Минувшая суббота в Нагатинском суде Москвы была наполнена ожиданиями и откровениями. Все ждали выступления депортированных из Таиланда Насти Рыбки (настоящее имя Анастасия Вашукевич) и Александра Кириллова (Алекс Лесли), которых подозревают в сутенерстве. Суд должен был решить, помещать ли фигурантов под арест, но до этого дело так и не дошло. Зато собравшиеся в зале суда узнали много интересного о женской дружбе, администрации Трампа и загадочном тайском генерале. Корреспондентка «Ленты.ру» Мария Фролова оказалась в самой гуще событий и попыталась разобраться в запутанном сюжете этой истории.
...О Насте Рыбке страна узнала в сентябре 2017 года: тогда по сети разошлось скандальное видео, где девушка вместе с подругой Сашей Травкой (Александрой Давыдовой) занимались сексом с неизвестным молодым человеком в самом центре Москвы, на набережной Тараса Шевченко. Подруги снимали друг друга на мобильник и смеялись. Уже потом Рыбка и Травка начнут оправдываться: мол, видео было постановкой и снималось для секс-тренинга. Якобы ролик вообще не предназначался для публикации, его украли со смартфона и слили в Telegram-каналы. Тем не менее за эту выходку девушек арестовали на семь суток.
Незадолго до секса на набережной девушки, похожие на Рыбку и Травку, устроили откровенную фотосессию в Парке Горького. Травка разместила одну из публикаций СМИ по этому поводу у себя в Instagram с подписью «Вот что значит успех!». Тогда же, в сентябре 2017 года, она прекратила активную деятельность в соцсетях.
О Рыбке вновь заговорили в феврале 2018 года, когда оппозиционер Алексей Навальный опубликовал расследование, посвященное бизнесмену Олегу Дерипаске. В его основу легли отрывки из книги Рыбки, где она рассказывала о соблазнении олигарха и дополняла свою историю фотографиями. Вскоре после этого Рыбку, секс-тренера Алекса Лесли и еще десять граждан России и Белоруссии задержали в тайской Паттайе за проведение незаконного секс-тренинга. В итоге Рыбка и Лесли провели в следственной тюрьме более девяти месяцев. 15 января по решению суда оба получили условные сроки и были депортированы из Таиланда.
17 января их задержали в московском аэропорту Шереметьево. Гражданку Белоруссии Рыбку, летевшую в Минск через Москву, усадили в инвалидную коляску (она отказывалась идти самостоятельно), вывезли из транзитной зоны и доставили к следователю. Через день следствие направило в суд ходатайство об аресте Вашукевич и Кириллова. Оба стали подозреваемыми по уголовному делу о вовлечении в проституцию.
Как было заявлено в суде, показания на них дали две девушки — та самая Саша Травка и некая Насыр, чьи полные данные не раскрываются. По данным «Ленты.ру», следствие считает, что преступления совершались с января 2017 года по март 2018 года: «неустановленные лица вовлекали гражданок в занятие проституцией на улице Дербеневской [южный округ Москвы]».
Избрание меры пресечения Рыбке и Лесли было назначено на минувшую субботу. Заседание должно было начаться в 14:00, но его перенесли на 18:30. Собравшиеся журналисты 4,5 часа провели на улице под снегопадом, обмениваясь мнениями о деле Рыбки и российской судебной системе: в суд их не пускали, сославшись на выходной.
...Рыбку завели в зал суда около половины седьмого вечера. Она была в сером спортивном костюме с капюшоном на голове и в черной куртке, которая была ей великовата. Может быть, она просто похудела после тайской тюрьмы — весит 45 килограммов, как сказала своему адвокату. Волосы собраны в две косички, которые она, видимо, нервничая, периодически расплетала и снова заплетала во время заседания. Впрочем, сначала девушка держалась вполне уверенно — спокойно смотрела в камеры и отвечала на вопросы, которые ей задавали журналисты.
Первым делом Рыбка попросила прощения у Олега Дерипаски.
— Я не думала, что это зайдет так далеко, — сказала она. — Может быть, кто-то считает, что я — это орудие [против Дерипаски], и люди, которые желают ему зла, просто воспользовались мной. Поэтому моя третья книга опубликована не будет. Никаких записей об Олеге Дерипаске больше не будет. Компрометировать его я больше не буду, поэтому пускай расслабится. Реально, мне хватит: одновременно уголовные дела [против меня] сфабрикованы в Таиланде, России и Белоруссии...
Потом Рыбка подтвердила, что в полицию на нее пожаловалась Саша Травка, и заявила, что она ей не подруга: «Она написала заявление, что я ее заставляла заниматься проституцией».
Потом в зал вошла судья Наталья Борисенкова и начала устанавливать личность Рыбки. Девушка рассказала, что родилась в белорусском Бобруйске, но у нее есть московская регистрация, оформить которую помог ее супруг. Правда, свой адрес в Москве задержанная назвать не смогла, поскольку там ни дня не проживала. В ответ на вопрос, понятны ли Рыбке ее права, она попросила дать ей «собственно увидеть обвинение».
Для того чтобы обвиняемая могла ознакомиться с материалами дела, судья Борисенкова объявила десятиминутный перерыв. Все это время Рыбка внимательно читала документ и в какой-то момент подозвала к себе адвоката Дмитрия Зацаринского, обратив внимание на слово «установлено».
