Новости партнеров

Впереди стабильный рост

В KingDonate подробно рассказали о развитии стриминга в России

Фото: Paul Traynor / AP

Рынок стриминга в России и СНГ в 2019 году составил 21,6 миллиарда рублей. С масштабным исследованием отрасли выступила QIWI. О перспективах отрасли и о текущих результатах «Лента.ру» побеседовала с представителем одного из крупнейших сервисов донатов в России, директором по коммуникациям KingDonate Еленой Райской. В беседе она поделилась деталями стримингового бизнеса, объяснила сезонный рост в декабре и дала прогноз на дальнейшее развитие.

«Лента.ру»: Российский рынок стриминга, по данным исследования QIWI, вырос до 21,6 миллиарда рублей. Как вы это можете прокомментировать?

Елена Райская: 21,6 миллиарда рублей — это объем денежных средств, которые были переведены отечественным стримерам их зрителями в виде добровольных пожертвований. Как правило, игрокам платят за прохождение игр или для возможности пообщаться и задать вопросы. Кроме того, в сумму из этого исследования вложены средства за DLC, дополнительные внутриигровые товары.

Насколько, по вашим оценкам, вырос рынок стриминга в 2019 году по сравнению с предыдущим?

За последний год отрасль выросла практически в два раза. В 2018 году, по оценкам разных аналитиков, рынок России и СНГ составлял примерно 11,3 миллиарда рублей, сегодня мы действительно можем наблюдать мощный приток средств.

С чем это может быть связано?

В первую очередь это объясняется общим мировым ростом. Стриминг как способ заработка появился относительно недавно в США и Европе, где значительные средства появились лишь в 2017 году. Наша страна отстает от западных темпов, поэтому бурное развитие началось только сейчас. Кроме того, важную роль играет привлечение новой аудитории, масштабирование стримеров и стриминговых площадок и, безусловно, улучшение качества контента, за который они хотят платить.

Существуют ли какие-то сезонные факторы, влияющие на донаты?

Да, конечно. Например сейчас, начиная примерно с середины декабря, в преддверии Нового года, наблюдается рост на 15 процентов по сравнению с предыдущим месяцем. Многие стримеры проводят праздничные акции и интерактивные ивенты. Вообще в целом в последний месяц 2019 года наблюдается рост продаж на 13-17 процентов.

Вы коснулись вопроса аудитории. Можно ли как-то в целом описать ее как определенную социально-демографическую группу?

Вообще, аудитория у стримеров абсолютно разная. Здесь все зависит от контента и тематики трансляций. К примеру, существуют стримеры, которые получают аудиторию за счет эпатажного поведения, эмоционального воздействия. У таких игроков, как правило, более молодая и менее платежеспособная аудитория, зато они часто становятся героями мемов и, недополучая в донатах, зарабатывают на прямой и нативной рекламе. Из ярких примеров — та же Карина Стримерша, нарезки трансляций которой завирусились в социальных сетях, и в итоге она даже стала лицом паблика MDK «ВКонтакте».

Если говорить о платежеспособной аудитории, то, естественно, это взрослые люди с постоянным доходом. Большую ее часть — порядка 60 процентов — составляют мужчины в возрасте от 25 до 35 лет.

Можно ли обобщить и зафиксировать средний доход стримера?

В ситуации с доходами все зависит от конкретики, количества и качества аудитории, ее платежеспособности. Некоторые стримеры могут вести трансляции каждый день по несколько часов, иметь большую аудиторию и получать при этом пару десятков донатов по 100-200 рублей. Другие, наоборот, стримят редко и на маленькую аудиторию, которая при этом стабильно делает пожертвования в десятки и сотни тысяч рублей в месяц.

Наверняка в сфере донатов есть понятие среднего чека.

Да, конечно. По данным разных сервисов, среднее пожертвование составляет около 350 рублей. Больше этой суммы переводит лишь 30 процентов зрителей. Большая же часть транзакций — это 100-150 рублей за один перевод.

Каким образом регулируются донаты юридически? С одной стороны это добровольные пожертвования, с другой – плата за определенную услугу. Также открыт вопрос о налоговом обложении.

Действительно, существует сложная проблема правовых аспектов индустрии - дело в том, что между дарением и услугой пролегает бездна с точки зрения закона. С одной стороны донаты — это добровольные пожертвования, средства, путем дарения переданные другому человеку. По закону дарение не облагается налогами, их нельзя вернуть, и на них не распространяются закон о правах потребителя. С другой стороны, когда стример на постоянной основе имеет стабильную финансовую оплату своей деятельности, его можно расценивать как самозанятого или даже индивидуального предпринимателя, который обязан платить налоги. Повторюсь, отрасль еще слишком молода, но скоро она точно будет регламентирована юридически.

Какие прогнозы по стриминговой отрасли в России вы можете дать?

В будущее лично мы смотрим позитивно. Аналитики KingDonate прогнозируют ежегодный рост на уровне 10-12 процентов. Все это зависит от многих факторов. Например, недавно весь рынок был под угрозой из-за конфликта Rambler с Twitch, но ситуация разрешилась благополучно. Естественно, влияют социальные и экономические изменения в жизни людей.

Стриминг — это обычные продажи контента, как продажи подписки на платный телеканал. Сегодня он лишь в самом начале пути. Возможно, в ближайшие десять лет стримеры смогут соперничать по своей значимости с ведущими блогами на YouTube и даже с телевизионными программами.

Экономика00:0123 января

Голубой бум

Россия добывает все больше газа, но теряет миллиарды. В этом виноваты США и Австралия
Экономика00:2718 января

Зеленое безумие

Человечество стремится спасти природу. Почему это может обвалить мировую экономику?