30 лет назад в Ферганской области Узбекской ССР произошли страшные события, известные сегодня как Ферганская резня. В ходе погромов, которые учинили местные узбеки, с особой жестокостью были убиты десятки турок-месхетинцев, а число пострадавших точно установить не удалось. В сталинские времена этот народ депортировали из Грузии, долгое время переселенцы мирно уживались с коренным населением. Все началось внезапно, и даже теперь, по прошествии трех десятков лет, никто не может с уверенностью сказать, что стало причиной. Убийцы не жалели ни мужчин, ни женщин, а вмешательство властей привело к новым жертвам. «Лента.ру» поговорила с очевидцами тех событий и сравнила их воспоминания с официальной версией и альтернативными, больше напоминающими теорию заговора.
От клубники до вмешательства Запада
Все началось из-за клубники. Турок-месхетинец хотел купить ягод на базаре в Коканде, но возмутился дороговизной. В завышении цены он обвинил продавщицу-узбечку, и начался скандал. За женщину сначала вступился ее родственник, а потом и все местные узбеки. Турки тоже не оставили своего соплеменника без поддержки: ссора переросла в драку и поножовщину.
Не исключено, что все так и было. Порой самая банальная версия оказывается ближе всего к истине. Вот только истину тогда никто не спешил устанавливать — СССР трещал по швам, и московскому руководству было не до национальных окраин. А местные власти тем более не горели желанием вскрывать собственные недоработки. Клубничная версия была всем удобна и стала официальной. Ее лично донес до общественности секретарь ЦК Компартии Узбекской ССР Рафик Нишанов.
Но было и много других. Их можно разделить на четыре категории: «бытовой конфликт», «криминальные разборки», «провокация националистов» и «заговор». Бытовая версия не сильно отличается от официальной, и суть ее в том, что турки-месхетинцы нанесли оскорбление узбекам и даже поставили под сомнение их авторитет в Ферганской долине. Началась драка, которая вскоре переросла в массовое избиение. Криминальная версия схожа с бытовой, но с той лишь разницей, что конфликт изначально возник между криминальными авторитетами и преступными группировками, которые спровоцировали межнациональные столкновения, чтобы отвлечь внимание от своих разборок.
Фото: В. Акимов / РИА Новости
Но самой популярной на сегодняшний день остается версия заговора. Согласно ей, за погромами стоят советские спецслужбы, которые якобы были заинтересованы в развале страны. Чтобы ускорить его, они и спровоцировали конфликт на окраине. Впрочем, несколько лет назад теория заговора пополнилась новой версией. «За погромами в Фергане стоял Запад», — всерьез заявил «Ленте.ру» очевидец тех событий Бахром Умаров. В качестве аргументов мужчина, которому в 1989 году было всего 11 лет, привел воспоминания своих родителей и соседей, пострадавших во время тех событий.
«Мы — братские народы. Нам нечего было делить. Но все началось очень неожиданно, поэтому многие и решили — это проделки КГБ. А потом СССР рухнул. И вот в этом, как сейчас говорят на Первом канале, заинтересованы были США. Значит, американцы вполне могли спровоцировать и ферганские погромы, чтобы ускорить развал Союза», — рассуждает мужчина.
А еще опрошенные «Лентой.ру» очевидцы говорили, что за беспорядками могли стоять националистические группировки, которые в предвкушении скорого распада Союза решили выдавить из Узбекистана всех инородцев. В частности, говорили о сторонниках запрещенной сейчас в республике партии «Бирлик». Вот только изначально узбеки хотели изгнать русских, просто в последний момент они якобы испугались, что Москва встанет на защиту «своих». Тогда решили начать с самого незащищенного меньшинства. А в том, что таким меньшинством были именно месхетинцы, — нет никаких сомнений.
Чужой народ
Своей родиной этот народ считает Месхетию — так называлась одна из южных областей Грузии. Сегодня эти территории соответствуют трем грузинским районам — Адигенскому, Ахалцихскому и Аспиндзскому. Сильное влияние на жителей Месхетии оказывала соседняя Турция. Даже родным языком жители этой историко-культурной области считают турецкий, много общего можно заметить в культуре, традициях и обычаях этих двух этносов, у них одна религия — суннитский извод ислама.
В Узбекистане они оказались по воле Сталина. Он считал населявших Месхетию мусульман неблагонадежным народом, связанным с соседней Турцией. Однако Стамбул игнорировал их схожесть с основным населением и не считал месхетинцев своими, апеллируя к тому, что здешние сунниты — все же субэтнос грузин, и влияние Кавказа на его самобытность перевешивает турецкое.
