
«Рыбалка в разгар апокалипсиса» Крупнейшее озеро Южной Америки залито нефтью. Оно отравляет и рыбу, и людей
00:06, 26 октября 2019Венесуэла занимает первое место в мире по запасам нефти. Однако проблемы в этой отрасли привели в том числе к экологической катастрофе — загрязнению самого большого озера Южной Америки Маракайбо. Это стало «концом света» для рыбаков одноименного города. Пострадал и находящийся в 40 километрах от него крупный центр нефтедобычи и переработки Кабимас. «Лента.ру» рассказывает о жизни рыбаков, которая перевернулась с ног на голову за последние 20 лет.
Добыча нефти в бассейне Маракайбо началась еще в 1914 году. Крупнейшие в мире запасы этого ресурса способствовали нефтяному буму в Венесуэле (одной из стран-основателей ОПЕК). В результате в 1990-х годах страна считалась одной из самых богатых на континенте. В те времена город, как и озеро носящий название Маракайбо, получил прозвище Саудовская Аравия Венесуэлы: за свои рестораны высокого класса, роскошные магазины и яркие огни моста. В нем и сейчас проживает более миллиона человек.

Рыбак очищает только что пойманного краба от нефти на пляже Пунта-Горда в Кабимасе
Фото: Rodrigo Abd / AP
Около 20 лет назад производство нефти в Венесуэле упало до одной пятой от исторического максимума. Критики обвиняют в произошедшем социалистическую революцию, начатую покойным президентом Уго Чавесом (скончался в 2013 году). Нынешний венесуэльский лидер Николас Мадуро в свою очередь указывает на «империалистические» США, которые долгие годы ведут экономическую войну, направленную на уничтожение его социалистической нации.

Рыбаки в униформе крупнейшей нефтегазовой компании Венесуэлы PDVSA ловят макловину, известную также как «робало», возле терминала отгрузки сырой нефти La Salina на озере Маракайбо, недалеко от Кабимаса
Фото: Rodrigo Abd / AP
Как бы то ни было, некогда ценный источник огромного богатства превратился для населения в огромную проблему — сырая нефть сочится на землю прямо из потрескавшихся трубопроводов. Кроме того, многие скважины в Маракайбо заброшены, из них топливо попадает и в воду. Местные жители говорят, что впервые заметили, как нефть выплескивалась на берег, еще при Чавесе.

Краболовы, чья одежда и снаряжение пропитаны нефтью, устраивают перекур на озере Маракайбо
Фото: Rodrigo Abd / AP
Живущие у озера венесуэльцы считают, что площадь загрязнения составляет до 100 квадратных километров. По свидетельствам очевидцев, даже легкий ветерок здесь может стать причиной головной боли.
Почерневшие руки рыбака Эдварда Александра Барриоса. Он обрабатывает рыбу макловину, известную также как «робало», пойманную в озере Маракайбо
Фото: Rodrigo Abd / AP
Загрязненная нефтью вода, вредные испарения и «нефтяные» морепродукты подвергают население опасности. По словам профессора фармакологии и токсикологии Университета Техаса Корнелиса Элферинка, у местных жителей потенциально может быть огромное число проблем со здоровьем: респираторные заболевания, болезни кожи и даже рак.
Собаки ищут рыбу, которая могла остаться на берегу озера Маракайбо
Фото: Rodrigo Abd / AP
Суровая правда в том, что если живущие у берегов Маракайбо люди бросят привычную работу, их семьям придется голодать. Рыбакам ничего не остается, кроме как ежедневно вручную очищать свои сети и улов от тягучего черного налета.
Рыбаки несут домой камеры шин грузовых автомобилей, на которых они плавают и ловят рыбу на озере
Фото: Rodrigo Abd / AP
Каждый день на рассвете сценарий жизни в этих местах повторяется: мужчины уходят в озеро добывать креветок, рыбу и крабов, а женщины в это время ждут их возвращения в тени лачуг. Никто больше в стране не в состоянии прочувствовать на себе произошедшую экологическую катастрофу.
Семьи рыбаков отчищают крабов
Фото: Rodrigo Abd / AP
Для того чтобы вычистить крабов, рыбацкие семьи используют зубные щетки и тряпки. Затем улов взвешивают и перевозят на перерабатывающие заводы, а после — отправляют потребителям в Соединенных Штатах, соседней Колумбии и в самой Венесуэле. Получатели даже не подозревают, что крабы на их тарелках были пойманы в водах, загрязненных нефтью.

Рыбак Алехандро в испачканной нефтью одежде взвешивает улов после рабочего дня на озере
Фото: Rodrigo Abd / AP
Считается, что крабы из озера Маракайбо появились на рынках США после того, как их обнаружил в 1968 году нефтяник из Луизианы и рассказал своему брату, занимавшемуся продажей морепродуктов.
Рыбак Янис Родригес и его семья едут на рынок в Кабимас в такси — машине 1970-х годов
Фото: Rodrigo Abd / AP
У самого Родригеса была мечта однажды купить новую машину и отправить всех восьмерых детей в частную школу. «Но эта мечта разбита», — отметил мужчина. Он уже привык к постоянной ограниченной подаче электричества и поиску чистой воды для еды, питья и мытья. По словам семьи, «с каждым днем дела становятся только хуже».
Рыбак Мануэль Нуне в нефти готовится отмываться после ловли крабов. Для этого используют сырой бензин
Фото: Rodrigo Abd / AP
Загрязненная вода и земля создают ощущение апокалипсиса. «Черное золото» в этом озере буквально окружает рыбацкие лодки. В конце каждого рабочего дня рыбаки отмывают не только снедь, но и себя: приставшую к рукам и ногам нефть оттирают сырым бензином. Опасная зудящая сыпь на их коже — цена выживания.
Портрет венесуэльского национального героя Симона Боливара в спальне рыбака Яниса Родригеса в Кабимасе, недалеко от Маракайбо
Фото: Rodrigo Abd / AP
С годами и в экономике страны ситуация не улучшается: она сократилась почти вдвое за время нахождения нынешнего президента Николаса Мадуро у власти. За пять лет его правления ВВП страны уменьшился почти на 50 процентов. Доходы Венесуэлы от продажи нефти снизились с 85,6 до 29,9 миллиарда долларов, а добыча нефти упала до исторического минимума — 740 тысяч баррелей в день.

Рыбаки спят после работы перед рисунком с озером Маракайбо и нефтяными вышками
Фото: Rodrigo Abd / AP
Уровень инфляции в стране по итогам 2018 года превысил 130 тысяч процентов — таковы официальные данные Центробанка Венесуэлы. При этом в Международном валютном фонде инфляцию оценивают почти в 1,4 миллиона процентов.
На фото слева: рыбак Алирио Хосе Лугано держит свой улов после рабочего дня. На фото справа: бывший нефтяник Милтон Пена в одной из своих старых униформ для рыбалки на PDVSA
Фото: Rodrigo Abd / AP
Экологи отмечают, что само озеро Маракайбо стало местом экологических проблем еще в 1930-х годах. Тогда ради огромных нефтяных танкеров был прокопан глубокий канал, соединяющий его с морем. В результате морская вода сгубила множество пресноводных животных, рыб и часть растений. Нефтяная катастрофа 2010-х резко усугубила ситуацию. Однако денег на очистку акватории у Венесуэлы попросту нет.