Россия
15:17, 30 ноября 2018

«Русские страшатся ошибок, потому что их запугали в школе» Россияне больше других боятся учить язык. Когда мы уже заговорим на английском?

Беседовал Демьян Широков
Фото: Рамиль Ситдиков / РИА Новости

На протяжении долгих лет Россия находилась в группе низкого владения английским языком и только в этом году оказалась в списке стран, жители которых знают английский на среднем уровне. Из 88 стран Россия по этому показателю занимает 42-е место, расположившись между Вьетнамом и Украиной, свидетельствуют результаты исследования компании Education First. В нем принимали участие россияне, заинтересованные в изучении английского языка или повышении уже имеющегося уровня. Можно предположить, что остальные знают английский гораздо хуже, просто их никто не опрашивал. Немудрено: английский по-прежнему скверно преподают как в школах, так и в вузах, а траты на изучение иностранного языка для среднестатистического россиянина в нынешних экономических условиях кажутся неподъемными. Как можно изменить ситуацию? Когда россияне станут бегло говорить на английском языке? Как избавиться от комплексов по поводу собственного незнания языка, на котором общается весь мир? Об этом «Лента.ру» поговорила с директором по стратегическому развитию EF Education First Russia Ириной Эддайра.

Ирина Эддайра

«Лента.ру»: Крайне мало россиян владеют английским языком. По вашим же последним исследованиям, Россия занимает 42-е место по уровню владения английским. Насколько это плохо?

Ирина: Исследование проводилось в 88 странах, то есть Россия в середине списка. Но я бы посоветовала смотреть не только на финальную строчку в рейтинге, а на детали. Также необходимо четко сегментировать возраст и пол, потому что в этих категориях данные разнятся. К примеру, женщины в России говорят на английском лучше, чем мужчины. Отчасти это объясняется тем, что женщины составляют львиную долю работников индустрии сервиса, где необходимо знание иностранного языка. А по отраслям вперед вырываются представители консалтинга и IT.

Изменилось ли что-то за последние годы?

Ну, начнем с того, что за последние три года Россия все-таки поднялась в рейтинге, раньше мы были в третьей десятке. За последние три года мы заметили несколько необычных тенденций. У нашей компании два направления: обучение английскому языку (English First) и образование за рубежом (Education First). На участие россиян в обеих программах ощутимо повлиял кризис 2014 года, причем он повлек довольно неожиданные тенденции. Например, в течение полугода, когда страна переживала достаточно серьезную девальвацию, у нас увеличилось число студентов в школах English First.

Обычно россияне тяготеют к тому, чтобы если и приобретать что-то в кризис, то нечто ощутимое, что можно потрогать, чем можно воспользоваться. Холодильник, к примеру, или новый телевизор. Вложиться в свое образование — это что-то для нас непонятное. Но во время кризиса у нас случился приток студентов в возрасте 23-24 лет. Мы это связали с тем, что люди начали понимать, что вклад в свое образование — это не что-то эфемерное. Это то, что обеспечивает тебе преимущество и помогает найти работу в кризис и после него.

В то же время у нас достаточно серьезно упали показатели по изучению иностранного языка среди детей. С кризисом перед родителями встал выбор: либо я покупаю что-то для своей семьи, либо я инвестирую в будущее ребенка. Конечно, они прагматично выбирали первое.

Учебу за рубежом теперь могут позволить только самые богатые?

В плане обучения за рубежом показатели по России действительно упали, как и у наших коллег. Изменились динамика поездок и покупательская способность россиян. Множество наших клиентов раньше отправлялись учиться за рубеж практически семьями. Но если тогда они могли позволить себе отправлять всех детей разом, то сейчас один ребенок едет летом, другой — зимой. Плюс изменился возраст. Дети помладше перестали выезжать в таких масштабах, как раньше. А ребят 16-18 лет как отправляли, так и отправляют. То есть родители, вероятно, задумывались о том, что лучше отправить ребенка на последних годах школы, чтобы потом он поступил в хороший вуз за рубежом. Вырос спрос на обучение в наших частных школах, где мы готовим старшеклассников по международным программам — IB-Diploma и A-Level, которые котируются в вузах по всему миру.

Есть стереотип, что учить иностранный язык на совесть — это всегда дорого.