Фото: Андрей Соловьев / ТАСС
Примечательно, что и Грузия не считает месхетинских турок своими. Логика схожа с турецкой: грузины православные, а население Месхетии — мусульмане, при этом влияние турецкой культуры на них очевидно. Негодование Тбилиси вызывает даже термин «месхи», или «месхетинцы». Историки утверждают, что в том регионе проживали не только мусульмане, но и православные грузины, поэтому называть и тех, и других единым термином, который указывает лишь на принадлежность к исторической области, некорректно.
Нет единства по поводу правильного названия своего этноса и среди самих месхетинцев. Кто-то считает себя потомками этнических турок, многие все же полагают, что их народ ведет начало от грузин, принявших ислам. В беседах с «Лентой.ру» некоторые просили называть их «месхетинскими турками», других вполне устраивал термин «турки-месхетинцы». Были и те, кто считал наиболее корректным термин «турки-ахыска» — по названию области Грузии, где издревле проживало большинство представителей этого народа.
Первая кровь
Жителей Ферганской долины долгие годы совершенно не беспокоили новые соседи и их этническая принадлежность. Вспоминая свое детство, узбек Бахром Умаров говорит, что конфликты между ними если и происходили, то незначительные, бытовые. «Я жил в одном из городов Ферганской области — Коканде. Мы никогда не различали, кто узбек, кто месхетинец, а кто русский. Узбекистан всегда был многонациональной страной, и у нас не было своих или чужих наций. Мы, узбеки, всегда понимали, что турки, как и мы, мусульмане. У нас схожие языки, обычаи», — объясняет мужчина.
В день, когда начались массовые беспорядки, он с отцом ехал в Маргилан. Вдруг прямо под колеса автомобиля бросилась толпа людей, вооруженных лопатами, камнями и кетменями. Они приказали отцу Умарова остановить машину, но тот сильно испугался за сына и, напротив, резко нажал на газ. Окольными путями они все же смогли скрыться от погромщиков. И только вечером поняли, что произошло — настолько внезапно развивались события.
«Соседи-месхетинцы пришли к нам домой и со слезами просили, чтобы мы спрятали их от толпы. Они и рассказали, что узбеки пошли против них. Мы были в шоке, но, конечно же, спрятали. Потом родителям рассказали, что стычки начались из-за изнасилования месхетинцами узбекской девушки. Но проверить информацию никто не мог. Все поверили слухам, и началась резня», — рассказывает он.
Отабек Бахрамов, проживший в Ферганской области всю жизнь, хорошо помнит те события. Он признает, что стычки сперва затевали узбеки, но считает провокаторами другую сторону. «Турки-месхетинцы — не самый простой народ в быту. После смерти Сталина они стали позволять себе слишком много. Задирали узбекских парней, пугали наших девушек. Хотели, чтобы узбеки были у них на побегушках, а они бы только управляли. И так вся торговля была у них в руках. Узбеков это всегда раздражало, но они боялись реакции Москвы. Когда грянула перестройка, то и узбеки заговорили», — говорит Бахрамов, признавая при этом, что насилие невозможно оправдать.
Очевидец с другой стороны, Юнус Хасиев, родился и вырос в Ферганской долине. Его родные даже после смерти Сталина не стали возвращаться в Месхетию или искать себе другой дом, а предпочли осесть в узбекском городе Кувасай. «Сколько помню свое детство, мы всегда дружили с узбеками. Когда выросли, ходили друг к другу на свадьбы и в гости. Я всегда считал Узбекистан своей родиной и представить не мог, что между нашими народами произойдет кровавая бойня», — рассказывает Хасиев «Ленте.ру».
Провокаторы или соседи?
Первые конфликты и драки в Фергане возникали еще в конце мая, но тогда еще никто не ожидал, что дело выльется в настоящую резню. Хасиев учился тогда в городе Фергане — в 18 километрах от Кувасая. «22 мая я ехал к родным на попутках. Бросилось в глаза, что окружающие как-то подозрительно смотрят на меня. И только по приезде понял причину. Как раз в эти дни начались первые погромы. То есть меня могли убить прямо на пути домой», — говорит мужчина.
Поползли слухи, что в город свозят узбеков-молодчиков для того, чтобы те заставили месхетинцев навсегда покинуть свои дома и уехать обратно в Грузию. Хасиев, его друзья и соседи решили защитить Кувасай. Причем среди собравшихся были не только гонимые, но и узбеки, корейцы, русские.
«Все были уверены, что в Москве не знают о начавшихся погромах. Мой дядя даже звонил в Москву, кричал в трубку номер своего партбилета, чтобы ему поверили. Кому-то на другом конце провода он все же сообщил, что у нас творится. Там пообещали отреагировать. Но столкновения были в самом разгаре, а реакции властей — никакой. Казалось, они и сами не понимают, что происходит», — рассказывает очевидец.
