В российском Минздраве предлагают наказывать за публичные призывы к отказам от прививок. В министерстве указывают, что в России, как и во всем мире, через СМИ, интернет и религиозные секты распространяется большое количество информации о вреде вакцинации, что подрывает доверие граждан к медицине. Совсем недавно, в январе 2019 года, Всемирная организация здравоохранения впервые внесла отказ от прививок в список угроз человечеству. Педиатр, заведующая отделением научно-исследовательского института педиатрии им. Ю.Е. Вельтищева Татьяна Дубровская рассказала «Ленте.ру» о том, кто распускает мифы о прививках, есть ли в них какая-либо доля правды и что нужно знать родителям перед вакцинацией ребенка.
«Лента.ру»: Как вам инициатива Минздрава?
Татьяна Дубровская: Как педиатр — я поддерживаю ее. Это внесет ясность. Я считаю, что сегодня неслучайно опять активизировались болезни, которые мы считали практически побежденными. Та же корь — настоящая проблема в Европе. И в России регистрируются случаи. Это из-за того, что у нас исчезает иммунная прослойка. Есть такое понятие — коллективный иммунитет. Например, статистически подсчитано: чтобы корь не распространилась в популяции, вакцинировано должно быть 85 человек из 100. Когда снижается это количество, начинаются вспышки, болеют непривитые. Это и происходит сейчас. Есть много сайтов с недостоверной информацией о вакцинации. Это дезинформирует людей, несет угрозу не только их здоровью, но и здоровью окружающих. Поэтому вполне оправдано, что предлагается этот вопрос регулировать на законодательном уровне.
Отказники — это действительно большая проблема сегодня? Их количество растет?
В принципе, активного роста сейчас нет. Многие понимают, что врачи действительно не просто так говорят о просыпающихся инфекциях. Но попадаются родители с устоявшимися тенденциями, особенно среди многодетных. Вот приходит мама: «Я первому прививки сделала, а второму — пять лет назад уже не стала делать. Сейчас родила третьего — и тоже не хочу».
Чаще всего от каких прививок отказываются?
В топе вакцин, которые недолюбливают, — АКДС (адсорбированная коклюшно-дифтерийно-столбнячная вакцина — прим. «Ленты.ру»), БЦЖ (вакцина против туберкулеза), корь. И еще достаточно много предубеждений против отечественных вакцин. Родители считают, что они тяжелее переносятся организмом и чаще протекают с осложнениями. На импортные пациенты соглашаются гораздо быстрее.
Нелюбовь к отечественному обоснована?
Поствакцинальные реакции и осложнения бывают и от тех, и от других. Но импортные вакцины в основном производятся из инактивированных штаммов, с помощью генной инженерии. Считается, что организмом это переносится легче.
Что может переубедить антипрививочников?
Когда нормально беседуешь с людьми, то порой прямо во время беседы начинает меняться отношение к ситуации. И не то чтобы ты их прямо силой переубеждаешь, просто разговариваешь. В интернете ведь гораздо легче найти недостоверную информацию. Вот недавно был бум сообщений, что в прививках содержится свинец. И это вызвало ажиотаж среди родителей. Обеспокоенные мамы приходили ко мне: «Как же так, в организме детей будет копиться свинец, это отрава». Объясняешь, что существуют определенные технологии производства вакцин, и доза свинца, содержащаяся в вакцинах, не является токсичной.
Вам верят на слово? Или родители требуют доказательств?
Действительно, бывают продвинутые родители. Сейчас век доказательной медицины. Некоторые спрашивают, где и что почитать. Пожалуйста, я как врач посещаю различные симпозиумы, конгрессы. Поэтому могу им предоставить ссылки и на отечественные, и на зарубежные сайты, где опубликованы различные исследования, касающиеся иммунопрофилактики. Естественно, предлагаешь им документальные материалы.
Были ли какие-то аргументы сомневающихся родителей, которые поставили вас в тупик? Вы сами когда-нибудь сомневались в пользе вакцин?
Честно — за 22 года работы я не встречала вот совсем уж упертых родителей. Возможно, мне просто повезло. Но я прошла путь от участкового педиатра до заведующей отделением поликлиники.
Одно время шли все с религиозными убеждениями. Мамы приносили мне выдержки из писаний. Потом эта волна прошла, а сейчас настала эра современных молодых родителей, которые все знают, ответственно ко всему подходят, много читают. Но аргументы на них действуют. Мне удается с пациентами прийти к общему знаменателю. Объясняю, что иммунопрофилактика — залог здоровья нации. Это всегда было, есть и будет во всех государствах. Потому что это политика во имя сохранения здоровья и предупреждения распространения инфекционных заболеваний.
Иногда не с первого раза получалось убедить. Рассказываю все риски, все, что следует обсудить на семейном совете. Разбираем все страхи. Предлагаю индивидуальную схему вакцинации. Кто-то, например, боится ставить комплексные вакцины. Не проблема — можно по отдельности. Давайте сначала сделаем коклюш, дифтерию, столбняк, а затем — полиомиелит. Всегда можно найти какое-то решение. Но для этого нужно, чтобы врач и родитель были в одной связке.
Наверное, на такую просветительскую работу требуется время. Вряд ли педиатр в поликлинике, у которого 10-12 минут на пациента, будет так убеждать.
Я согласна, но ведь в организации работы врача многое зависит от администрации и самого учреждения, и города. Когда началась оптимизация здравоохранения, я работала в городской поликлинике, было сложно. Но стали создаваться кабинеты здорового детства, где с родителями целенаправленно уже беседовали педиатр, медсестры. Тех, кто не хотел слышать педиатра, направляли в специализированные иммунологические кабинеты. То есть выход всегда есть.