Порядок цен очень разный. Одно дело учить английский в Москве, чем активно занимается наш English First. Совсем другое — наши языковые курсы и лагеря за рубежом. Таких у нас 54 в разных странах. Но и эффективность этих программ в разы отличается. В зарубежном лагере ты целиком погружаешься в языковую среду, и у тебя просто нет шанса не выучить язык. Тем клиентам, которые считают, что учить язык за рубежом — это нечто запредельно дорогое, я всегда предлагаю вооружиться калькулятором и сравнить расходы на один день пребывания за рубежом в отпуске со стоимостью дня языковых курсов за границей.

Предположим, вы тратите в Италии 150 евро в день на отель, еду и развлечения. Средняя стоимость нашей программы 700 долларов в неделю, то есть по 100 долларов в день. Это включает в себя проживание, двухразовое питание и обучение. Все наши школы в центре или, если вы выбираете курортный город, на побережье. В Майами у нас школа располагается прямо возле пляжа. Вот — бассейн, вот — океан. В этом городе только отель обойдется в 200-220 долларов за ночь.

Поэтому всем обращающимся к нам родителям, которые жалуются, что учить язык за рубежом дорого, я просто говорю, что это вдвое дешевле отдыха за границей. Или так: урок английского языка с носителем по Skype в Москве стоит 1,2-1,4 тысячи рублей в час. В то же время стоимость одного занятия в рамках интенсивных трехнедельных курсов английского на Мальте составит 22 доллара, то есть около 1,5 тысячи рублей, и в эту стоимость будут также входить проживание, питание, учебники и невероятный запас от общения с одногруппниками из других стран.

За эти деньги можно отдохнуть в Турции всей семьей.

Абсолютно верно. И когда Турция вновь открылась для россиян, очень многие так и сделали. Здесь уже нашими конкурентами стали поездки всей семьей. Доход изменился, и перед семьей встал вопрос: либо мы все вместе едем в Турцию на две недели, либо отправляем своих детей в образовательную поездку. То есть по сути нам пришлось смириться с новым конкурентом.

Какой выход из невыгодного для вас положения вы нашли?

Ну, конкурировать с Турцией глупо, отнимать у семьи совместный отдых и вовсе бесчеловечно. Поэтому мы зашли с совсем другой стороны и разработали программу обучения специально для мамы и ребенка. То есть днем и мама, и ребенок обучаются, а вечером проводят время вместе.

Россияне чаще всего выбирают Англию для того, чтобы учить язык. С чем это связано?

Раньше действительно было так. Поскольку решение за детей принимают родители, им было важно отправить чадо в языковую среду с «правильным» английским. У многих родителей со школьных времен отложилось в голове, что таковым является британский вариант.

Но в посткризисное время произошло очень интересно изменение. За последние пару лет россияне чаще стали выбирать США в качестве страны обучения. Это совпало с тем, что Америка выдавала визы на три года. И так как множество студентов спустя время хотят выехать с нами вновь, в следующий раз они снова выбирают Америку, где у нас несколько школ в разных городах. Если ты побывал в Нью-Йорке или в Сиэтле, в следующий раз ты можешь выбрать Сан-Диего или Майами. Это разные части страны, совершенно разные миры, которые наши ученики могут свободно исследовать в свободное от учебы время. В каждой школе — своя атмосфера, а в курортных городах — вообще расслабленная обстановка. Ты можешь позаниматься, а потом пойти посерфить, потому что до океана рукой подать.

Изучать предметы, потягивая коктейльчик на пляже, конечно, заманчиво.

По результатам прошлого года мы видим, что эта тенденция чуть-чуть остановилась, но появились другие изменения. Россиянам стали интересны более экзотические направления: Южная Африка, Сингапур, Австралия и Новая Зеландия.

То есть россиянам интересно не только учить язык, но и путешествовать.

В зависимости от возраста. Те, кто старше 25 лет, к примеру, хотят не просто подтянуть язык и отдохнуть, но и приобрести какие-то новые навыки. У нас есть так называемые special interest classes, когда, помимо стандартного курса, вы можете еще взять занятия по выбору — от кулинарии до бизнес-курсов. Так вот, наши ученики «25 плюс» нередко выбирают страну обучения именно по набору дополнительных предметов, которые там можно освоить. И это необязательно страны с экзотикой.

Какое самое дешевое направление для изучения языка за рубежом?

У нас это, пожалуй, Мальта. То есть цены за учебу везде примерно одинаковые, но на Мальте вам дешевле обойдется личное времяпрепровождение. С другой стороны, если приехать туда в разгар туристического сезона, то цены, напротив, будут выше, и тогда уже самым бюджетным направлением можно будет считаться английский Борнмут.

