На экраны с третьим сезоном возвращается «Рассказ служанки», дистопический сериал, разворачивающийся в вымышленной Америке будущего — тоталитарном и патриархальном государстве Гилеад, где женщины бесправны и часто обречены на роль секс-рабынь. Исполнительница главной роли в сериале Элизабет Мосс рассказала «Ленте.ру», как этот проект отражает положение женщин в современном мире и какую пользу может им принести.
«Лента.ру»: Как «Рассказ служанки», по-вашему, соотносится с происходящим в нашем мире? Третий сезон развивает эту связь?
Мосс: Самая очевидная связь — в том, как этот сериал вдохновляет людей по всему миру, придавая им сил. Это я слышу о «Рассказе служанки» чаще всего. Вторая самая частая вещь, которую я слышу, — это слишком мрачный сериал, его трудно смотреть. Я от таких слов выхожу из себя, честно говоря: а вы видите, что в мире-то творится сейчас? Если вы не можете выдержать наш сериал, вымышленный, более того, снятый в жанре спекулятивной фантастики, то как вы новости о том, что в мире происходит, смотрите? Меня саму шокирует, насколько «Рассказ служанки» получился злободневным. И этот факт меня вовсе не радует, не подумайте. Тем не менее, по-моему, важно иметь возможность поднести зеркало современному обществу, чтобы люди могли хотя бы задуматься о том, что происходит, пока еще не слишком поздно.
Чего нам ждать от третьего сезона?
Вы удивитесь, но новый сезон во многом посвящен надежде. Было важно привнести ее в сериал, потому что именно обрести сейчас надежду радикально важно всему современному миру, не говоря уже о нашей аудитории. Показать, что есть надежда и есть выход. Именно этот месседж мы пытаемся в новом сезоне развивать. И носителем этой надежды выступает моя героиня Джун, пережившая насилие и рабство, и олицетворяющая нас, человечество. Женщин и мужчин, матерей, жен и партнерш — в ней есть что-то от каждой женщины. Мы же всего лишь даем нашей героине сил нести эту надежду.
Кадр: сериал «Рассказ служанки»
Почему Джун решает остаться в Гилеаде в конце второго сезона?
Ответ довольно очевиден: она не может уехать из-за своей дочери Ханны. Конечно, это решение наверняка расстроило зрителей — все хотят, чтобы Джун спаслась. И ты, конечно, хочешь, чтобы она вместе с Николь уехала в Канаду, воссоединилась с Люком и они жили долго и счастливо. Но это было бы нереалистично. Реальность же в том, что ее дочь застряла в Гилеаде, и если Джун уедет, то никогда больше ее не увидит. Да, она могла бы бороться с ситуацией извне, из Канады, протестами и законами — но в нашей истории есть и другие люди, которые могут этим заниматься и занимаются. Единственный же человек, который может вести сопротивление изнутри, под прикрытием, это Джун. Мы знали, что зрители будут ошарашены финалом прошлого сезона и даже возненавидят нас. И я была тем, кто затянул удавку еще сильнее! Это была моя идея, чтобы Джун проделала весь этот долгий путь до спасительного фургона, практически забраться в него, а затем в последнюю секунду сказать о покидающей Гилеад дочери: «Передайте ей, что ее имя — Николь». И закрыть дверь снаружи. Я хотела сделать зрителям как можно больнее. Мы стремились взбудоражить финалом всю нашу аудиторию. В этом смысл драмы. И хорошего телевидения.
Роль Джун изменила вас как актрису? И повлияла ли она на ваше мировоззрение?
Эта роль, так уж вышло, совпала со временем невероятных перемен в том, как мы все смотрим на мир. Перемены, которые происходят вокруг нас, потихоньку пробуждают нас, открывают нам глаза на несправедливость и зло. Лично мне роль в «Рассказе служанки» помогла лучше понять и себя, и мир вокруг. Лучше понять, что значит быть женщиной, быть американкой, быть человеком.
Вы чувствуете свою ответственность перед аудиторией?
Конечно, и для меня это дар, а не бремя. Нет ничего лучше для человека искусства, чем возможность дарить людям силу, вдохновение, чувство, что их слышат и их истории звучат на весь мир. «Рассказ служанки» не отворачивается от проблем, пронизывающих современный мир. Наша цель — рассказать историю Джун, давая понять, как она олицетворяет многих из нас. Не только женщин, и мужчин тоже — вообще, всех, кто сталкивается с бедой или несправедливостью. Я чувствую ответственность перед теми, кто сейчас не способен быть тем, кем хочет, или не может жить свободно.
Кадр: сериал «Рассказ служанки»
Как Джун изменилась с первого сезона?
Мне она никогда не казалась идеальной, знаете. Я никогда не считала ее образцовой героиней. Она невероятно уязвима, полна недостатков. Она ошибается. Она совершает неправильные поступки. Она чувствует ярость и страх. Она предает. Я старалась сохранить это несовершенство и донести его и до третьего сезона. Думаю, третий сезон в целом доходит до предела в изображении того, как далеко можно зайти, чтобы добиться своей цели. Иногда человек вынужден совершать небольшие проступки ради решения более глобальной, важной задачи — и ровно этот конфликт переживает Джун. Она должна в чем-то переступить себя, чтобы покинуть Гилеад на своих условиях. Мне поэтому было даже интереснее играть ее в этом сезоне по сравнению с предыдущими.
Многих потрясло появление Джун в костюме марфы (каста домработниц в «Рассказе служанок» — прим. «Ленты.ру») в первом трейлере нового сезона.
Не раскрывая сюжет, могу лишь сказать, что Джун теперь куда лучше всех остальных персонажей представляет, как устроен мир вокруг нее и как Гилеад работает изнутри. В новом сезоне фигурирует тайная сеть марф, участвующих в сопротивлении. Как мы знаем, служанки не могут свободно передвигаться — за ними все время следят. Так что мы увидим, как Джун совершает поступки в диапазоне от шокирующих до рискованных и невероятно опасных. Ей уже, в сущности, нечего терять в этот момент сюжета, и поэтому она готова рискнуть многим. Ее появление в костюме марфы — небольшая затравка к предстоящим в сюжете откровениям.
Новый сезон начинается со сцены у мемориала Линкольну. Символизм трудно не заметить.
Да, это был очень особенный момент. Мемориал Линкольну — олицетворение демократии, памятник идеалам, на которых была построена Америка, идеалам, которые сейчас увядают. Поэтому оказаться там в костюме служанки, будучи окруженной другими служанками — в то время, как всего в паре километров действующий президент США принимает спорные решения, — было нереально. Никогда не забуду этот опыт.
Третий сезон «Рассказа служанки» выходит в сервисе Videomore с 6 июня