Экономика
20:09, 13 мая 2019

«Это просто пляска на костях» Трагедия в Шереметьево как повод для пиара

Фото: Сергей Фадеичев / ТАСС

Катастрофа лайнера SSJ 100 в аэропорту Шереметьево — одна из самых обсуждаемых тем в прессе и социальных сетях в последние дни. Экспертами выдвигаются разнообразные версии случившегося. При этом подавляющее большинство специалистов подчеркивают, что окончательные выводы должна сделать специальная комиссия профессионалов. Готовность СМИ тиражировать любую информацию о компании «Аэрофлот», которой принадлежал самолет SSJ-100, самым активным образом использовали шереметьевские профсоюзы летного состава и бортпроводников. В мотивах активности профсоюзных лидеров пыталась разобраться «Лента.ру».

Хайп

Размышляя над тем, что произошло в аэропорту Шереметьево, стоит привести высказывание признанного эксперта по проблемам гражданской авиации, главного редактора портала Avia.ru Романа Гусарова. Специалист считает, что такое понятие, как версии, в авиации практически отсутствует. «Как минимум до того момента, пока комиссия по расследованию авиапроисшествия или катастрофы не выдаст какое-то хотя бы первое предварительное заключение, на основе которого могут возникнуть версии», — отмечает Гусаров.

«Ладно соцсети, так это подхватили и журналисты, — подчеркивает Роман Гусаров. — Почему они вот так, на глазок, сразу определяют диагноз и в чем болезнь и дают рецепты лечения. Это же ненормально. Это просто пляска на костях».

Не знать того, как детально ведется расследование, глава Шереметьевского профсоюза бортпроводников Илона Борисова и президент Шереметьевского профсоюза летного состава Игорь Дельдюжов не могли — они сами много лет проработали в гражданской авиации. Но этические проблемы профсоюзных лидеров не особенно волнуют — в своих высказываниях в СМИ они стали увязывать происшедшую катастрофу со своим старым тезисом о том, что «Аэрофлот» якобы «экономит» на пилотах и бортпроводниках.

Правда и вымысел

Президент Шереметьевского профсоюза летного состава (ШПЛС) Игорь Дельдюжов утверждает, что с 2012 по 2017 год «Аэрофлот» не проводил должным образом индексацию заработных плат сотрудников. Эта информация не соответствует действительности, как подтвердили «Ленте.ру» в «Аэрофлоте». Хотя внимательный читатель знает, что это не так и из публикаций в деловой прессе.

Конфликт по вопросам оплаты труда между профсоюзами и работодателями, можно сказать, вечный. Однако сейчас публике, пристально следящей за расследованием, профсоюзные лидеры предлагают к рассмотрению утверждения, которые давно были руководством авиакомпании опровергнуты с цифрами в руках. Здесь расчет может быть один — на волне интереса общественности к причинам катастрофы вновь поднять знамя борьбы за якобы ущемляемые права трудящихся авиакомпании «Аэрофлот». Насколько это морально — судить читателям.

Еще в 2017 году обвинения профсоюзных лидеров были неоднократно опровергнуты «Аэрофлотом» в СМИ. РБК приводит слова представителя компании, что индексация заработной платы работников перевозчика была проведена в соответствии с законодательством и коллективным договором компании 1 января 2017 года. Соответствующий приказ прошел установленную процедуру учета мнения представительного органа работников «Аэрофлота», то есть профсоюза, добавил он.

Согласно отчету «Аэрофлота» за 2016-й по МСФО, в этом году расходы авиакомпании на зарплату сотрудникам увеличились на 16,3 процента. Максимальный размер среднемесячной заработной платы командира дальнемагистрального воздушного судна уже в феврале 2018 года составил 650 тысяч рублей в месяц. Для тех, кто пилотирует среднемагистральные самолеты, среднемесячная заработная плата составила 635 тысяч рублей.

Следует особо подчеркнуть, что максимальный размер заработной платы выплачивается при стаже работы в должности командира воздушного судна не менее трех лет, а также при достижении полетного времени 90 часов в месяц, или 900 часов за календарный год. Эти показатели — максимальные в «Аэрофлоте» и вообще российской гражданской авиации по продолжительности полетного времени. Соответствующая норма в Европе, США и Китае выше — 100 часов в месяц, или 900 часов за календарный год, и 1000 часов — в США и Китае. Кроме того, ежегодный оплачиваемый отпуск летчиков составляет 70 дней — самый продолжительный в гражданской авиации. В европейских авиакомпаниях он всего лишь 28 дней.

Мотивы

О том, что мотивы высказываний профсоюзных лидеров Шереметьево очень далеки от желания установления истины и никак не связаны с происшедшей трагедией, можно судить по оговорке, сделанной главой профсоюза бортпроводников Илоной Борисовой в интервью порталу News.ru. «Мы предоставили возможность не афишировать бортпроводниками принадлежность к нашему профсоюзу — они перечисляют деньги напрямую нам на счет», — заявила президент профсоюза. По сути, это призыв неофициально вступать в профсоюз и таким же образом перечислять деньги. Остается только догадываться, на что именно уходят эти средства. По крайней мере ясно одно — отчитываться об их использовании руководству профсоюза нет никакой нужды. Одним словом — сплошная манипуляция.

Президент Шереметьевского профсоюза летного состава Игорь Дельдюжов в этом же материале News.ru приписал стараниям своего профсоюза индексацию зарплат. «Нам удалось увеличить зарплату для командиров воздушных судов», — сказал профсоюзный лидер. Однако задолго до катастрофы, еще в январе 2019 года, в руководстве «Аэрофлота» отметили, что ШПЛС никакого отношения к индексации зарплат не имел.

В «Аэрофлоте» настаивают: зарплату компания индексировала по своей инициативе. По мнению представителя авиакомпании, лидеры профсоюза просто громче всех кричат, что всех улучшений добились именно они. «"Работа" профсоюза заключается в том, чтобы пристально следить за тем, как руководство "Аэрофлота" улучшает условия труда пилотов, увеличивает заработную плату, выплачивает премии, и повсюду трубить, что благодаря позиции ШПЛС и благодаря его давлению компания повысила зарплаты. На деле никто их не слушает и иначе как проходимцев не воспринимает», — подчеркнул Игорь Чалик.

Руководство «Аэрофлота» считает, что работу летного состава и авиакомпании существенно осложняет ШПЛС, так как эта организация занимается популизмом, раздувает скандалы и приписывает себе как достижение то, что перевозчик делает на постоянной основе. В авиакомпании обращают внимание на тот факт, что профсоюз существует с 1992 года и за это время сменилось четыре руководителя «Аэрофлота» и ни с кем из них лидерам профсоюза не удалось наладить нормальные отношения.

Итак со всей очевидностью можно сделать один вывод — ничего принципиально нового профсоюзные лидеры Шереметьево общественности не сообщили. Все это старые утверждения на тему «какая авиакомпания плохая, а профсоюз хороший». А так как все их тезисы были давно опровергнуты «Аэрофлотом», профсоюзное руководство решило использовать интерес общественности к расследованию причин катастрофы в своих узких целях в надежде, что аргументы руководства авиакомпании в споре о зарплатах просто не будут услышаны. И самое печальное, что профсоюзы использовали трагедию как повод для собственного пиара.

< Назад в рубрику