21 августа председатель кинокомпании Warner Bros. Тоби Эммерих объявил, что в 2020 году начнутся съемки четвертого фильма «Матрица» с теми же актерами в главных ролях. «Матрица» не только изменила кино, но и повлияла на мир моды. «Лента.ру» разобралась, почему спустя 20 лет после премьеры первой части фильма образы его героев до сих пор в тренде.
Удивительно, но для художника по костюмам трилогии «Матрица» первая часть культовой киноэпопеи стала всего лишь третьим фильмом в карьере. Австралийка Ким Барретт родилась в Брисбене в 1964 году и после окончания Национального университета драматического искусства в Сиднее восемь лет работала в театре и на телевидении. В эти годы Барретт приходилось создавать костюмы для комедий и драм, исторических постановок и триллеров, детективов и даже опер. Однако свое истинное призвание Барретт обрела в кино.
Первым фильмом, над костюмами к которому работала Ким, стал вышедший в 1996 году «Ромео+Джульетта» с молодым Леонардо Ди Каприо в главной роли. Эстетика латиноамериканских гангстеров Майами была во многом создана именно благодаря костюмам Барретт. За этим последовала картина «Нулевой эффект» 1998 года, бюджет которой не превышал двух миллионов долларов.
«Матрица» стала первым по-настоящему крупнобюджетным блокбастером в карьере дизайнера. Если бюджет «Ромео+Джульетта» составлял около 14,5 миллиона долларов, то «Матрица» — все 63 миллиона. От Барретт требовалось создать визуальные образы повстанцев, которые бы четко выделяли их из рафинированного виртуального мира, созданного суперкомпьютером, что ей с блеском и удалось сделать.
Костюмы Нео (Киану Ривз), Тринити (Керри-Энн Мосс) и Морфиуса (Лоуренс Фишборн) в реальном мире и внутри Матрицы кардинально различаются. Если на борту корабля «Навуходоносор» его команда носит максимально простую и удобную в работе одежду, то в виртуальном мире их костюмы призваны выделять из толпы. Они загадочны и выглядят чужаками. Внутри Матрицы все трое носят исключительно черные костюмы и прячут глаза за черными солнцезащитными очками.
«Я старалась максимально дистанцироваться от тогдашнего мира моды, не использовать те приемы, что были в тренде», — вспоминает Барретт. Съемки фильма проходили в достаточно депрессивной атмосфере на фоне всеобщих страхов из-за «проблемы 2000», скандала Левински-Клинтон и возможного импичмента, военных действий в Косово и ожидания вторжения в Югославию сил НАТО. Это подтолкнуло Ким к выбору монохромной цветовой гаммы.
По словам Ким, ей помогло и то, что съемки проходили по большей части в ее родной Австралии — в Сиднее, где она училась. Она старалась создать максимально далекие от мирной и цветущей Австралии образы. Главные герои «Матрицы» смотрелись бы на Зеленом континенте пришельцами из другого мира, кем они в сущности и были внутри созданной суперкомпьютером виртуальной реальности.
«Когда я впервые прочитала сценарий, я подумала, что Матрица — это мир теней, в котором люди появляются и исчезают неожиданно. Поэтому у них должен быть гладкий, будто намазанный маслом внешний вид, контрастный и отражающий реальность. При взгляде на героя должен был возникать вопрос: он здесь или нет?» — рассказывает Баррет.
В первом фильме Нео и Морфиус практически не снимают черные кожаные плащи, при этом герой Киану Ривза носит его поверх черной футболки, а более высокий статус Морфиуса подчеркнут черной рубашкой и галстуком — самой яркой деталью в гардеробе троицы. С костюмами для Тринити у Барретт было немного больше свободы, так как помимо плащей героиня Керри-Энн Мосс носит латексные комбинезоны, подчеркивающие ее сексуальность.
Успех «Матрицы» был по-настоящему грандиозным. Суммарные кассовые сборы превысили 460 миллионов долларов, рецензии критиков были восторженными, фильм сразу же стали называть современной классикой и растащили на мемы, а использованные в нем приемы вроде замедленной съемки, показа полета пуль, вращающейся на 360 градусов камеры и зависания героев в воздухе стали общим местом в индустрии. А вот костюмы из фильма хоть и были отмечены номинацией на несколько престижных премий, модным мейнстримом не стали. В стиле «Матрицы» одевались лишь косплейщики.
Однако за первым фильмом последовало еще две части с вдвое большим бюджетом. Естественно, от сиквелов ждали столь же высокого уровня во всем, от сценария до костюмов. В гардеробе Тринити стало еще больше латекса, а вот Нео чаще появлялся без очков, кожа уступила место ткани, а в его облике в целом стало больше азиатских мотивов.
«Все мои идеи происходили из сценария фильма и должны были лучше раскрывать образ героя. Особенно много мы уделили внимание костюмам во втором и третьем фильмах, так как они должны были показать развитие персонажа Киану Ривза. Он стал более уверенным в себе, осознавшим свою избранность», — рассказывала Барретт в интервью оргкомитету премии «Оскар».
