Испанским сыщикам улыбнулась удача: они поймали в Барселоне грузинского вора в законе Гочу Майсурадзе, известного в криминальных кругах как Гогита. По данным следствия, грузинская мафия сделала авторитета смотрящим за Каталонией. Гогита создал собственную подпольную империю, в которую входили несколько групп воров, обносивших роскошные дома и квартиры на побережье Средиземного моря: по предварительным данным, среди их жертв — певица Шакира и звезда футбола Жерар Пике. Подробности истории каталонского связного грузинской мафии выяснила «Лента.ру».
По данным испанского издания La Estrella Digital, 54-летнего Гочу Майсурадзе поймали вместе с восемью подручными в ходе спецоперации под названием «Аль Пачино». Испанские правоохранительные органы считают, что у авторитета была своеобразная монополия на нападения на квартиры в Каталонии: по данным следствия, на счету группировки Гогиты — десятки эпизодов краж из элитного жилья и сбор дани с других банд. Они платили вору в законе за право промышлять на его территории; сумма «налога» составляла примерно 50 процентов от добычи. Те, кто отказывался платить, становились жертвами вендетты: их избивали, пытали и похищали.
К аресту Гогиты привели несколько месяцев следствия; его вместе с подельниками задержали в Барселоне — городе, откуда вор управлял своей маленькой криминальной империей. При этом сам авторитет, по предварительным данным, не занимался темными делами лично — он был смотрящим от грузинской мафии в Каталонии, посланным, чтобы контролировать несколько групп. А уже входящие в них воры занимались хищениями из элитных домов и квартир на побережье Средиземного моря. Для таких «пешек» Гогита разрабатывал планы действий и давал наводки на конкретные цели.
Авторитет вместе со своей «свитой» был задержан испанскими сыщиками на прошлой неделе. В ходе обысков оперативники нашли немало документов о деятельности группировки Гогиты, в том числе подобие бизнес-планов и описание стратегий по отмыванию теневых доходов. Суд в Каталонии отказал вору в законе и его подельникам в освобождении под залог: в настоящее время все они находятся под стражей — и перспективы их радужными не назовешь.
По данным следствия, особую слабость Гогита питал к тем домам, где были сейфы: поэтому его воровские команды обязательно включали бывалых медвежатников. Авторитет имел доступ к сети информаторов, которые, обладая подробными знаниями о недвижимости в Каталонии, подбирали для похитителей цели — главным образом, среди жилья богачей. Те же информаторы предупреждали воров о том, есть ли в доме или квартире сейф.
Подручные Гогиты облюбовали для своих темных дел Саррия-Сант-Жерваси — один из богатейших районов Барселоны с самым высоким доходом на душу населения, а также элитный и престижный район Педральбес. Нередко воры наведывались и в жилье на склоне горы Тибидабо — одной из самых главных «видовых» достопримечательностей Барселоны. Сыщики считают, что самыми известными жертвами воровских команд Гогиты могли стать звезда футбола защитник «Барселоны» и сборной Испании Жерар Пике и его жена певица Шакира.
Похитители наведались в резиденцию звездной семьи в начале июня, когда хозяев дома не было: Шакира гастролировала по Европе, а Пике находился в расположении сборной Испании, которая начала подготовку к чемпионату мира 2018 года. Воры воспользовались грозой в Барселоне и попали в резиденцию незамеченными, несмотря на то, что в момент кражи там спали родители Пике. Добычей домушников стали несколько дорогих часов футболиста и драгоценных украшений Шакиры.
К счастью, в результате кражи обошлось без пострадавших. Сразу после инцидента родители Пике заявили в полицию, которая начала расследование. Стражи порядка отметили, что воры действовали профессионально и не оставили после себя никаких следов. Поэтому у сыщиков поначалу возникли проблемы с тем, чтобы найти хоть какие-то зацепки. Тем не менее, судя по задержанию Гогиты, в конце концов им это удалось.
Гогита стал вором в законе в 1996 году — и за свой 22-летний воровской «стаж» успел не раз побывать в скандальных ситуациях. В лихие 90-е авторитет орудовал в Москве. В частности, в 1998 году он был осужден в столице за грабеж и приговорен к трем годам лишения свободы; в дальнейшем его дело было пересмотрено — и в 1999 году вор вышел на свободу, после чего перебрался в Ставропольский край. В мае 2009 года оперативники задержали Гогиту в Ставрополе: при себе у него оказалось два грамма героина. Кстати, сыщики тогда отмечали, что из-за своей наркотической зависимости 45-летний вор вряд ли обладает большим авторитетом в преступном мире.
