Директор по дизайну компании Asos Ванесса Спенс приехала в Москву, чтобы лично представить новую осенне-зимнюю коллекцию марки, и рассказала «Ленте.ру» о том, что будет модно осенью и почему важно создавать моду для любых женщин — полных, высоких, придерживающихся скромного стиля в одежде или передвигающихся на коляске.
Мы разрабатываем дизайн наших коллекций в Великобритании, с помощью британской дизайнерской команды. Это, естественно, накладывает особый местный отпечаток, дух британской моды на все, что мы делаем. Я часто бываю в музеях дизайна и художественных галереях, где черпаю вдохновение для новых коллекций: например, летняя коллекция-2018 была во многом навеяна выставкой этнической моды в музее Виктории и Альберта в Лондоне. Недавно я побывала на выставке Пикассо, и меня просто потрясли все эти цветовые контрасты и необычные образы.
Пожалуй, мой главный совет всем, кто интересуется модой, — чаще бывать в музеях: это наталкивает на интересные мысли и подсказывает небанальные комбинации вещей и цветов. То же можно сказать обо всех современных видах визуального искусства, об архитектуре, об уличном стиле.
Когда мы выбираем, с кем сотрудничать, с кем выпустить совместную коллекцию, для нас главное — чтобы этот человек или люди были творческими, просто-таки мегакреативными. Известность бренда, с которым мы работаем, не так уж важна: важнее потенциал. Пример такого сотрудничества — коллаборация с африканскими дизайнерами в рамках проекта Made in Kenya. Все эти люди, которые с нами работали, — Леоми Андерсон, Джули Аденуга, 2ManySiblings, — были просто потрясающими.
Очень популярна также коллаборация Hello Kitty x Asos Design. В ней тоже ярко проявилось наше глобальное восприятие сотрудничества как такового. Для нас коллаборация — это не просто пришить еще один логотип на футболку. Это продуманная концептуальная коллекция, отражающая ДНК всех брендов-участников. Российским покупателям доступны специальные лимитированные коллекции, вдохновленные вашей страной. Российские клиентки любят все неповторимое, уникальное, и мы рады предложить им это.
Мода сейчас и мода восемнадцать лет назад, когда я начинала работать, и одиннадцать лет назад, когда пришла в Asos, — это совершенно разные вещи. Если раньше над нами довлели тренды, задаваемые два раза в год неделями моды прет-а-порте, то сейчас, с развитием интернета и социальных сетей, люди не привязаны к этим двум неделям в год: они в любой момент могут зайти в Instagram и узнать, что сейчас модно и актуально. Раньше мы ждали, когда в продаже появится новый Vogue, например. Теперь никто больше не ждет очередного выпуска глянцевого журнала — весь его контент доступен онлайн. Социальные сети инфлюэнсеров и селебрити — сами по себе модные медиа, и люди подписываются на них, чтобы быть в курсе самых острых тенденций.
Модные показы и недели моды все еще важны, но уже не так, как 10-15 лет назад. Их роль изменилась, потому что изменились клиенты, изменились их желания. Сейчас распространен принцип «увидел-купил», то есть дефиле, модное шоу по времени совпадает с началом продаж коллекции. Кстати, нам, онлайн-ретейлерам, это особенно очевидно, потому что мы анализируем все запросы покупателей. Могу сказать, что вкусы и потребности российских клиенток изменились очень серьезно.
Семейство Кардашьян — причем, на мой взгляд, Кендалл и Кайли Дженнер в большей степени, чем Ким Кардашьян-Уэст, — безусловно, огромный фактор, влияющий на современную моду. Примерно такая же роль и у других интернет-селебрити. Они показывают, во что одеты в отпуске или что купили к празднику, и все кругом хотят эти вещи, хотят выглядеть точно так же. В какой-то степени это делает моду более демократичной: люди подражают другим реальным людям, пусть и знаменитым, наблюдают за их повседневной жизнью, а не ориентируются на эфемерные образы с подиумов.
Лично меня поражает, как эти знаменитости, и на сей раз как раз Ким, умудряются управлять своей жизнью, превратившейся в модный бизнес: ведь практически все, что они делают, — часть модного сценария, в котором нет мелочей и случайных деталей. Нужно признать, что они многому нас научили. И, в общем-то, уже сложно себе представить повседневную жизнь в моде без таких персонажей.
Мы уделяем очень большое внимание тому, чтобы наш стиль, наша одежда были доступны для всех, в том числе для людей с ограниченными возможностями. Так, к нам обратилась Хлои Болл-Хопкинс, спортсменка, участница паралимпийских игр. Хлои передвигается на коляске, но она такая же обычная 19-летняя девушка, как и любая другая, она хочет встречаться с друзьями, гулять, а у нас в Лондоне часто плохая погода, дождь. И ей нужна была одежда, в которой она сможет жить активной жизнью в любую погоду. Она написала нам, что ей нечего надеть в дождь, и сказала, что мода должна быть доступна для всех, и мы с ней согласились.
