«Овчинка выделки… стоит»

Россияне стали делать натуральные шубы, не убивая животных

Фото: By MATÜ

В мире существуют две взаимоисключающие тенденции. Первая — звезды масс-медиа и шоу-бизнеса, а вслед за ними ведущие модные бренды отказываются от натурального меха  — в знак протеста против убийства животных ради нужд легкой промышленности. Вторая (наблюдается не только в сегменте товаров luxury) — возврат к натуральным материалам, в том числе и натуральному меху. О третьем, истинно российском пути в деле удовлетворения модных амбиций и защиты животных, — в материале «Ленты.ру».

Свято место пусто не бывает

Stella McCartney и Леди Гага, Hugo Boss и Пенелопа Крус, Armani и Шарлиз Терон, Ralph Lauren и Кристина Агилера, Calvin Klein и Памела Андерсон, Christopher Raeburn и Хлое Кардашьян, Lacoste и Пинк — вот далеко не полный список знаменитостей и известных торговых марок, которые не только сами отказались от натурального меха, но и усиленно агитируют других отказаться от его использования.

Защитники животных и противники меха хорошо организованы. В 1980 году начала свою деятельность знаменитая организация PETA (People for the Ethical Treatment of Animals — «Люди за этичное обращение с животными»), быстро снискавшая скандальную известность своими акциями. Сегодня более 40 организаций, борющихся против использования натурального меха, объединены в Fur Free Alliance (FFA). Критики движения говорят, что столь завидная активность, за считанные годы превратившая людей из потребителей меха в защитников, объясняется спонсорством химических концернов, предлагающих новые материалы. Насколько верно это суждение — никто не берется утверждать, но факт остается фактом: в мире все большее число людей поддерживает законодательный запрет использования натурального меха.

Пока рано говорить о том, что меховые изделия перестают покупать. Мировой объем одного только рынка норки оценивается почти в 2,5 миллиарда долларов США. По данным Euromonitor, потенциальная аудитория потребителей меховых изделий в мире ежегодно растет на 15 процентов, что приводит к росту спроса на предметы роскоши. Почему так происходит? Судя по всему, почти 40 лет пропаганды за отмену употребления меха недостаточно для того, чтобы переломить привычку людей кутаться в натуральные шубы. К тому же мех по-прежнему остается показателем благополучия и роскоши. Что же касается брендов — одни уходят с рынка, а другие занимают их место.

К этому добавился и еще один важный тренд. «Искусственная шуба, если свести все к одному знаменателю, это полипропилен, который к тому же плохо поддается утилизации, в отличие от натуральных мехов», — говорит основательница отечественного бренда верхней одежды By MATÜ Татьяна Матюшина. А главный российский меховой модельер Ирина Крутикова добавляет: «Мех настолько моден, что его используют даже в летних коллекциях — и в мужской одежде, и в детской. Возврат к натуральным материалам — общая тенденция».

Дело не в роскоши, а в холоде

Но, пожалуй, главная причина, по которой люди, особенно живущие в северных широтах, не спешат расстаться с мехами, чисто прагматическая: натуральная шуба гарантированно защищает от крепких морозов. Ирина Крутикова говорит, что старается проводить свои мероприятия, например, в Новосибирске в разгар зимы, — там даже самые отчаянные сторонники запрета натуральных мехов начинают говорить несколько иначе.

В России пушная отрасль переживает сильнейший кризис — наша страна, когда-то ведущий производитель мехов, вылетела даже из мировой десятки лидеров отрасли. Исключение — соболь, который водится только на территории нашей страны. Тем не менее, по оценке Российского пушно-мехового союза, объем отечественного рынка составляет 8-9 миллиардов рублей в год. Euromonitor считает, что он гораздо больше — 20,5 миллиарда рублей, причем 57 процентов изделий из меха ввозится из-за рубежа, в основном из Китая. Поэтому считать, что россияне откажутся от теплых шуб в ближайшее время, крайне наивно.

Третий путь

Но идеи имеют свойство овладевать массами, к тому же общественные нравы становятся все более «вегетарианскими», а животных жалко. Так что «отказников» от натурального меха становится больше и в России. «Еще два года назад, когда мы начинали свое дело, россиян, выбирающих нашу продукцию по этическим соображениям, были единицы, — утверждает Татьяна Матюшина. — Сегодня этими соображениями руководствуются уже сотни наших клиентов».

