В последние годы в западных странах, прежде всего в США, появляется все больше стартапов, разрабатывающих собственные ракеты для выведения полезной нагрузки в космос. Как правило, подобные компании самостоятельно производят ключевые элементы ракеты, включая двигатели. Подобный подход не только позволяет сэкономить, но и превращает изготовление ракеты в относительно доступное мероприятие. С такой точкой зрения не согласны, например, в России, где в изготовлении носителей традиционно задействованы десятки тысяч сотрудников предприятий «Роскосмоса», а расстояния от конструкторских бюро до производственной площадки составляют сотни или даже тысячи километров. В такой ситуации действительно гораздо проще заниматься переименовыванием несуществующих ракет, чем создавать новые. «Лента.ру» рассказывает о западных космических стартапах, которые уже сегодня меняют мировую космонавтику.
Американская SpaceX располагает тяжелой (Falcon 9) и сверхтяжелой (Falcon Heavy) ракетами, а также грузовым космическим кораблем Dragon. В возглавляемой Илоном Маском компании работают над пилотируемым космическим кораблем Crew Dragon, транспортной космической системой Big Falcon Rocket (BFR) и спутниковой системой глобального интернета Starlink. Благодаря использованию многоразовых технологий (первая ступень Falcon 9 может запускаться до десяти раз) и организации производства SpaceX заняла ведущее положение на международном рынке пусков коммерческих космических аппаратов. В настоящее время из 80 пусков Falcon 9 только два были неудачными. Своей главной задачей Маск видит отправку человека на Марс и колонизацию Красной планеты.
Американская Blue Origin в перспективе может стать основным конкурентом SpaceX. В компании, возглавляемой одним из богатейших людей планеты Джеффом Безосом, работают над суборбитальной туристической системой New Shepard, тяжелой ракетой New Glenn, посадочным модулем Blue Moon и ракетными двигателями BE-4 и BE-7. Как и в SpaceX, в Blue Origin активно используют многоразовые технологии. Первый полет New Shepard с человеком должен состояться в 2020 году. Первый старт New Glenn — в 2021 году. Конечной целью Blue Origin Безос видит создание инфраструктуры для освоения небесных тел Солнечной системы, прежде всего — Луны и Марса.
Американская Rocket Lab располагает сверхлегкой двухступенчатой ракетой Electron, двигатель которой Rutherford создается на трехмерном принтере. Запуски спутников формата CubeSat производятся со стартовой площадки в Новой Зеландии, которая считается первым в мире по-настоящему частным космодромом. В 2020 году должны начаться старты с Центра полетов Уоллопс в Вирджинии (США). Из 11 пусков Electron только один (первый тестовый) оказался неудачным. Rocket Lab не испытывает недостатка в клиентах, среди которых Военно-воздушные силы (ВВС) США. Начиная со второй половины 2020 года компания планирует запускать Electron каждые две недели.
Американская Virgin Orbit, подобно Rocket Lab, предоставляет услуги по выведению малых космических аппаратов ракетой воздушного старта LauncherOne, переносимой самолетом Cosmic Girl (переоборудованный Boeing 747-400). Однако если вторая компания способна на низкую околоземную орбиту доставлять 150 килограммов за пять миллионов долларов, то первая — примерно полтонны за десять миллионов долларов. Преимуществом LauncherOne в Virgin Orbit называют возможность проведения пуска вне зависимости от места и погоды, а также разнообразие предлагаемых типов спутниковых орбит. Первые летные испытания ракеты, ранее неоднократно переносившиеся, запланированы на 2020 год. Впоследствии в Virgin Orbit надеются ежегодно проводить 24 пуска LauncherOne.
Американская Astra работает над носителем Rocket, который, как заявляют в компании, должен стать самой простой и технологичной ракетой в мире, а потому и самой дешевой. В Astra уверены, что данная задача будет решена, когда надежность пусков носителя достигнет 95 процентов при цене старта примерно один миллион долларов. В настоящее время стоимость пуска Rocket, рассчитанного на выведение около 150 килограммов, оценивается в 2,5 миллиона долларов. Любопытно, но в Astra считают экономически нецелесообразным использование для производства ракетных комплектующих трехмерной печати. Летные испытания Rocket должны продолжиться в текущем году на стартовом комплексе Кадьяк на Аляске (США).
Британская Skyrora планирует предлагать услуги выведения малых аппаратов ракетами Skyrora 1 и Skyrora XL. Полет первого носителя, способного выводить на высоту 90 километров 100 килограммов, намечен на 2020 год. Полет второй ракеты, рассчитанной на запуск на высоту 500 километров около 400 килограммов, запланирован на 2021 год. Исследовательский центр Skyrora расположен в Днепре (Украина), а пусковая площадка — в Шотландии (Великобритания).
Созданная при участии сооснователя Microsoft Пола Аллена американская Stratolaunch располагает самым большим по размаху крыла и длине самолетом в мире, изначально предназначенным для запуска ракет космического назначения. После смерти Аллена планы Stratolaunch поменялись: в компании отказались от разработки собственной ракеты воздушного старта и решили использовать самолет для испытаний гиперзвуковых технологий в интересах Пентагона и его подрядчиков.
Калифорнийский стартап SpinLaunch предлагает для запуска полезной нагрузки в космос использовать электромагнитную катапульту — ракету с полезной нагрузкой предлагается в течение часа разгонять до скорости 4800 километров в час в вакуумной центрифуге, которая по размерам сопоставима с футбольным полем. В компании уверены, что способны создать альтернативу средствам выведения, использующим химические источники энергии, которые позволят на порядок снизить стоимость пусковых услуг. Первые испытательные пуски SpinLaunch намечены на зиму 2020 года с полигона в Нью-Мексико (США). В SpinLaunch заявляют, что катапульта способна запускать в сутки по пять ракет с малыми спутниками. Каждый старт обойдется всего в 500 тысяч долларов.
Калифорнийская компания Relativity Space для производства ракетных комплектующих использует крупнейший в мире трехмерный принтер для печати металлических деталей. В компании работают над легкими носителями Aeon 1 и Terran 1, последний из которых способен выводить около 1200 килограммов на высоту 200 километров. Испытательный полет Terran 1 запланирован на 2020 год. В 2021 году в компании хотят приступить к коммерческим стартам с пусковой площадки базы ВВС на мысе Канаверал во Флориде (США).
Техасский стартап Firefly Aerospace планирует при помощи легкой ракеты Alpha с двигателями Reaver-1 и Lightning-1 за примерно 15 миллионов долларов выводить на низкую околоземную орбиту полезную нагрузку массой около тонны. Пусковые площадки расположены в Калифорнии и Флориде (США). Подобно Skyrora, в опытно-конструкторских работах Firefly Aerospace принимают участие днепровские инженеры, располагающие самым крупным в Украине трехмерным принтером для печати металлических деталей. Ракета компании пока не готова — стендовые испытания ступени Alpha в январе 2020 года завершились пожаром.