Учеба за рубежом — это, кстати, не только и не столько про деньги, сколько про налаживание контактов, пресловутый нетворкинг, приобретение друзей и даже вторых половин. Только навскидку можно вспомнить четыре пары наших учеников, которые впоследствии поженились. Помню, девочка из Японии и мальчик из Мексики познакомились на курсах в Лондоне. У них завязались отношения, и на свой медовый месяц они приехали в Лондон, чтобы отдать дань городу, который их объединил. За 50 лет существования компании таких лавстори накопилось множество. Более того, к нам регулярно приезжают дети пар, которые когда-то встретили друг друга благодаря EF.

По вашей версии, за рубежом английский усваивается быстрее. Сколько на это нужно времени?

Конечно же, процесс освоения языка идет гораздо быстрее в соответствующей языковой среде. В наших школах все говорят исключительно на английском или том языке, который вы отправились изучать. Наши преподаватели учат и испанскому, и немецкому, и корейскому, и арабскому.

Естественно, многое зависит и от первоначального уровня. Подтянуть язык гораздо проще, чем начать учить его с нуля. Мы вычислили, что оптимальное время для того, чтобы сломать барьеры и перебороть свою боязнь, — это две недели. Психологическая подготовленность у всех разная, и от этого варьируется время, спустя которое вы будете ощущать себя комфортно в новой языковой среде. Но мы проводили множество исследований, которые показали, что состояние комфорта наступает через 10-12 дней с начала обучения. Но что такое две недели? Это одна пара выходных. Вы приехали в воскресенье, вас расселили, вы разложили вещи, познакомились с людьми, с которыми вам предстоит жить, пошли в школу, там со всеми перезнакомились, и уже среда. Только ближе к выходным вы начинаете где-то как-то общаться, а в следующую пятницу вам уже уезжать. Вы только-только чувствуете, что это такое, но вам уже нужно собираться. Поэтому мы рекомендуем ехать на три недели. За это время можно еще и выбраться что-то посмотреть. Четыре недели — это очень комфортный период, когда вы достигаете ощутимого прогресса. После шести недель мы как компания уже гарантируем переход на следующий уровень владения иностранным языком.

А если человек не научился за это время?

Если метаморфоз не случилось, мы обучаем бесплатно до момента перехода на следующий этап. Вы тестируетесь на входе и на выходе, и если ваши результаты не выше, то вас подтянут до нужного уровня. Но только при условии, что вы действительно учились и 80 процентов времени находились на уроках. Бывали случаи, когда ученики говорили, что не достигли прогресса. Оказывалось, что их посещаемость была 20-30 процентов.

Очень многие комплексуют из-за того, что не могут свободно говорить по-английски. Насколько это вообще важно, учитывая, сколько людей сейчас достигают успеха, не владея английским?

Если речь идет об акценте, то совершенно неважно. Потому что если вы хорошо знаете язык, вас поймут хоть с британским, хоть с американским акцентом. Бизнес ведется просто на английском, а акцент уже вопрос десятый.

Другое дело касается грамотности и речевой насыщенности. Сама способность к языку, на мой взгляд, отражает интеллектуальные возможности человека. Это ваш вклад в собственную профессиональность, демонстрация того, что вы с уважением и некоторой долей перфекционизма подходите к делу. Поэтому, чтобы достичь высокого уровня в международной компании, правильный английский все-таки необходим, как устный, так и письменный. Ничего страшного, если вы делаете ошибки, это не наш родной язык, но если мы стремимся заинтересовать работодателя, то мы должны демонстрировать стремление к постоянному развитию, и крепкое знание языка точно такой же скилл.

В начале изучения языка ошибки вполне нормальны. И важно всегда помнить, что лучше говорить плохо, но все же говорить, чем не говорить вовсе. На уровне бытового общения люди по всему миру действительно часто говорят неправильно. Порой тебя просто могут не понять, если ты будешь применять в устной речи все правила. Но говорить грамотно это, конечно же, вопрос самоуважения.

О чем по сути свидетельствует нынешний уровень владения языком в России?

Думаю, это показатель приоритета государства. Скандинавия ежегодно лидирует в рейтинге по уровню английского языка. Преподавание в школах ведется на двух языках. Вы можете выбрать, учиться на шведском или на английском. Литература для детей предоставляется на английском языке, фильмы по телевидению идут без дубляжа. Дети ведь не грамматику сначала учат. Первоначально они слышат речь, повторяют. У них есть даже определенная тенденция к мимикрии. Они отлично повторяют услышанный акцент. Если папа или мама говорят с акцентом, ребенок может им подражать. Для взрослых ничего не меняется. У нас та же голова, те же процессы восприятия на слух. Почему мы должны тогда начинать язык с изучения грамматики, как это делают в российских школах?

