ЦИК Украины еще не завершил подсчет голосов во втором туре выборов президента Украины, однако уже по первым результатам экзитполов было понятно, что Владимир Зеленский одержал сокрушительную победу над действующим главой государства Петром Порошенко. Победа несистемного кандидата, каким и является Зеленский, открывает окно возможностей для реформирования Украины и нормализации отношений с Россией. Победитель уже заявил, что намерен дать стране мир и навести порядок. Но хватит ли у него для этого политического веса, опыта и ресурса, разбиралась «Лента.ру».
Пожалуй, главное, что волновало и продолжает волновать Россию в контексте выборов на Украине — это способность нового украинского президента выполнить Минские соглашения и урегулировать конфликт в Донбассе. Аналогичные вопросы задавали и в самой Украине, где, по данным Киевского международного института социологии, 66 процентов граждан считают именно военный конфликт на востоке страны главной проблемой общегосударственного масштаба.
То, что спустя пять лет нахождения Петра Порошенко на посту президента он совершенно точно не выполнит этот запрос, кажется, было очевидно для всех. То ли дело Зеленский — молодой, веселый, русскоязычный, что немаловажно. Поговаривали, что стоящие за ним олигархические группы устали от войны и намерены добиваться нормализации хотя бы экономических отношений с Россией. В массовом сознании Зеленский воспринимался именно как надежда на мир. Хотя таковым, само собой, не являлся.
Его предвыборная программа мало чем отличается от программы того же Порошенко: Россия для Зеленского — агрессор, залог украинской безопасности — вступление в НАТО, фактический отказ от Минских соглашений в угоду Будапештскому формату с участием США и Великобритании. Москва, естественно, по мнению Зеленского, обязана компенсировать все понесенные Украиной убытки.
В одном из своих немногочисленных предвыборных интервью политик дополнительно высказался по поводу урегулирования конфликта на востоке Украины: он отказал непризнанным республикам в особом статусе и амнистии для ополченцев. А сразу после объявления первых результатов выборов Зеленский заявил, что для прекращения конфликта в Донбассе он намерен начать «мощную информационную войну». Правда, целью ее заявлено все-таки объединение граждан.
Конечно же, Зеленскому так или иначе предстоит приступить к урегулированию конфликта, однако вряд ли это произойдет в ближайшее время. Для начала ему нужно выиграть еще и парламентские выборы или обеспечить себе поддержку в Верховной Раде, а до них любые конкретные шаги в отношении Донбасса и России будут диаметрально противоположно восприняты на западе и на востоке страны.
Победитель президентской гонки наверняка будет поддерживать существующую неопределенность и надежду на изменения к лучшему ради сохранения своего рейтинга.
Стоит также учитывать, что Зеленский находится под давлением праворадикалов внутри страны и западных партнеров, которые рассматривают новую политическую фигуру как возможную угрозу устоявшемуся антироссийскому курсу Украины. И которые наверняка и дальше будут оказывать давление на новоизбранного президента.
Поэтому, если какие-то подвижки с ситуацией в Донбассе и отношениях с Россией и возможны, они не будут глобальными: например, частичное разведение войск в зоне вооруженного конфликта, возобновление авиасообщения с Москвой, возможно, нормализация экономических отношений. Однако система как таковая останется прежней.
Главным же вектором внешней политики Зеленского станет продолжение сотрудничества с Западом и интеграции в западные структуры, о чем он неоднократно заявлял во время предвыборной агитации и на дебатах. Несмотря на определенные разочарования в этом курсе, соцопросы показывают, что 70 процентов украинцев на референдуме проголосовали бы за вступление в ЕС. Значит, их запрос на продолжение евроинтеграции и развитие отношений с Западом Зеленский должен учитывать.
В вопросе евроинтеграции обращает на себя внимание интересный момент. Если ранее «лучшим другом» Украины в Евросоюзе была Германия, теперь эту роль, по всей видимости, взяла на себя Франция. В ходе визита в Париж тогда еще кандидат Зеленский встретился с президентом Эммануэлем Макроном и обсудил «важнейшие вопросы взаимоотношения Украины и ЕС». Встреча Порошенко с президентом Франции прошла в тот же день, но позже. Макрон же стал первым мировым лидером, поздравившим в ночь на 22 апреля Зеленского с победой.
В это же время канцлер ФРГ Меркель отказалась принимать у себя Зеленского, когда он еще в качестве кандидата согласовывал визит в Берлин, и поздравила его с победой только ближе к середине дня 22 апреля. С Порошенко же Меркель успела встретиться до второго тура выборов. Все это наглядно демонстрирует расхождение в подходах Франции и Германии к новому президенту Украины.
Что касается других сфер взаимодействия с Западом, то Зеленский выступает за сохранение нынешней экономической политики страны. В частности, еще до первого тура на встрече с постоянным представителем Международного валютного фонда (МВФ) на Украине Йостой Люнгманом он заявил, что продолжит сотрудничество с Фондом. Правда, по условиям сотрудничества, Украина должна повысить стоимость газа для населения, и очередное повышение запланировано как раз на май. Однако Зеленский, кажется, воспринимает это как должное.