По воспоминаниям Хасиева, 23 мая жители Кувасая и приезжие узбеки сошлись на окраине города. Их пыталась разнять милиция, но в какой-то момент все сотрудники МВД разбежались, словно по команде. «Провокаторы-узбеки, оставшись с нами один на один, растерялись и бросились бежать. Причина их паники была понятна: они не знали, чего от нас ожидать, и не ориентировались в городе. Силы были примерно равны. Мы погнали толпу, и завязались потасовки. Запахло войной», — говорит он.
По словам же Умарова, самые ожесточенные стычки начались 3-4 июня. «Наш сосед Хайрулла попал в гущу событий. Он рассказывал, как толпа узбеков в одном из местных парков в Коканде устроила митинг с требованием угомонить рассвирепевшие толпы и с одной, и с другой стороны. Но власти без разбора начали стрелять по демонстрантам. Они побежали, куда глаза глядят, но пули настигали их. Хайрулла запрыгнул в фонтан в парке, но через какое-то время на него начали валиться трупы убитых. Эти тела и спасли его, спрятав от пуль», — говорит мужчина.
Очевидец с узбекской стороны Бехзод Эшонкулов рассказал, как его соседка — турчанка-месхетинка — пыталась убежать от разъяренной толпы. «У нее был 18-летний сын, и она боялась не столько за себя, сколько за него. Но ее забили камнями и сожгли ее дом. Соседи пытались помочь ей хоть как-то, но каждый боялся за себя и своих детей. Толпа саботажников была беспощадна ко всем: и к узбекам, и к месхетинцам, и к крымским татарам», — пояснил он.
Эшонкулов уверяет, что было много случаев, когда узбеки спасали турок. «Чтобы погромщики не убивали всех подряд, узбекские старейшины попытались выйти с ними на диалог. Они убедили их в том, что на свои дома узбеки повесят атласные ленточки. Саботажники пообещали их не трогать. Но атласные ленточки узбеки начали вешать и на дома месхетинцев. Это спасло многие жизни», — вспоминает очевидец.
Наконец, власти отреагировали. Для стабилизации ситуации в Ферганскую долину ввели внутренние войска, солдат перебрасывали не только из республик Средней Азии, но и из многих российских регионов. Во всей области ввели комендантский час. Как вспоминают люди, всех, кто выходил на улицу после десяти часов вечера, заставляли войти в помещения под угрозой открыть огонь на поражение.
«Помню, по всему Коканду появились военные. В основном это были молодые солдаты из России. Они не говорили по-узбекски, а многие жители Ферганской области плохо понимали по-русски. Как-то вечером наш сосед, как принято по узбекским традициям, решил угостить охранявших наш покой солдат пловом. Он вынес им плов и начал говорить что-то по-узбекски. Но солдаты не поняли и начали стрелять. Наш сосед погиб», — рассказывает Умаров.
Тридцать лет спустя
Унять толпу в Фергане не удавалось долгое время. Беспорядки усиливались и грозили перекинуться на другие среднеазиатские регионы, где проживали турки. Тогда власти приняли решение — вывезти всех представителей этого народа в другой регион. Таким образом изгнанные в 1944 году с родных земель месхетинцы второй раз стали изгнанниками Советского Союза.
«На окраине Ферганы для нас организовали полигон. На сборы дали несколько часов, приказали взять с собой самое ценное. На полигоне мы прожили почти неделю, чтобы узбекские погромщики нас не нашли. На военных самолетах нам привозили продовольствие и кое-какую одежду. Сюда же свозили трупы убитых во время погромов и просто скидывали их в общую яму», — рассказывает Хасиев.
В середине июня 1989 года на этих же военных самолетах депортируемых начали вывозить из Ферганской долины в российские регионы. До конца лета месхетинцев там почти не осталось. Сегодня они живут в Турции, Казахстане, России, Азербайджане, частично в Грузии. О ферганских погромах стараются не говорить, но забыть их невозможно. Во время резни погибли 103 человека, из них — 52 турка-месхетинца и 32 узбека.
С тяжелым сердцем о событиях в Фергане вспоминают и в Узбекистане. Жители долины до сих пор не могут понять, как так получилось, что миролюбивые узбеки, которые всегда славились тем, что давали приют нуждающимся, вдруг начали убивать соседей. Отсюда, вероятно, и попытки убедить всех, что погромы были спланированы некой третьей силой. Но внятно объяснить и доказать эту теорию не может никто.
Единственное, в чем согласны все узбеки — так это в том, что били и убивали друг друга не политики и спецслужбы, а сами люди. «Пролитая кровь — это страшно. Ужасно и то, что после Ферганской резни не только из долины, но и всего Узбекистана начали уезжать русские, украинцы, крымские татары. Все боялись повторения стычек. Мир все-таки вернулся. Но тяжесть на сердце и душе осталась», — вздыхая, говорит Умаров.