Современный работодатель стремится создать комфортные условия для своих сотрудников, недостижимый идеал — «домашняя атмосфера». Для этого они готовы обустроить спальные места, разрешить домашние тапочки, наплевать на дресс-код и даже разрешить работать босиком. Но все эти поблажки не могут создать нужной атмосферы, если рядом нет мохнатого друга. Ради комфорта сотрудников большие начальники готовы терпеть кошек, собак и даже экзотических животных на рабочих местах. Питомцы призваны снизить уровень стресса работников. Рабочий зверинец — в материале «Ленты.ру».
Разрешая приводить питомцев, фирмы опираются на исследования, в которых говорится о положительном влиянии кошек и собак на рабочие процессы. Например, специалисты из Центрального университета Мичигана (США) доказали, что в присутствии животных офисные сотрудники реже конфликтуют между собой и становятся более отзывчивыми. Более того, животные настраивают людей на позитив и снижают уровень стресса.
По результатам исследования компании Mars, 92 процента респондентов уверены, что животное в офисе создает позитивную атмосферу, еще 62 процента опрошенных признали, что питомцы помогают восстановить силы, 69 процентов участников опроса указали, что звери становятся дополнительным поводом к тому, чтобы пообщаться с коллегами и обзавестись новыми знакомствами.
В 1999 году в США прошла первая масштабная акция с призывом брать питомцев с собой на работу. Инициатором стала компания Pet Sitters International (PSI). Эта организация объединяет профессиональных «нянь» для домашних животных, специалисты присматривают за питомцами в отсутствие хозяев. Акция носила благотворительный характер: предполагалось, что, познакомившись с псами коллег, люди захотят взять себе собаку из приюта. С тех пор акция ежегодно проводится в конце июня и проходит под неофициальным девизом «Возьми собаку на работу».
В 2019-м PSI предложили брать с собой животных не один день в году, а на протяжении недели: с 17 по 21 июня. Это теперь распространяется не только на собак, но и на кошек (их день — 17 июня), а также на всех остальных питомцев. На работе у своих хозяев успели побывать совы, пони, куры, игуаны, кролики, ежи и лисы.
В целом в США примерно каждая пятая компания (20 процентов) разрешает брать в офис домашних животных. Чаще всего (76 процентов) на работу приводят собак. В большинстве случаев это делается для того, чтобы удержать ценных специалистов, создавая им комфортные условия работы.
Пионером в этом деле стал Google. В честь одного из первых псов в компании — леонбергера Йошки — назвали кафе в местном кампусе. Работу с животными приветствуют в Amazon, куда сотрудники приводят порядка семи тысяч собак каждый день. В штаб-квартире компании в Сиэтле (США): для них организована специальная зона, где за животными следят и кормят.
В зачаточной стадии подобная практика находится в Ford. Пока что животным запрещено находиться в столовых и конференц-залах, но со временем политика автомобильного гиганта может измениться. В июне 2019-го новым финансовым директором автопроизводителя стал Тим Стоун. В Ford он пришел не один, а со своей австралийской овчаркой Финли. Пес, кстати, получил должность — «пушистый директор» — такая табличка висит на кабинете Стоуна. «У него очень четкое описание должностных обязанностей: поднимать настроение и снижать стресс», — объяснил Стоун и добавил, что собака помогает ему выводить людей из зоны комфорта, а присутствие пса на совещаниях делает разговоры проще. Для Ford Финли стала талисманом пилотной программы, в рамках которой нескольким тысячам сотрудников разрешили приводить на работу питомцев.
Судя по результатам исследования Nestlé Purina PetCare, в так называемых pet-friendly офисах работают порядка 12 процентов респондентов в Европе. Чаще всего животных на работу приводят сотрудники IT-компаний. Например, в офисе облачного сервиса Prezi в Будапеште живет собака по кличке Маугли, сотрудники аналитической платформы Captain Dash в Париже заботятся о спаниеле Ведетте.
В дружелюбных к питомцам офисах работают всего восемь процентов россиян. Активную деятельность в этом поле ведут в основном компании, связанные с продажей товаров для животных. Первым популярную западную практику, внедрил Mars. Впрочем, это вполне логичное решение и весьма продуманный пиар-ход. Фирма производит не только шоколадки: она также выпускает корма для животных, например, Whiskas, Pedigree и Royal Canin.
Еще один гигант на рынке зоотоваров — Purina (входит в Nestlé) — тоже разрешает приводить зверей. В московском офисе новые правила действуют с 2019-го. К питомцам предъявляют особые требования: они должны быть старше 9 месяцев, привиты и дружелюбны. На входе их проверяют ветеринары.
В компаниях, которые не связаны с животными, в основном предпочитают заводить тех, кто не требуют особого ухода, например в Rambler & Co долгое время обитали рыбка Крупская и улитка Ленин, а в студии веб-разработки DEFA — веслоногие лягушки. Но есть и исключения. Птиц любят в московском офисе IT-компании mfms.Там уже несколько лет живет попугай Атлон, у него есть своя страничка в Instagram. Клетка птицы установлена в зоне отдыха, на длинные выходные его забирает домой кто-нибудь из работников. В свободное время сотрудники пытаются научить птицу разговаривать. Пока безрезультатно.
В «Фонде развития интернет-инициатив» завели кота по кличке Стартап, он прожил там до 2015 года, а потом переехал домой к одному из сотрудников. В издательском доме Look At Media замечен черный ориентал Старки, а у организаторов фестиваля Faces & Laces живет удав Зина. Больше всего животных в «Яндексе»: там обитает полосатая королевская кобра, улитки-ахатины, кролик и тритон.
В целом в России животные на работе становятся частью атмосферы. С растущей популярностью концепции неформального офиса возможность привести с собой питомца становится скорее приятным дополнением, а не самоцелью. «Pet-friendly офисы не становятся решающим фактором выбора компании, но они определенно помогают работодателям улучшить свой имидж на рынке», — констатировала руководитель группы консультантов по подбору персонала компании Ancor Consumer Goods Елена Евстюхина.
Также, по мнению экспертов, животные могут оказывать положительное влияние на бизнес-процессы в фирме. «Наличие их в офисе — это один из способов борьбы со стрессом», — считает управляющий партнер Suvorova & Partners Executive Search Ольга Суворова. По ее словам, по животному можно понять характер человека: собака, например, может говорить об авторитарном стиле руководства, а кошка — о демократичном.
Активнее всего за идею разрешать животным приходить в офис выступают миллениалы — люди, родившиеся с 1981-го и до 1996 года. Так, 43 процента представителей этого поколения уверены, что работодатели должны разрешать пребывание животных в офисе, среди людей старшего возраста эту идею поддерживают вдвое меньше респондентов — 23 процента. Учитывая, что с каждым годом миллениалы составляют все большую часть работников (к 2030-му они составят до 75 процентов рабочей силы), компаниям все-таки придется пойти им навстречу и стать pet-friendly.