Ключевой проблемой, стоящей сейчас перед Зеленским, является выстраивание новой вертикали власти. Победитель президентской гонки — человек без политического прошлого, еще не имеющий сформированной команды. При этом в ближайшие месяцы ему предстоит назначить сотни людей в администрацию президента, правительство, региональные органы власти, сформировать список своей партии «Слуга народа» на парламентские выборы.
Пока что все эти места заняты людьми Порошенко или его вчерашними соратниками. Продолжат ли они работать на нового президента — большой вопрос. Некоторые подвижки в Верховной Раде все же происходят: 11 апреля сформирована депутатская группа «За Зеленского», пока что, правда, в ней всего один депутат, но начало было положено еще до второго тура.
В данный момент в Киеве активно обсуждается вопрос роспуска Рады и проведения досрочных выборов. Переизбрать парламент должны в октябре этого года, однако аналитики считают, что ни пока еще действующему президенту, ни почти избранному ждать до этого срока не выгодно.
Для Порошенко крайне важно успеть конвертировать остатки своего рейтинга — чуть более 20 процентов — в результат его партии на парламентских выборах, которая сейчас представляет в Раде большинство. Если ждать до осени, выстроенная им властная вертикаль окончательно рассыплется, а сторонники перебегут в более успешные политические проекты.
Зеленский же имеет рекордный за все годы независимости рейтинг, однако его основу составляют эмоциональные надежды людей, которые, быстро очаровавшись, могут быстро и разочароваться. Это особенно важно учитывать, ведь почти 40 процентов украинцев ждут, что с приходом нового президента ситуация в стране улучшится в течение шести месяцев, а еще 25 процентов готовы потерпеть «целый» год.
Накануне выборов рейтинг его новосозданной партии составлял 25 процентов, после победы Зеленского он ожидаемо вырастет. Однако есть риск, что романтически настроенный на скорые перемены электорат быстро поймет, что новый президент не является автоматическим решением всех проблем в один момент, и разочаруется.
По этим причинам не исключено, что Порошенко и Зеленский достигнут неформальных договоренностей о роспуске Верховной Рады. По Конституции это можно сделать до 27 мая, за полгода до окончания срока работы парламента. При этом формальные основания есть — уже примерно полтора года в Раде отсутствует коалиция.
Помимо парламента, новому главе государства нужно правительство, полностью его поддерживающее. Одним из архитекторов победы Зеленского является министр внутренних дел Арсен Аваков, стараниями которого были сорваны попытки Порошенко фальсифицировать выборы. Наверняка он не только сохранит свой пост, но и пойдет на повышение. В частности, ему пророчат пост вице-премьера с крайне широкими полномочиями.
Изменения вероятны и в других министерствах. Как сообщил «Ленте.ру» источник из Киева, знакомый с ходом переговорного процесса, на должность министра обороны в данный момент рассматривается Иван Апаршин, в команде Зеленского отвечающий за вопросы безопасности и обороны. Он является кадровым военным, полковником запаса.
При Ющенко Апаршин занимал пост помощника министра обороны, директора департамента военной политики и стратегического планирования и главного инспектора ведомства. При Януковиче Апаршин занимался вопросами обороны и безопасности уже в секретариате кабинета министров. Он является ставленником ориентирующегося на США экс-министра обороны Анатолия Гриценко.
На должность министра иностранных дел планируется назначение Александра Данилюка, в 2016-2018 годы занимавшего пост министра финансов Украины. Данилюк сделал карьеру в финансовом секторе: в частности, в Киеве он занимал пост главы департамента по инвестиционному банкингу в «Альфа-Капитал», затем работал старшим консультантом компании McKinsey в Лондоне и генеральным директором британского инвестиционного фонда Rurik Investment.
После победы Евромайдана Данилюк был представителем Порошенко в Раде и замглавы его администрации. При непосредственном его участии разрабатывались антикоррупционные реформы, в частности, создавалось Национальное антикоррупционное бюро. Заняв пост министра финансов, Данилюк стал одним из инициаторов национализации Приватбанка, что ударило по олигарху Игорю Коломойскому.
В данный момент и Апаршин, и Данилюк являются лишь претендентами на посты в правительстве. Их назначения должен утвердить парламент, и этот процесс не пройдет легко. Большую роль в их назначениях будет играть позиция стоящих за Зеленским групп влияния.
Победа Зеленского, как считается, была обусловлена сформировавшимся вокруг него олигархическим консенсусом. Одним из проблемных вопросов, вокруг которых объединились украинские элиты, стал вопрос конституционной реформы. Аналитики уверены, что приход изначально слабого президента Зеленского позволит перейти от парламентско-президентской к сугубо парламентской республике. Активным лоббистом этой идеи был, в частности, глава МВД Аваков.
Однако накануне второго тура, когда исход голосования был уже практически предрешен, Зеленский выступил против перехода к такой форме правления. По его словам, парламентская республика может стать схемой по узурпации власти в стране, а существующее разделение власти «дает баланс в обществе».
Как и писала ранее «Лента.ру», вопрос ослабления полномочий президента является лишь одним из сценариев, однако каждый президент после инаугурации пытается получить «царские полномочия». В случае Зеленского инаугурации он ждать не стал.
Конечно, на следующий день после победы очень сложно строить прогнозы относительно того, каким будет президентство Зеленского. Пока еще слишком силен окутывающий его флер миролюбия и разумности в вопросах урегулирования конфликтов. Является ли он иллюзией — покажет время.