— Они уже установили? — в недоумении спросила она. — То есть под домашний меня не выпустят?
— Я тебе потом расскажу, здесь много лишних ушей, — ответил юрист и стал что-то тихо объяснять девушке.
Через несколько минут Рыбке передали бумагу и секретарь попросила расписаться — подтвердить, что с материалами дела она ознакомилась.
— А это полные материалы? — спросила задержанная. — Там всего двое потерпевших.
Секретарь подошла к «аквариуму» с Рыбкой и пояснила, что в материалах об избрании меры пресечения содержится только то, что предоставил следователь. После этого она стала диктовать девушке, что ей писать: ознакомилась с материалами, подпись, дата...
— Какое сегодня? — поинтересовалась Рыбка. Ей назвали дату, кто-то в суде, воспользовавшись моментом, громко поздравил всех с праздником Крещения. В зале заулыбались.
Адвокат Зацаринский заявил ходатайство о переносе заседания: в суд не были поданы материалы о несовершеннолетнем ребенке Рыбки (в беседе с «Лентой.ру» он рассказал, что у нее есть сын 2007 года рождения). Кроме того, по словам защитника, в судебных документах нет данных о месте жительства и доходах его клиентки. Зацаринский также указал, что в уголовном деле нет протокола допроса второй потерпевшей — загадочной Насыр.
Прокурор поддержал адвоката и попросил продлить срок задержания Вашукевич на 72 часа. «В данном виде рассмотрение невозможно», — отметил Зацаринский. Судья спросила мнения самой Рыбки; та ответила, что не возражает, но у нее есть некоторые замечания.
— Я сейчас прочитала материалы, меня там выставили каким-то бомжом, — начала говорить она, но судья прервала ее и начала перечислять документы: протокол задержания подозреваемой, протокол допроса и копия паспорта.
— Мне интересно, когда я смогу вообще прокомментировать заявление Давыдовой [Саши Травки]? — громко поинтересовалась Рыбка.
— Какие-то дополнения будут? — ответила вопросом судья.
— Она наврала. Целиком и полностью.
Судья удалилась для принятия решения и вернулась через несколько минут. Она зачитывала решение быстро, едва разборчиво: продлить срок задержания Анастасии Вашукевич на 72 часа и отложить заседание до 22 января. Рыбку вывели из зала суда. Она шла молча, спокойно, не надевая капюшон.
Вслед за Рыбкой в зал ввели Кириллова-Лесли. Он был одет во все черное и ни перед кем не извинялся, а с ходу обвинил в случившемся американцев и Навального.
— Я подозреваю, что все это неслучайно, — сказал Лесли. — Такое ощущение, что Алексей Навальный очень хочет кровавой расправы над своими героями. Конец истории для него — это наша смерть (...). Неслучайно нас так встречали, выводили из транзитной зоны... Это мое предположение, пока доказательств нет.
По мнению задержанного, за тайским делом стоит администрация президента США Дональда Трампа — она якобы «выделила людей, те встречались с русскими ребятами и с местным генералом, который сказал, что лично слышал заказ американцев».
— Я обещаю, что мы найдем [доказательства вмешательства Трампа] обязательно, — заявил Лесли. — Потому что в течение года, пока мы были в тайской тюрьме, работал человек — следователь Дмитрий. В Бангкоке у него есть все доказательства, что дело [против нас] сфабриковали.
После этого журналистов попросили закончить разговор и отойти от клетки, где сидел задержанный. Вошла судья и стала устанавливать его личность: Александр Кириллов, ранее не судим, занимается индивидуальным предпринимательством. Адвокат Светлана Сидоркина заявила ходатайство о приобщении к материалам дела характеристики на Лесли: в ней говорилось, что он занимается научной деятельностью, а его отец — пенсионер.
Кстати, родственников обоих задержанных в зале суда не было, их не пустили. Супруга Лесли несколько часов провела в такси у здания суда.
После того как задержанный ознакомился с материалами дела, следователь попросил для него (как ранее для Рыбки) 30 суток ареста. Прокурор, в свою очередь, предложил продлить срок задержания Лесли на 72 часа, чтобы дополнить материалы.
Его адвокаты, в отличие от защитников Рыбки, выступили против: защитник Сидоркина отметила, что уголовное дело возбудили еще в сентябре прошлого года, а значит, у следствия была возможность собрать все необходимые материалы. По ее мнению, при имеющемся объеме доказательств нет оснований для заключения Лесли под стражу.
— Чем занималось следствие пять месяцев — мне лично непонятно, — поддержал коллегу Константин Кузьмин, другой адвокат задержанного. Сам Кириллов попросил поместить его под домашний арест.
После того как судья быстро и неразборчиво зачитала материалы дела, адвокат Сидоркина заявила, что ее подзащитный был задержан необоснованно: он просто проводил тренинги как индивидуальный предприниматель и платил с них налоги, а на него завели дело. Когда судья удалилась для принятия решения, Лесли вновь стал рассказывать о задержании в Таиланде, напоминая, что ситуацию может прояснить некий «следователь Дмитрий».
Судья вернулась через несколько минут и зачитала решение. Лесли, как и Рыбке, продлили срок задержания на 72 часа. Следующее заседание по их делу состоится 22 января.