Хлои помогла нам разработать одежду для людей на коляске, — ведь она на своем опыте знает о деталях, которые важны в одежде для людей с ограниченными возможностями здоровья, — и сама позировала в ней для нашего каталога. У придуманного Хлои комбинезона есть молния, чтобы его было удобно снимать, и большой водонепроницаемый карман, заменяющий сумку.
То же касается и одежды для людей с разным типом фигуры. У нас есть линия Curve для девушек с пышными формами, есть спортивная линия 4505, одежда для высоких и миниатюрных женщин, для будущих матерей. Также в Asos могут подобрать себе что-то и девушки, которые придерживаются скромного стиля в одежде. Суть современной моды не в том, чтобы человек подгонял себя под ее требования, как было, скажем, еще в середине прошлого века, а наоборот — в том, чтобы мода подстраивалась под человека, создавала ему комфортную среду.
Главная тенденция сезона осень-зима 2018-2019 — это мода 1990-х годов. Мы вдохновлялись всеми этими принтами, гламуром поп-звезд, стилем гранж, безупречной Кейт Мосс, группой Spice Girls, Викторией Бекхэм в молодости. Кстати, сейчас в Лондоне, в Business Design Centre, проходит посвященная им выставка. Для меня 1990-е — очень важное десятилетие, оно сформировало меня как дизайнера. Сейчас в моду вернулись знаковые вещи того времени, например платья-комбинации и облегающие шорты-«велосипедки».
С другой стороны, в тренде и стиль 1970-х, например вельвет, замша, бахрома, популярные в те времена цвета: песочный, коричневые тона, охра, оттенок бургундского, насыщенный синий и зеленый. «Вещью сезона» будет, несомненно, блейзер. Самый модный вариант — блейзер в стиле «папин пиджак», то есть оверсайз с акцентом на плечи. Материал — шерсть в клетку, твид.
Из аксессуаров я бы отметила «кепку газетчика» с высокой тульей и крупные, массивные серьги из металла и пластика. Очень длинные, блестящие серьги-шандельеры. Мы также предлагаем большой выбор обуви, и самыми популярными моделями сезона обещают стать сапоги и ботильоны на высоком каблуке. Я считаю, что зимняя обувь должна быть, с одной стороны, очень теплой и комфортной, с другой — непременно с броскими модными деталями.
Сумки этой осенью и зимой любые — от объемного мехового шопера до маленькой сумочки-кошелька на длинной цепочке или поясной сумки. Можно носить две сумки вместе — большую и маленькую. Поясные сумки — настоящий хит, их очень много, они разные. Есть небольшие сумки с блестками-глиттером, которые хорошо подходят для вечера, а есть большие и вместительные поясные сумки, которые можно носить как хобо, на плече.
Институт Pantone, который ежегодно определяет «Цвет года», самый трендовый, назвал цветом 2018 года ультрафиолет. Не могу сказать, что это неформальное предписание нас как-то особенно обязывает, хотя мы, конечно, работаем с Pantone. Но в целом могу сказать, что важен не один цвет, а их сочетания, то, как они перетекают один в другой, комбинируются, сочетаются, контрастируют.
Если же спросить у меня о моем любимом цвете, то это, бесспорно, ярко-розовый. Кроме того, я очень рада, что в моду вернулись все оттенки пурпурного. Они отлично сочетаются с другими цветами. Вообще свободные комбинации цветов — одна из основ дизайна Asos, я всегда говорю, что Asos — это про цветовые сочетания. Мы можем смешать в одном принте десять оттенков, и это только подчеркнет нашу идею.
Главный плюс Asos для всех, кто любит моду, — то, что в любой момент ему или ей доступны все 85 тысяч наименований товаров, которые мы предлагаем. И каждую неделю ассортимент обновляется, появляется около 5000 новых вещей. Мне кажется, такого больше нет ни у кого. Еще один плюс — что собственно бренды Asos покупатель может по своему выбору миксовать с другими марками, представленными на нашей площадке.
Мы очень тщательно выбираем товары, которые предлагаем покупателям. Если речь идет о сторонних брендах, то у нас нет практики представлять всю коллекцию — только самые интересные вещи, отражающие самые актуальные модные тенденции. Что же касается удобства пользования, то мы предлагаем, например, русскоязычную версию сайта для российских клиентов или возможность оплатить покупки с помощью сервиса «Яндекс.Деньги».