Вечером 20 июня грузинская оппозиция попыталась взять штурмом парламент и требовала срочной отставки спикера и других высокопоставленных чиновников. Беспорядки продолжались всю ночь, пострадали больше двухсот человек, но вечером в пятницу, 21 июня, протестующие намерены вновь прийти к зданию парламента. Ситуация кажется странной, учитывая, насколько незначителен был повод, — российский депутат сел в кресло спикера грузинского парламента. Однако если присмотреться, то причины народного возмущения выглядят вполне обоснованными. «Лента.ру» разобралась, как власти Грузии сами бросили спичку в бочку с порохом.
Генеральную сессию Межпарламентской Ассамблеи православия (МАП) перенесли в здание парламента после того, как днем ранее украинский дипломат устроил демарш в президентском дворце: он покинул зал, выкрикнув в адрес Москвы традиционные обвинения в непрекращающейся российской «агрессии».
Атмосфера наэлектризовалась почти сразу, как только председатель ассамблеи, депутат Госдумы Сергей Гаврилов занял место в кресле спикера парламента и открыл заседание. Почему вообще работу сессии перенесли в парламент, хотя в Тбилиси великое множество залов, вполне пригодных для подобных мероприятий, — неизвестно.
Оппозиционные депутаты Элене Хоштария, Георгий Канделаки и Серго Ратиани от «Европейской Грузии» подошли к столу, за которым сидел российский депутат, и заявили, что не позволят ему как представителю «страны-оккупанта» проводить заседание. Еще один парламентарий Акакий Бобохидзе облил водой российских представителей. Депутат Закария Куцнашвили от правящей партии «Грузинская мечта» и Ада Маршания от поддерживающего ее «Альянса патриотов» попытались урезонить скандалистов, назвали их провокаторами и попросили приставов вывести саботажников из зала.
Сперва в заседании Межпарламентской ассамблеи православия (МАП) был объявлен перерыв. Позднее ее отменили совсем. Российскую делегацию отправили в отель, но и там их не оставили в покое: к дверям гостиницы пришли уже негодующие люди с требованиями извинений. Тогда парламентариев пришлось спешно вывозить в аэропорт, но даже по дороге от дверей до микроавтобуса в окружении охраны их успели облить водой и закидать бутылками. После чего разгоряченная толпа двинулась к парламенту, где и произошли столкновения с полицией — но уже совсем по другим причинам.
«Все переговоры по гуманитарным и экономическим вопросам между Россией и Грузией находятся под угрозой срыва», — заявил позже Гаврилов в связи с инцидентом в парламенте. Он считает, что митинг стал спланированной акцией, направленной на разрушение отношений двух стран. «Мы увидели десятки людей, которые вышли с заранее заготовленными плакатами против России, ее президента и православия», — подчеркнул депутат.
Сергей Гаврилов также сообщил, что «за день до визита российской делегации в Грузии была распространена ложная информация о том, что он якобы участвовал в войне в Абхазии и Приднестровье». Это, по его словам, полное вранье. Впрочем, сам Гаврилов за день до приезда в Тбилиси в интервью телекомпании «Рустави-2» лично заявил, что признание Россией независимости оккупированных территорий Грузии — Абхазии и Цхинвальского региона имеет историческое значение. Российский парламентарий считает, что Грузии с Россией следует налаживать отношения с учетом этой «новой реальности».
Самое удивительное в разразившемся скандале то, что лидеры «Грузинской мечты», которые накануне сами же организовывали Ассамблею православия и гарантировали гостеприимство всем ее участникам, вдруг сделали разворот на 180 градусов и стали хором возмущаться поведением господина Гаврилова.
«Меня просто уничтожило то, что я увидела российского депутата в кресле председателя парламента Грузии», — заявила вице-спикер парламента Тамар Чугошвили.
«Гаврилов без согласования с председателем парламента уселся в его кресло и повел заседание», — вторит ей лидер фракции «Грузинской мечты» Мамука Мдинарадзе.
«Российским депутатам не место в парламенте Грузии! Эта конференция немедленно должна быть прекращена и члены Думы должны покинуть парламент и Грузию!», — потребовал лидер парламентского большинства Арчил Талаквадзе.
«Какая необходимость была в том, чтобы проводить эту лицемерную конференцию в зале заседаний парламента и тем более сажать в кресло председателя парламента депутата страны-оккупанта?», — разводит руками на камеры политический секретарь правящей партии Ираклий Гарибашвили.
«Полностью разделяю искреннее возмущение наших сограждан в связи с событиями в грузинском парламенте, — сказано в заявлении председателя партии «Грузинская мечта» Бидзины Иванишвили. — Недопустимо, чтобы представитель государства-оккупанта возглавлял в парламенте Грузии какой-либо форум, за этим обязательно должно последовать реагирование. Как мне сообщили, это была протокольная ошибка, политическое значение которой, к сожалению, не учли организаторы. Я уже говорил с председателем парламента, выразил свою жесткую позицию и, разумеется, моя рекомендация была о немедленном прекращении этого заседания».
Зачинщики беспорядков отвечают на эти оправдания смешком. «Можно подумать, что Гаврилов спустился в кресло спикера парламента на парашюте или пробрался к нему через тоннель», — иронизирует один из лидеров «Европейской Грузии» Давид Бакрадзе.