Перед Татьяной Матюшиной в ноябре 2016 года встал вопрос: что купить себе на зиму? «Было два варианта: либо пальто, либо синтетический пуховик. Но и то, и то не очень хотелось. Одна знакомая швея предложила мне сшить шубу из материала по специальной технологии (овечья шерсть вплетена в ткань). Я согласилась, и неожиданно получилась очень модная вещь». Среди знакомых Татьяны шубка произвела настоящий фурор — появилась сразу много желающих приобрести такую же.

«Вот так неожиданно появился спрос — мне же осталось только создать предложение», — разумно рассудила Татьяна. Так и родился бренд верхней одежды By MATÜ — это два первых слога фамилии автора инновации. Успех был грандиозным — Татьяна Матюшина «попала в десятку». Сошлось все: и натуральность, и потрясающие теплоизоляционные качества, и то, что шуба «дышит», и модный вид, и, конечно, экологичность, дающая клиенту осознание того, что, как говорится, «при производстве шубы ни одно животное не пострадало».

Через небольшое время Татьяна стала искать помещение для шоурума. «Основной платформой для продвижения товара и тогда, и сейчас остается Instagram. Но надо было где-то снимать мерки и показывать модели заинтересованной публике, — вспоминает Татьяна Матюшина. — Неоценимую помощь в этом оказал Бизнес-Навигатор МСП, с помощью которого можно найти подходящую аренду как среди муниципальных, так и среди частных собственников». Платить много Татьяна, по понятным причинам, не могла, с другой стороны — специфика бизнеса требовала помещения в центре столицы. Сейчас шоурум By MATÜ расположен около станции метро «Белорусская». «Дверь, конечно, не выходит у нас на главные улицы, но так как у нас бывает семь-десять клиентов в день, нам этого помещения в самом центре города вполне хватает», — говорит Татьяна.

Уникальная российская технология

Шубы By MATÜ получились не только по-настоящему инновационными, но целиком и полностью изготовленными по российской технологии. «Во-первых, все модели создаю я лично и моя команда из конструкторов и закройщиков, — делиться Татьяна. — Потом мы передаем заказы в пошивочный цех, а далее распределяем готовые изделия или оптовому продавцу, или индивидуальным заказчикам. Ничего аналогичного на Западе вы не увидите — это действительно продукт made in Russia. Да и выглядит он и современно, и очень по-русски».

К тому же сама технология вплетения овечьей шерсти в ткань давно известна в России. Но до этого материал использовался только в промышленности и в изготовлении подкладов рабочей одежды для тружеников Крайнего Севера. «Мы стали немного странными клиентами для старых фабрик, еще советских времен постройки, — говорит Татьяна. — Мы просим покрасить то в голубой, то в ярко-розовый, то в желтый цвет то, что раньше ни в какой покраске не нуждалось».

Количество моделей у By MATÜ поистине огромно. «Это история не про дизайнера, который творит то, что ему хочется, — говорит основательница бренда. — Эта история про то, что мы делаем именно то, что хочет наш конкретный потребитель». Татьяна изготавливает по 100 шуб летом и по 160 штук в сезон, а сейчас планирует увеличить объем производства до 250 изделий в месяц.

Поэтому очень актуальной проблемой для индивидуального предпринимателя Татьяны Матюшиной является сертификация продукции. «И вот из того же Бизнес-навигатора МСП мы узнали, что нам полагается возврат за сертификацию — до 90 процентов оплаты за нее государство готово вернуть. Для нас это весьма существенные суммы, поскольку сертификация — дело недешевое», — с воодушевлением говорит Татьяна. Тем более что цены вполне и вполне умеренные за натуральную и модную вещь — в зависимости от модели шуба стоит от 16 до 32 тысяч рублей. Так что, возможно, совсем скоро конкурентоспособный бренд By MATÜ пересечет границы Российской Федерации. И модно, и натурально, и безвредно, и очень по-русски. «Так что овчинка, вопреки пословице, выделки вполне стоит, — завершает мысль Татьяна Матюшина. — Вернее, если быть совсем точным, ее кардинальной переделки, в результате которой мы научились делать шубы, не погубив ни одно животное».

Экономика00:0611 декабря

Черная мечта

Россияне хотят жить хорошо на деньги от нефти. Аляска делает это уже 40 лет
Экономика00:01 9 декабря

Понять и простить

Простым грузинам спишут миллионные долги. Россиянам так не повезет
Экономика09:33 7 декабря

Принцип трансформации

Украшение может быть актуальным всегда, считает основательница бренда VoDa Jewel