Продолжающееся уже около полугода противостояние между подрядчиком строительства экотехнопарка в Архангельской области ООО «Технопарк» и противниками этого проекта вышло за рамки мирного гражданского противостояния — на станции Шиес появились первые пострадавшие. Как сообщают местные СМИ, после столкновения с протестующими несколько строителей попали в больницу с многочисленными серьезными травмами. Вчера глава Минрироды РФ Дмитрий Кобылкин обратил внимание на сложившуюся ситуацию и собирается разобраться с происходящим в Шиесе.
Работы на железнодорожной станции Шиес в 30 километрах от поселка Урдома Архангельской области начались в прошлом году. Предложенный региону московским инвестором проект предусматривает возведение в Ленском районе современного экотехнопарка, предназначенного для длительного хранения и переработки твердых коммунальных отходов.
Проект рассчитан на 20 лет. Ожидается, что объем инвестиций в него составит примерно 10,5 миллиарда рублей. Кроме того, Архангельская область и Ленский район получат 500 новых рабочих мест.
По словам инвестора, в технопарке будет использоваться самая современная технология брикетирования мусора в пластик, и вреда экологии нанесено не будет, однако активисты уверены в обратном и утверждают, что строительство было начато без проекта, общественных слушаний и природоохранной экспертизы. В конце февраля они заблокировали дорогу, ведущую на стройку, и через некоторое время работы на ней из-за отсутствия топлива остановились.
Протесты продолжаются, однако, как отмечают СМИ, о мирном их характере и поиске компромиссов речи не идет. «Ополченцы», как их называет пресса, уже не раз нарушали российское законодательство и организовывали провокации. Не стал исключением и новый скандал в Шиесе.
Что же произошло в ночь на пятницу, 15 февраля, у железнодорожной станции Шиес? Накануне рабочие решили покинуть стройплощадку — работа там не велась, поскольку единственная дорога заблокирована с конца февраля, и ни топлива, ни материалов подвезти уже давно нет возможности.
Но просто уйти со стройки, оставив дорогостоящую технику, рабочие не могли — протестующие находились неподалеку, и кто знает, как они повели бы себя, узнав об оставленной без присмотра технике. Ведь ранее, как сообщали СМИ, протестующие уже обстреливали грузовики из ружей и рубили линию электропередачи, поэтому представить себе, что могло бы случиться с техникой, не так сложно.
Строители сразу сообщили протестующим о том, что направляются домой, но те повели себя весьма агрессивно и отказались пропустить колонну техники. Активисты заявили, что «никто никуда не поедет, будете сидеть здесь, пока все не передохнете». Такое поведение противников строительства выглядело странно. Рабочие собирались покинуть объект — разве не этого добивались активисты? Недоумевали и комментаторы в пабликах противников экотехнопарка. При этом, отвечая на комментарий одного из пользователей, что можно было бы и пропустить рабочих, покидающих стройку, один из активистов весьма странно объяснил действия своих единомышленников: «они не домой поедут, а дороги строить».
События на дороге развивались стремительно. По ходу движения строительной техники стояла бытовка активистов, и шедший первым в колонне экскаватор попытался ее подвинуть. В ответ «ополченцы», как сообщают местные СМИ, бросили в экскаватор коктейль Молотова.
Свой «протест» активисты снимали на видео, однако среди записей почему-то отсутствует эпизод, как они вытащили водителя экскаватора из кабины, привязали к дереву и избивали в течение трех часов. В результате он в тяжелом состоянии был доставлен в реанимацию.
«15 марта около 19 часов в приемный покой Архангельской областной клинической больницы был доставлен травмированный пациент. Ему было проведено необходимое обследование, выявлена закрытая травма грудной клетки и закрытая черепно-мозговая травма, — сообщил главврач областной больницы Игорь Петчин. — После обследования и установленного диагноза ему назначен полный объем лечения».
Позже выяснилось, что, согласно справке о причинении вреда здоровью работникам подрядчика ООО «Технопарк» 14-15 марта 2019 года, у экскаваторщика — главного механика Козлова Алексея Михайловича — не исключен подкапсульный разрыв селезенки и печени и сотрясение головного мозга. Сообщалось, что были связаны и избиты еще несколько строителей.
При этом активисты уверяют, что агрессии по отношению к рабочим не проявляли и, в частности, не бросали в экскаваторщика коктейль Молотова.
Рабочие приводят совершенно другую версию событий. «Было страшно, честное слово, — полное впечатление, что они не в адеквате, то ли обкуренные, то ли просто пьяные,— рассказал один из присутствовавших там строителей. — В экскаватор бросили бутылку с "коктейлем Молотова", водитель чуть не сгорел заживо. Активисты вытащили нашего экскаваторщика из кабины, избили, а потом привязали к дереву в лесу, продолжая избивать в течение трех часов! Отметелили ни за что и несколько других рабочих, которые просто хотели домой. Потом их тоже связали…Знайте, что мы сами ни на кого не нападали, что это нас избивали и обзывали, как только можно, только за то, что мы хотели уехать со стройки. Мне рассказали, что наш главный механик Леша Козлов сейчас в Урдомской больнице, врачи говорят: гематомы по всему телу и лицу, он лежит, не шевелится, с подозрением на перелом бедра и перелом позвоночника. Еще какие-то внутренние повреждения у него, отнялась речь, не действуют ноги».
«Подъехали к лесу, и там нам преградили путь неизвестные люди. Не давали проехать… Мы пытались их уговорить, а они стали кидаться под гусеницы, на технику, лезть в кабину, — добавляет замгендиректора ООО «СеверСтройТранс» Дмитрий Овчинников. — Мне по рации сообщили, что пропали из виду машинист экскаватора и еще один сотрудник. Я позвонил в 112 по поводу того, что у нас двоих людей взяли в заложники. Они избивали их периодически, снимали на камеру, плевали в лицо, издевались. Их держали в заложниках часа три-четыре».
Несмотря на всю серьезность произошедшего, полиция прибыла на место только спустя четыре часа после вызова. Правоохранительные органы, по данным СМИ, никак не прокомментировали причину столько позднего появления.
С начала активной стадии протестов прошло уже немало времени, но мирного разрешения конфликта пока не предвидится. Напротив, ситуация только обостряется, и уже появились пострадавшие. В конце февраля Совет при президенте России по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ) заявил о намерении проследить за развитием событий вокруг экотехнопарка «Шиес». Член СПЧ, председатель постоянной комиссии по экологическим правам Сергей Цыпленков заявлял, что СПЧ «гарантированно будет... подключаться с разной степенью интенсивности в зависимости от того, как ситуация будет развиваться».
Конфликт вокруг решения экологических проблем в Архангельской области стал лишь одним из серии аналогичных событий, зафиксированных в последнее время во многих российских регионах, особенно промышленных. И это неудивительно — согласно опросам ВЦИОМ, проведенным в 2018 году, только 20 процентов россиян считают, что в стране нет проблем с экологией. Приморье, Кузбасс, Кемеровская область, Республика Коми — все они попадали в новости за последний год в связи с мусорными свалками, угольной пылью, выбросами вредных веществ, задымлением и другими проблемами. Может быть, пора перейти от деструктивных забастовок к конструктивному диалогу?