Чтобы понять логику языка. Как со сноубордом: ты можешь научиться сам, не зная техники, но наибольшего прогресса достигнешь, если первоначально будешь обучаться в соответствии с этой техникой.

Это легко опровергается опытом других неанглоязычных стран. Да, язык, безусловно, отражает менталитет его носителей. Изучая иностранный язык, ты словно примеряешь чужую голову. Но посмотрите, насколько в странах с высоким владением английского этот язык вписан в ежедневную среду. Ты можешь свободно читать книги на английском или беспрепятственно смотреть англоязычные каналы. Ведь сколько в России англоязычных каналов? По пальцам пересчитать. В Северной Европе дети просто сызмальства слышат английскую речь по ТВ.

Вы учились в российской школе?

В самой обыкновенной.

С высоты вашего международного опыта: как вы считаете, что нужно изменить в системе образования в России, чтобы уровень владения английским вырос?

Нужно начинать с дома. Дети как губки. Если вы хотите заложить своим детям интерес к языку, его нужно закладывать намного раньше, чем ребенок начнет изучать его в школе. Но, к сожалению, при общении с русскими родителями я часто слышу фразу «он еще успеет». Но не нужно ждать, надо это делать уже сейчас. Мало того что родители сами не говорят на английском, они еще и откладывают его освоение ребенком, вместо того, чтобы пользоваться временем, когда у малыша может зародиться естественный интерес к языку. А мы, к сожалению, ждем уроков английского в школе. Это совершенно не тот путь, чтобы к 13-14 годам ребенок свободно писал и говорил на английском и имел возможность поступить в любой университет мира.

Почему английский не считают важным предметом в российских школах?

Это как посмотреть. В 2022 году ЕГЭ по английскому станет обязательным в российских школах, с 2020 года ряд регионов будет сдавать его в пробном режиме. Это уже говорит о том, предмет считают одним из основных. Задумка хорошая, но воплощение страдает. Большой вопрос, как детей будут готовить к этому экзамену. Дело в том, что подготовка школьного преподавательского состава в России хромает. Очень многие преподаватели изучали старый вариант английского языка. Но язык — это живая субстанция, он постоянно меняется, и, если ты хочешь чему-то дельному научить детей, ты должен поспевать за переменами. Для этого нужно постоянно погружаться в языковую среду, а у них и возможности такой нет. У этих учителей хорошая база, но она нуждается в модернизации.

Мы проводили тестирование среди преподавателей. Честно говоря, цифры были не совсем радостными. К сожалению, уровень языка опрошенных преподавателей незначительно отличался от уровня использования английского населением. Причем у молодых учителей уровень владения был выше, чем у преподавателей советской закалки.

Что же, у российской системы образования нет надежды?

Ваш вопрос очень сложный, а его решение — комплексное. Преподаватели языка должны делать уроки невероятно увлекательными. Дети сейчас перерабатывают огромные объемы информации из такого большого объема источников, что учитель с одной книжкой, тетрадкой и презентацией шансов не имеет. Это не пустые слова. Два года назад я была в Самаре на конкурсе молодых преподавателей английского языка, которые ратовали за внедрение технологий в образование. Один из учителей сам разработал приложение, которое способно преобразить даже самое тривиальное занятие. Ты наводишь телефон на страницу учебника, а в ответ тебе выскакивает интерактивная карта Лондона, всплывают интересные факты о нем. Ребенок может покликать, выбрать то, что ему интересно. Этот преподаватель выиграл грант. За его успехами следили в течение года. В результате оказалось, что показатели уровня изучения языка его детворы были гораздо выше, чем у его коллег.

У нас обучаются более ста национальностей, и по поведению российских детей в наших международных школах мы видим, что они очень зажаты. В отличие от испанских или итальянских ровесников, которые знают язык хуже, малыши из России опасаются говорить на английском, потому что безумно боятся допустить ошибки. Потому что за это ругают в школах. Ну дайте же вы уже ребенку возможность высказаться! Хоть и неправильно, но так, как он может. Пусть с ошибками, но если у него сохранится интерес, он сам в будущем себя исправит.

< Назад в рубрику