Существует стереотип, что ремесленничество — это неуклонно уходящий в прошлое вид трудовой деятельности. Однако история создания бизнеса цветочной лавки «История одного букета» позволяет говорить о новом явлении — цивилизации услуг. Как новые управленческие технологии помогают малому бизнесу выйти на качественно новый уровень обслуживания — в материале «Ленты.ру».
Сейчас основатели цветочной лавки «История одного букета» Сурен Мартиросян и Сергей Мухомеджанов не могут точно сказать, в какой именно момент времени их увлечение переросло в бизнес. Лет десять назад Сурен Мартиросян зашел в один из многочисленных цветочных бутиков, чтобы купить цветы для дамы сердца. Задача стояла нетривиальная — на букет возлагались особые надежды. Не имея талантов флориста, Сурен вынужден был обратиться к первому попавшемуся продавцу за помощью. Консультантом за прилавком оказался Сергей Мухомеджанов, незадолго до этого учившийся искусству флористики у мастеров Италии.
Скажем сразу: история с тем самым букетом закончилась более чем удачно, а вот история бизнеса тогда только началась. За то время, которое понадобилось на составление композиции, Сурен и Сергей успели подружиться. Два приятеля стали мечтать о создании своего бизнеса.
Глупо было бы не использовать навыки и знания Сергея во флористике, поэтому-то и появилась идея сделать цветочную лавку. Но обратите внимание: это не «топ-салон» и не «супербутик», а именно лавка. Почему? Да потому, что, как пишет Сергей на своем сайте, «вот уже много лет с утра и до позднего вечера я и моя команда сочиняем цветочные истории, и каждая из них неповторима, потому что для настоящих мастеров не существует поточного производства».
Постепенно пришла идея в дополнение к цветочной лавке открыть кафе. Дело в том, что каждому посетителю лавки предлагался кофе — чтобы он мог скоротать время в процессе составления букета, иногда довольно долгого. Отметим, что вообще любой человек может зайти в «Историю одного букета», чтобы просто поговорить — о цветах, о жизни, о любви, да хоть и о политике или кинематографе. Главное, чтобы переступившему порог лавки было интересно. К кофе бесплатно прилагалась выпечка, которую готовили тут же.
Со временем стали вечерами приглашать музыкантов — так само собой и образовалось культурное пространство, о котором мечтали друзья, и превратилось в городское кафе. Если цветочная лавка создавалась постепенно, где-то даже по наитию, то к организации кафе Сурен Мартиросян и Сергей Мухомеджанов подошли, вооружившись знаниями. Еще несколько лет назад, чтобы составить грамотный бизнес-план даже не для банка, а для себя, нужно было обратиться к бизнес-консультанту; теперь, как выяснили друзья, можно воспользоваться порталом Бизнес-навигатора МСП.
«Когда мы решили сделать кафе, воспользовались Бизнес-навигатором МСП, с помощью которого до реализации бизнес-идеи на практике можно смоделировать различные концепции и варианты развития бизнеса. С помощью портала мы нашли всех конкурентов в нашем районе, — с энтузиазмом рассказывает об умном помощнике Сурен Мартиросян. — Портал предоставил аналитику по потенциальным клиентам — населению нашего района, которое может воспользоваться нашими услугами. И мы сразу увидели, какие у них потребности и структура потребления товаров и услуг. Вот такой элементарный вопрос: готовить кофе с собой или на вынос — тоже можно узнать, воспользовавшись этим бесплатным, замечу, ресурсом».
Ценовая политика в таком тонком деле необычайно важна — рубль-два-три в ту или иную строну может решить будущее всего дела. С помощью различных настроек партнеры спрогнозировали все возможные сценарии развития и кафе, и цветочной лавки, и в каждом из них увидели, какова будет рентабельность.
Каждого, кто зайдет на сайт «Истории одного букета», удивят лозунги, придуманные Сергеем Мухомеджановым: «Мы не будем предлагать вам сомнительную выгоду в виде купонов и горячих акций» и не менее амбициозный — «Мы не "делаем бизнес", мы делаем красивые букеты из свежих цветов и свежих идей». И это не просто красивые слова. Партнеры настаивают: то, чем они занимаются, называется ремесленничеством.
«Почему мы сами себя упорно относим к ремесленникам? Как это ни странно, речь не идет о коммерции. Мы не те люди, которые целью своей жизни ставят что-либо — все равно что — продать, — рассуждает Сурен Мартиросян. — Иными словами, ремесленничество для нас — это возможность делать что-то, чтобы жить. Вот только мы не можем делать наше дело никак иначе, чем на круглую пятерку».
Понятно, что прибыль подразумевается, учитывается и предвидится, но не более того. «Не она определяет наш бизнес. Нам прежде всего важно, чтобы нам самим нравилось, то что мы делаем», — завершает мысль Сурен Мартиросян.
Люди приходят, приятно удивляются ценам, пьют кофе, наслаждаются атмосферой доброжелательности и комфорта. А потом становятся постоянными клиентами лавки и, уже зная толк в цветах, заказывают большие композиции на различные праздники. А потом «история одного букета» продолжается в офисах, в магазинах и на предприятиях — обслуживание постоянных зеленых экспозиций составляет основу экономической деятельности цветочной лавки.
Современная экономическая наука под ремесленничеством понимает систему общественных отношений, возникающих в процессе производства и реализации продукции малых предприятий и семейных хозяйств, в которых отсутствует функциональное разделение труда, средства производства находятся в собственности или на правах аренды у производящего субъекта, а продукция производится в малом объеме и преимущественно по индивидуальному заказу. И если раньше торговлю и услуги исключали из этого вида деятельности, то теперь, во время переживаемой страной экономической турбулентности, они приобрели признаки ремесленничества.
«Лента.ру» писала недавно о предпринимателе из Кемерово Артеме Волкове, семья которого смогла создать сеть из 83 магазинов фермерских натуральных продуктов от Алтая и до Красноярска. Дела пошли в гору, когда в сети «Калина-малина» полностью отказались от каких бы то ни было финансовых показателей и планов. Они как бы «забыли» о прибыли, и на первое место вышли профессионализм и логистика. «История одного букета» — о том же.
Экономист Борис Скупов считает, что перспективы перехода к постиндустриальной системе связаны с динамикой услуг и ремесленничества. В связи с этим можно предположить, что без развития ремесленного сектора в экономике современной России не будут обеспечены социальная стабильность и рост общественного благосостояния.
Ремесленнику-предпринимателю, по мысли Бриса Скупова, в значительной степени приходится ориентироваться на местный рынок, ему необходимо не просто хорошо знать «ближайшее окружение», но и поддерживать с ним лояльные отношения. Вот и ответ на вопрос, почему именно ремесленнику свойственно безупречное отношение к делу и в то же время высокая производственная и технологическая культура.
Классический девиз обычных предпринимателей — «Прибыль превыше всего» — для ремесленника законом не является, его девиз — «Прибыль превыше всего, но честь превыше прибыли». Эти соображения позволяют не только утверждать, что для российского рынка труда ремесленник является работником нового типа, но и то, что мы имеем дело с новым явлением — цивилизацией услуг, с новой системой отношений на рынке, для которых качество обслуживания становиться, по сути, единственной ценностью.