Пока политики дискутировали и иронизировали, градус протеста стремительно накалялся — тысячи жителей Тбилиси уже возмущались не столько поведением российского депутата, сколько позицией своих же властей, фактически спровоцировавших своей недальновидностью и непоследовательностью революционную ситуацию. Главным требованием стали уже не извинения, а немедленная отставка председателя парламента Ираклия Кобахидзе, главы МВД Георгия Гахария и главы службы Госбезопасности Вахтанга Гомелаури, не сумевших, по мнению митингующих, предотвратить или хотя бы разрешить конфликт. С воинственными заявлениями выступили представители многих оппозиционных партий.
В разгар митинга телекомпания «Рустави-2» достала приказ, якобы подписанный Ираклием Кобахидзе. Из документа следовало, что ведущим заседания Ассамблеи в парламенте будто бы изначально подразумевался российский депутат. В парламенте тотчас же опровергли эту информацию. Сам Кобахидзе заявил, что никому свое кресло не уступал и вообще не знал о том, что открывать мероприятие будет Гаврилов, а все происшедшее — ошибка протокола. Увы, за эту ошибку приходится расплачиваться дорогой ценой.
«Всего на акциях пострадали 240 человек, в том числе 80 полицейских, из числа пострадавших 102 пациента остаются в клиниках. Состояние здоровья одного пациента стабильно тяжелое. Двоим проведены операции. В остальных случаях пациентам проводится соответствующее лечение. У большинства митингующих зафиксированы травмы, ушибы, синяки, интоксикация и травмы глаз», — заявил первый заместитель министра здравоохранения Заза Бохуа, навестив пострадавших.
По информации директора «Нью госпиталь» Георгия Кордзахия, двоим пострадавшим на акции перед зданием парламента в Тбилиси пришлось удалить глаза. «Под горячую руку» попали даже журналисты— корреспондент агентства Reuters на Южном Кавказе Мака Антидзе, представители медиа-средства On.ge Гванца Немсадзе и Анна Вахтангадзе, а также операторы телекомпании «Рустави-2» и журналист Первого канала Общественного телевидения Грузии.
Если бы дела в стране шли хорошо, возможно, реакция общественности была бы не столь острой. Увы, «Грузинской мечте» особенно нечем гордиться. Уровень жизни населения по-прежнему остается низким. Цены растут. Курс национальной валюты падает. В стране острая безработица и, как следствие, растет трудовая миграция за пределы Грузии. Да и сама политическая сила, некогда самая популярная, сейчас осталась вообще без союзников: все оппозиционные партии и организации объединились и ищут любой повод, чтобы дискредитировать своих оппонентов в глазах населения.
Инцидент в парламенте стал именно таким поводом. Справедливый протест населения, вызванный бестактным, по их мнению, поступком российского представителя, подогревался подстрекательскими заявлениями лидеров «Единого национального движения» (ЕНД) и других партий. Решил использовать момент и бывший президент Грузии, а по совместительству основатель и бессменный лидер ЕНД Михаил Саакашвили. «Я призываю созданную мною грузинскую полицию не подчиняться Иванишвили и перейти на сторону народа», — заявил он в Facebook.
Один из лидеров ЕНД Ника Мелия предложил дать властям час на выполнение требования об отставке высоких должностных лиц. Если требование не будет выполнено, митингующие сами «мирно войдут» в парламент и вынудят господ Кобахидзе, Гахария и Гомелаури уйти в отставку, — так звучал его ультиматум.
Этот призыв, по сути говоря, сыграл роль детонатора. Спустя час митингующие, которых предсказуемо никто не пустил в здание, пошли на штурм. Участникам акции почти удалось прорвать кордон, но в итоге полиция все-таки смогла вытеснить их на улицу. На начальном этапе никакие спецсредства против митингующих не применялись. Но попытки взять штурмом парламент предпринимались вновь и вновь, только после этого силовики подключили слезоточивый газ, резиновые пули и водометы.
Во второй половине дня 21 июня стало известно, что спикер Ираклий Кобахидзе подал в отставку. Предполагается, что его место займет один из лидеров парламентского большинства Арчил Талаквадзе. Пока же обязанности председателя возложили на вице-спикера Тамар Чугошвили. Главы МВД и службы Госбезопасности, чьих отставок также требовали митингующие, пока не делали никаких заявлений по поводу своей дальнейшей судьбы.
О готовности отказаться от своего мандата сообщил член парламентского большинства Закария Куцнашвили, который возглавлял делегацию Грузии на Межпарламентской ассамблее православия и выступал в качестве организатора мероприятия. «У меня нет должности в парламенте. Единственное, что у меня есть, — мандат депутата. Поэтому я заявляю, что готов отказаться от него», — сообщил он, таким образом взяв на себя ответственность за произошедшее.
Что касается Сергея Гаврилова, то, по его словам, он в грузинском парламенте сел именно туда, куда его посадили. «Никаких недомолвок по этому поводу не было. Куда меня приглашает сесть принимающая сторона — там я и располагаюсь», — разъяснил он свою позицию уже в Москве, напомнив, что по протоколу кресло спикера полагается председателю Генеральной ассамблеи, то есть ему. Депутат подчеркнул, что садился на место главы парламента и в Греции, и в Ливане, и в других странах, однако проблем это не вызывало.
Но Гаврилов приехал и уехал, пусть и оставив о себе неприятную память. А вот политические силы, которые как огня боятся какого-либо потепления отношений между Россией и Грузией, могут триумфально потирать руки. Их мечта сбывается. В Грузии новый мощный всплеск антироссийских настроений. Дикторы грузинского телевидения, говоря о русском языке, уже стали называть его «языком страны-оккупанта» и выходят в футболках с антироссийскими принтами. А люди снова собираются возле парламента, не боясь ни газа, ни резиновых пуль. И это печальные последствия неуклюжей политики и неуклюжей дипломатии.