Часто ли бывают осложнения от прививок?
Об осложнениях я знаю только в теории, лично не сталкивалась. Но побочные реакции — и местные, и общие — наблюдала. И всегда предупреждаю родителей, что любое введение иммунобиологического препарата (это не только касается вакцины, но также иммуноглобулинов) может вызвать реакцию организма. Поэтому мы настоятельно рекомендуем после вакцинации полчаса посидеть в коридоре поликлиники.
Осложнения и побочные реакции — это разные вещи? Чем они отличаются?
Осложнения — это тяжелые и стойкие нарушения состояния здоровья ребенка в результате введения вакцины. Анафилактический шок, судороги, паралич. Но они встречаются очень редко. Например, вакциноассоциированный полиомиелит в виде вялотекущего пареза — один на два миллиона доз вакцин. Может развиться на пятый день болезни. Вакциноассоциированный энцефалит — тоже один случай на 250-500 тысяч доз.
То есть осложнения — очень редки. Побочные реакции случаются чаще. Причем, как на живые, так и на инактивированные вакцины. Это, допустим, сыпь, припухлость в месте введения вакцины, небольшая температура и прочее. Импортные вакцины производятся на основе куриного белка. К сожалению, ХХI век — век аллергии. У нас на самом деле очень много аллергиков. И естественно, они воспроизводят детей со склонностью к аллергии. И эта аллергия может развиться на любом отрезке жизни, не обязательно с рождения. Конечно, перед вакцинацией мы собираем семейный анамнез (историю — прим. «Ленты.ру»). И если есть среди родственников случаи аллергии, то для предупреждения негативных реакций мы готовим ребенка к вакцинации. Просим соблюдать диету, принимать противоаллергические средства.
Надо ли сдавать какие-то анализы, аллергопробы перед вакцинацией, сдавать другие анализы для большей безопасности?
Самое главное, на момент вакцинации ребенок должен быть здоров и, конечно, его окружение тоже. И обязательно необходимо сдать клинический анализ крови и общий анализ мочи. Есть дети с хроническим очагом инфекции. Допустим, аденоиды или миндалины увеличены. Однако их также надо прививать. У детей-хроников любая инфекция протекает гораздо тяжелее. Например, коклюш у детей с бронхиальной астмой часто приводит к астматическому приступу. А всем известный грипп является провоцирующим фактором обострения самых разных болезней. Вакцинопрофилактика гриппа не только приводит к снижению заболеваемости, но и к достоверному снижению обращаемости к врачу по поводу фоновых соматических заболеваний.
Естественно, мы выбираем промежуток, когда пациент не болеет. Но все равно предупреждаем родителей, что, поскольку есть хроническое заболевание, возможен подъем температуры. Как правило, помогает прием жаропонижающих препаратов. И родители, когда проинформированы, более спокойно все воспринимают.
Многие родители уверены, что у врачей есть негласный запрет на регистрацию различных негативных реакций на вакцины. Так ли это?
Наоборот, как врач я четко знаю, что если действительно происходит осложнение на вакцину, то проводится очень серьезное расследование. Информация об этом сообщается в Роспотребнадзор, изымают партию скомпрометированных вакцин. В Москве были случаи, когда изымали партию АКДС, Диаскинтеста. Там дело было в недоочищенном сырье. Препараты исследуют лабораторно. Но, естественно, в Роспотребнадзор сведения о небольших температурных скачках или покраснениях не передаем, а только что-то серьезное. Однако в любом случае все реакции фиксируются в амбулаторных картах. И все очень строго контролируется. Не надо думать, что кто-то сознательно хочет причинить вред ближнему. И ни у кого нет желания что-то скрывать.
Ну а все-таки, какие реакции после вакцинации должны насторожить родителя, когда нужно вызывать скорую, а какие, наоборот, не должны пугать?
Аллергические осложнения, даже серьезные, обычно развиваются в первые часы после вакцинации. Родителям нужно насторожиться, если после вакцинации у ребенка больше трех дней температура выше 38 градусов, ничем не сбивается. Второе — если ребенок стал либо слишком возбужденным, либо, наоборот, — вялым, спит целыми сутками. Когда такое происходит — нужно обязательно показаться врачу и сказать про вакцинацию.
Есть ли дети, которым прививки противопоказаны?
Абсолютные противопоказания — это дети с тяжелыми иммунодефицитными патологиями. В этом случае медотвод оформляется не просто педиатром, а иммунологом, генетиком, нефрологом. Не рекомендуются прививки детям с онкологией, получающим иммуносупрессивную (гормональную — прим. «Ленты. ру») терапию. Во всех остальных случаях прививки нужны.
Но сейчас очень много законных медотводов от прививок: недоношенные, часто болеющие. То есть получается, что врачи сами провоцируют отказников.
Да, я сталкивалась с таким. И кстати, если вернуться к законопроекту, который готовит Минздрав, то на разных конференциях я как раз слышала информацию о том, что в основном к ответственности за публичные призывы к отказу от прививок хотят привлекать медработников. Им будет разрешено давать медотводы лишь при наличии у пациентов абсолютных противопоказаний. В противном случае хотят предусмотреть административную ответственность и дополнительное обучение по вакционопрофилактике. Я считаю, что это правильно. Врач как специалист должен более ответственно относиться к вопросу иммунизации. Но и родители также несут ответственность за будущее своего ребенка.