Арт-обстрел Как не сойти с ума от современного искусства и начать его ценить
12:15, 20 сентября 2019Фото: Александр Демьянчук / ТАССПозиция «не читал, но осуждаю» или «фильм не смотрел, но книга лучше» очень удобная и универсальная. Обо всем, что непонятно, можно говорить с пренебрежительной ухмылкой, и это вроде как должно перекрыть некомпетентность. Сейчас, правда, такой подход перестает работать. Из множества направлений в мировой культуре и творчестве, пожалуй, больше всех натерпелось современное искусство. Оно всегда многим казалось непонятным, недосягаемым и местами совсем даже не искусством. И никогда не было массовым. Но последние пару-тройку лет все стало меняться. Вчерашние злопыхатели и снобы стали ценителями и участниками процесса. Корреспондент «Ленты.ру» посетил ярмарку современного искусства Cosmoscow, подробно изучил все экспонаты и инсталляции, прожил с этим неделю и понял, для чего оно нужно и как оно двигает мировой технический прогресс.
«А это комната с аудиовизуальной видеоинсталляцией», — гид заводит группу в темное помещение, в котором под углом друг к другу стоят два экрана, на которых быстро меняются монохромные кадры с песком. Внутри стоит сдавливающий черепную коробку гул, звучащий в разных звуковых регистрах.
«О, а что это означает? Какая главная мысль? В чем подоплека?» — спрашивает кто-то из темноты.
«Ученые записали звуки движения песка в катарской пустыни, вы их сейчас слышите, в разных местах они по-разному звучат. Вот и все. Все просто», — гид пытается перекричать гул, а происходящее наконец приобретает какой-то смысл. Видеоряд с песком и звук песка — это все, что нужно знать об этой работе. Это не символ порабощения одних народов другими, это не олицетворение мирового нефтяного кризиса или глобального потепления, это не иносказательный пересказ арабской сказки. Это просто песок и звук трения песчинок друг о друга.
Пожалуй, главное правило при знакомстве с современным искусством — воспринимать увиденное и услышанное таким, какое оно есть, не предаваясь бездонному анализу заоблачного полета мысли. Это, конечно, работает не всегда — поэтому к некоторым работам прилагаются аннотации (которые, к слову, неподготовленного созерцателя могут запутать еще больше) — но начинать нужно с простого. В первую очередь с простого отношения к автору, не сочиняя ему диагнозы из области психиатрии.
Двигаемся дальше и видим целое представление. Художница Мария Агуреева дает феминистический моноспектакль. Здесь уже другой гул и более глубокий смысл. Она из слепков с собственного тела пытается выпилить идеальную форму, и в этой одержимости создать из обычного прекрасное она делает уродство. И так с каждой «частью» тела. Ничего не выходит — все болванки превращаются в бесформенные куски. Процесс со стороны очень медитативный, если бы не угнетающий саундтрек. От этого звука хочется бежать, а потом от него отмыться.
Проходим несколько стендов со статуэтками от обаятельнейшего дуэта «МишМаш», работы художников из Владивостока «Заря», картины с содержанием разной степени непристойности и глубины, минуем колышущиеся тряпичные березы — и попадаем в оазис с самым современным искусством во всех смыслах этого понятия — в зону Audi. Здесь и настоящее, и технологии будущего, и смелый дизайн, и полет инженерной мысли. А главное — понятно, что нам хотел сказать автор. Вернее, авторы — создатели шедевров разного времени из Ингольштадта.
И глядя на эти «изобретения», сидя внутри них, формулируешь второе правило восприятия: любое искусство когда-то было современным и воспринималось радикально современниками. Особенно то, что опережало свое время (ну, что за странный зверь автомобиль, кому он нужен, если есть лошадь!). Стоит вспомнить импрессионистов, русский авангард или экспрессионистов. Сейчас нами они уже не воспринимаются как нечто новое или меняющее действительность, кто-то даже научился отличать Клода Моне от Эдуарда Мане. А раньше все это считалось чем-то сумасшедшим. Ну, или по меньшей мере странным.
Современное искусство, которое есть сейчас и развивается во всем мире — и в России, в частности, отражает или даже предвосхищает реальность. Классика многим кажется если не скучной, то как минимум уж слишком понятной. Стоит она зачастую не сильно дороже (если мы говорим именно о простоте исполнения), чем предметы современного искусства. Этот феномен объясняется просто — количеством вовлеченных людей. В современном искусстве их работает гораздо больше, чем в любой другой категории.
Три самых дорогих произведения на ярмарке (по 500 тысяч евро за каждое) выставила галерея из Турина, которая привезла в Россию одного из лидеров движения arte povera, обладателя «Золотого льва» Венецианской биеннале Микеланджело Пистолетто. Он выставил три картины с зеркальным покрытием, герои которых не могут оторваться от смартфонов и воплощают отражения самих зрителей. (Вот же как все просто!)
