ФСБ и ФСО России, туристов сюда не пускают. Известно только, что вся обстановка сохранена в точности.
К местам проведения отпуска «отец народов» добирался на поездах или машинах. Особенно он любил американские автомобили. Зная об этой привязанности вождя, американский посол передал советскому лидеру подарок от президента США — бронированный лимузин Packard Twelve 14-й серии. Выкрашенная в белый цвет машина очень понравилась Иосифу Виссарионовичу, при весе в шесть тонн лимузин разгонялся до 130 километров в час. После прибытия в Москву авто выкрасили в правительственный — черный цвет. На этой машине Сталин был на конференциях антигитлеровской коалиции в Тегеране, Ялте и Потсдаме.
При этом вождь считал, что использование советской элитой зарубежных машин «подрывает престиж Советского государства», поэтому в начале 30-х началась разработка отечественных лимузинов для партийной верхушки. Первый опыт был не очень удачным. Выпущенный в 1933 году на заводе «Красный Путиловец» автомобиль «Ленинград-1» (Л-1) не оправдал себя. Тогда создание лимузинов было перепоручено московскому заводу ЗИС. В качестве прототипа был выбран Buick.
Для отечественного автопрома это стало настоящим прорывом: опускающаяся за креслом водителя перегородка, радиоприемник и отопитель салона. Впоследствии именно эта модель стала основной служебной машиной для партийной элиты. Сам Сталин, впрочем, по-прежнему отдавал предпочтение автомобилям из США.