При этом от костюмера требовалось создать не только стильные, но и функциональные костюмы. Благодаря возросшему бюджету Барретт могла использовать все ноу-хау, которые были в распоряжении художников по костюмам в Голливуде в начале XXI века.
«Нужно было создать костюм, который бы здорово смотрелся в разных условиях и не сковывал бы движений актера. В фильме Нео летает, дерется под дождем, много бегает, поэтому костюм должен был хорошо выглядеть при разном освещении. Поэтому мы создали три или четыре версии костюма для съемок в разных условиях, хотя они все и выглядели как один и тот же костюм. Они были сделаны из разных материалов, поэтому мы провели много тестов, чтобы убедиться, что все они выглядят в кадре абсолютно одинаково», — поделилась она в том же интервью.
При этом Барретт была открыта к постоянной модификации костюмов, исходя из требований режиссера. Когда Киану Ривз предложил увеличить число единиц вооружения, которые Нео носит с собой, а братья Вачовски его поддержали, Ким тут же добавила пояс, на котором можно было закрепить больше пистолетов. Отчасти необходимостью незаметно носить, а затем эффектно доставать из-под одежды достаточно габаритные стволы и продиктованы широкие и длинные полы плащей.
Совершенно неожиданно одежда в стиле «Матрицы» вдруг возникла на подиумах в 2017 году во время показов коллекции осень-зима 2018. Первым, кто добавил в свою коллекцию длинные кожаные плащи, узкие темные очки и кожаные куртки, стал Демна Гвасалия. Причем «матричные» мотивы прослеживались и в коллекции Vetements, и в коллекции Balenciaga — обоих брендов, креативным директором которых является Гвасалия.
За ними последовали Balmain и Alexander MacQueen, а в следующем году коллекцию осень-зима, посвященную фильму, представил Александр Вонг. Working girl meets The Matrix стала настоящим гимном тотал-блэк и очкам странной формы. Не обошел стороной «матричную» тему и король хайпа Вирджил Абло: в арсенале Off-White появились очки в стиле фильма.
Вероятно, столь повальное, сколь и запоздалое увлечение «Матрицей» связано с выходом на авансцену поколения дизайнеров, выросших на этом фильме. В 1999 году, когда вышла первая «Матрица», Гвасалии было 18, Вонгу — 16, а креативному директору Balmain Оливье Рустену — 14. Так что фильм наверняка произвел на них сильное впечатление. А вот почему к фильму рубежа веков обратилась креативный директор Alexander MacQueen Сара Бёртон, которая на 15-20 лет старше вышеперечисленных дизайнеров, — загадка.
Интересно, что большинство луков в «матричном» стиле — женские. Пожалуй, только Vetements предложил что-то в стиле Морфиуса, остальные явно вдохновлялись Тринити. В связи с этим у Ким Барретт возникло другое объяснение всеобщему увлечению одеждой в стиле «Матрицы». На ее взгляд, дело в феминизме: «Я думаю, образ Тринити резонирует больше всего, потому что она является тем, что мы хотим видеть в феминизме. Она революционна, она не отказывается от своих убеждений, она противостоит условностям и борется за благо человечества. При этом ее манера одеваться суперженственна. Я думаю, что сила женских персонажей в “Матрице” подчеркивается точно так же, как сейчас подчеркивается роль женщин в современном обществе».
После того как вдохновленные «Матрицей» костюмы прогремели на подиумах, к ней обратились герои и главным образом героини стрит-стайла. В черных плащах, тренчах и кожаных куртках в комбинации с черными очками были замечены Белла и Джиджи Хадид, Кендалл и Кайли Дженнер, Хайли Бибер, Зейн Малик и многие другие, а Лупита Нионго однажды появилась в плаще, напоминавшем костюм Нео из второй части фильма.
Уже после работы над костюмами к «Ромео+Джульетта» о Ким Барретт заговорили в восторженном ключе, а «Матрица» закрепила репутацию талантливой художницы. Сама же Ким, кажется, нашла во время работы над трилогией свое призвание. После работы с братьями Вачовски ее стали приглашать в супергеройские и готические фильмы. «Готика», «Спиди-гонщик», «Облачный Атлас», «Новый Человек-паук» и «Аквамен» — вот лишь несколько фильмов, в которых Барретт работала художницей по костюмам.
Пусть некоторые актеры, сыгравшие главных героев в «Матрице», постарели, а братья Вачовски стали сестрами, но нет сомнений, что именно Барретт будет отвечать за костюмы и в четвертой части киносаги. Главной трудностью для нее будет как раз трендовость многих созданных ею образов. Впрочем, для Ким главным всегда был сценарий, от которого она отталкивалась в создании визуальных образов.
Кроме того, дизайнер признает, что не смогла окончательно отделиться от мира моды, даже работая над костюмами к первой «Матрице». «В конце 90-х все было таким мрачным и монохромным, так что, даже не стараясь использовать мир моды как отправную точку, я все равно подсознательно была связана с ним», — резюмирует Ким.