Еще внимание привлек черный надувной шар двухметрового диаметра за 75 тысяч долларов. Это работа словацкого художника Стано Филко, отразившего в творчестве многие главные современные «-измы». И поп-арт, и неореализм, и концептуализм.
Или вот жестяная банка, набитая свернутыми бумажками, стоимостью 45 тысяч евро. Эту работу создал российский концептуалист Дмитрий Пригов. А бумажки — это «дерево из отвергнутых поэм». И это пример, как успех приходит после смерти художника: его уже нет, его работ все меньше в доступе, цены на них и растут.
И правильная вовлеченность со стороны становится третьим правилом, позволяющим комфортно себя чувствовать в мире современного искусства. В него нужно погружаться постепенно. Не спеша. Без суеты. Тогда не будут шокировать суммы за вещи, которые люди ежедневно отправляют в мусоропровод — к остальным несостоявшимся арт-объектам.
Перед открытием самой выставки в Гостином дворе в Audi City Moscow прошла эксклюзивная презентация проекта «Океан. На дне 3D» Ростана Тавасиева. Он был точкой входа в большое искусство, с которым соприкоснулись 22 тысячи человек в следующие несколько дней. На работу, представленную на закрытом показе, Тавасиева вдохновила картина Анри Матисса «Красные рыбки». А как продолжение морской темы — миру явился Audi A7 Sportback эксклюзивной серии Ocean GT. Казалось бы, как одно сочетается с другим, дополняется третьим и заигрывает с четвертым? И тут все оказалось несложно — нужно подключить воображение, причем его достаточно и на малых оборотах.
Фото: предоставлено Audi
Море, стихия, ее мощь и свобода. На одних рыбках далеко не уедешь, поэтому возникает автомобиль. Но не простой, а выпущенный лимитированной серией — всего 111 экземпляров по всей планете. В миру его отличает от всех остальных в первую очередь синий цвет Galaxy blue metallic, единственный в своем роде для этой серии. Ну а технические параметры — это то, что отличает душу машины: аудиосистема Bang & Olufsen 3D Advanced Sound System, HD Matrix LED с Audi Laser Light, адаптивная пневматическая подвеска, система динамического рулевого управления, управляемая задняя подвеска, пакеты ассистирующих систем «Город» и «Путешествие».
Кстати, Audi уже второй год подряд поддерживает ярмарку Cosmoscow. Поддержка культурных событий — важнейшая составляющая развития бренда. И это наводит на очередную мысль о правильном восприятии современного искусства. Поддержка, подача и правильная реклама — это часть большого процесса и атомы самых мелких деталей. Нужно понимать, что современное искусство — это шоу. А зритель — часть этого шоу. Когда он себя воспринимает адекватно в этой парадигме, становится намного проще понять смысл. Который часто, как оказалось, находится на поверхности.
Конечно, пиар и реклама не отменяют ценности современного искусства. В истории остаются немногие, но распространение знаний об искусстве сейчас запущено на полную. Оно охватывает все сферы — от блокчейна до разработки технологий. А они становятся своего рода искусством.
Взять, к примеру, автомобиль Audi Q4 e-tron, который стал частью выставки в Гостином дворе. Это чистейшая иллюстрация того, как будет выглядеть пятая серийная электрическая модель бренда. Выходит, что современное искусство может предсказывать будущее. Европейский дебют Q4 e-tron запланирован на конец 2020 года, но уже сейчас в нем сидит Иван Ургант. Своего рода символ времени и герой поколений.
Фото: предоставлено Audi
Кстати, на примере этого электрического автомобиля Audi демонстрирует свое видение мобильности будущего. Больше никакой классической решетки радиатора — теперь на ее привычном месте закрытая поверхность. Синий цвет кузова Solar Sky — покрытие было разработано специально для новой модели — меняет оттенок в зависимости от угла зрения. Так же, как меняется смысл произведения, если на него посмотреть под другим углом. Единственным в своем роде.
Еще одно правило, которое может выработать для себя созерцатель и будущий ценитель — осознавать, что ни одна из работ больше не повторится в мире. Это такой же эксклюзив, как, например, Audi A7 Sportback специальной серии Ocean GT для Cosmoscow. Из ста одиннадцати моделей в мире всего пятнадцать машин сделано для России. Точечно для тех, кто ценит индивидуальность, роскошь и стиль.
Если ближе рассмотреть духовную составляющую мира современного искусства и его объектов, то многое упирается лишь во вкус. Классическое искусство вечно. Но кто сказал, что резиновый шар или звук песка когда-нибудь им не станут.
Классические ценности Audi неизменны. Но что мешает иногда сделать их основой для интеллигентного хулиганства в духе времени.