За наркотики суд приговорил Гогиту к полугоду колонии — но после освобождения его вновь взяли под стражу, на этот раз для депортации из России как нелегального мигранта. Тем не менее вор сумел выкрутиться: он пожаловался на боли в сердце. При этом врачи не только подтвердили сомнительный для стражей порядка диагноз «кардиологический криз»: по некоторым данным, Гогита даже был помещен в палату для ветеранов войны.
В 2012 году вор в законе оказался в центре политического скандала в Грузии: там обнародовали кадры встречи группы криминальных авторитетов с министром Гоги Хаиндравой. Стоит отметить, что, согласно воровскому кодексу, любые контакты с представителями власти строжайше запрещены. Впрочем, эта история сошла Гогите с рук: своего титула он не лишился.
В знаменитой войне преступных «тяжеловесов» Аслана Усояна (Дед Хасан) и Тариэла Ониани (Таро) Гогита встал на сторону последнего. Летом 2013 года, находясь в Турции, он даже принял участие в массовой драке сторонников обоих воров в законе (Дед Хасан к тому моменту уже был мертв: киллер застрелил его в Москве в январе 2013 года). Судя по всему, именно на турецких берегах для Гогиты начался его многолетний европейский вояж.
Самое любопытное в истории авторитета в том, что в Европе его уже ловили. Более того, Гогита занимался в Италии ровно тем же самым, чем до последнего времени промышлял в Каталонии. О своем громком успехе итальянские карабинеры рапортовали в июле 2014 года, поймав в Милане Гогиту вместе с 10 подельниками в ходе спецоперации «Кура». Тогда Италия сообщала едва ли не о разгроме «русской мафии»: местные силовики раскрыли группировку, которая занималась кражами из частных домов. Во время обысков в рамках «Куры» было изъято 45 килограммов ювелирных изделий из золота, более двух тонн украшений и посуды из серебра, а также деньги в различной валюте на три миллиона евро.
По данным карабинеров, Гогита в Италии входил в группировку, созданную вором в законе Мерабом Джангвеладзе (Мераб Сухумский) — «правой рукой» Таро: она состояла из нескольких бригад, занимавшихся кражами из вилл и квартир. Операция «Кура» была призвана разгромить этот преступный синдикат; ее первый этап прошел в июне 2013 года. Тогда одновременно в семи странах Европы — Чехии, Литве, Португалии, Франции, Испании, Австрии и Германии — были задержаны 18 членов «русской мафии» и 13 воров в законе. Самого Мераба Сухумского под стражу взяли в Венгрии.
Еще нескольких воров в законе Италия объявила в розыск. «Обезглавленный» синдикат домушников после масштабной облавы возглавил Амиран Эбралидзе (Амиран Ланчхутский). Но в марте 2014 года в Италии прошел второй этап «Куры», в ходе которого Амиран вместе с сообщниками также был задержан. Уже после этого главой итальянских домушников стал Гогита — впрочем, менее чем полгода спустя арестовали и его.
Никаких данных о том, как в дальнейшем сложилась судьба пойманных членов «русской мафии», в открытых источниках нет. Но, очевидно, европейская Фемида была к ним не слишком сурова: Гогита спокойно обосновался в Испании и стал обворовывать там местных богачей. Мераб Сухумский, которого итальянское следствие фактически назвало «королем» домушников, в настоящее время находится на свободе и спокойно проживает в Европе.
— Гогита всегда вел преступный образ жизни, был настоящим бродягой, если говорить на преступном жаргоне, — говорит редактор портала «Прайм Крайм» Виктория Гефтер. — Среди воров он в основном поддерживает общение с такими же, как он, преступниками и в целом пользуется уважением. Для властей Грузии, как и любой другой страны, Гогита не представляет особого интереса — это птица другого полета: он не чей-то агент — просто матерый преступник, не более. Его все время отпускают либо из-за того, что не хватает доказательств, либо его кто-то «подмазывает».
По словам Гефтер, в России у воров в законе статьи дохода весьма разнообразны — и не всегда связаны с открытым криминалом. Напротив, характерной особенностью воров в законе, проживающих за границей, является то, что они сами совершают преступления или как минимум их планируют. В Европе главным образом это квартирные кражи — они наиболее прибыльны, особенно когда речь идет об элитных объектах.
— Конечно, дома звезд не исключение, — отмечает собеседница «Ленты.ру». — Их выбирают даже не по наводке: расположение таких объектов чаще всего всем хорошо известно. Конечно, они охраняются лучше, чем другие дома, — но для профессионалов, каким и является Гогита, это не проблема. Наоборот — вызов, азарт. Вполне вероятно, что он мог быть причастен к краже из резиденции Пике и Шакиры: такое преступление лишь прибавит ему авторитета.