В Германии подошел к концу 70-й Берлинский фестиваль: юбилейный киносмотр прошел практически без серьезных скандалов, но и не предъявил безусловных, очевидных шедевров — несмотря на присутствие в его программе проекта Ильи Хржановского «Дау», безостановочно генерирующего как провокации, так и слова о революции в кино. Впрочем, ему нашлось место и среди призеров основного конкурса по мнению жюри во главе с актером Джереми Айронсом. Подробнее о лауреатах Берлинале — в материале «Ленты.ру».
Выбор лучшего фильма в основном конкурсе крупного фестиваля всегда воспринимается как демонстрация той или иной позиции жюри (в этом году в него, кроме Джереми Айронса, входили, например, бразильский режиссер Клебер Мендонса Фильо, французская актриса Беренис Бежо и американский режиссер и драматург Кеннет Лонерган) — проще говоря, как высказывание того или иного характера. У Айронса и коллег была возможность сделать высказывание на тему кино как искусства — наградив либо экспериментальную, смотрящую из недавнего прошлого кино в его возможное будущее, бессловесную драму Цай Минляна «Дни», либо несколько архаичный в своей монументальности, но беспрецедентный по своему модернистскому размаху проект Ильи Хржановского «Дау» в лице одного из его фильмов «Дау. Наташа». Жюри, впрочем, предпочло сделать высказывание политическое — солидаризировавшись с иранским режиссером Мохаммадом Расулофом, который из-за ареста на родине не смог представить на фестивале свою страстную, размашистую, пусть и откровенно конвенциональную по постановке отповедь репрессивной власти, подавляющей общество посредством механизма смертной казни.
В контексте гендерных войн, сотрясающих современный мир в целом и индустрию медиа и развлечений в частности, вполне актуальным высказыванием в поддержку правильной репрезентации женских проблем могло бы выглядеть и награждение вторым по значению призом Берлинале драмы американки Элизы Хиттман «Никогда, редко, иногда, всегда» — рассказывающей о долгой и сложной поездке беременной старшеклассницы из Пенсильвании в нью-йоркский абортарий (где, в отличие от родного штата, ей не понадобится разрешение родителей на операцию). К счастью, фильм Хиттман, спокойный и вдумчивый, не избегающий горячих тем вроде домашнего насилия и принуждения к сексу, но предпочитающий истерике почти тактильное по уровню близости сопереживание своей юной героине, заслуживает похвал и призов и вне любой повестки.
Награждение призом за лучшую режиссуру одного из двух азиатских режиссеров основного конкурса, чей статус живых классиков кинематографа незыблем даже без всяких фестивальных наград (второй — вышеупомянутый Цай Минлян), кажется, наверное, самым заслуженным и бесспорным среди всех решений жюри Берлинале. Хон Сан-су в «Женщине, которая убежала» и правда дает мастер-класс эффективной режиссуры — обходясь абсолютным минимумом средств выразительности, полагаясь исключительно на диалоги, простейшие визуальные приемы и эллиптическую структуру, кореец достигает в этой истории трех встреч одной сеульской женщины со старыми подругами максимальных сочувствия, глубины и мудрости. А еще юмора — один кадр с лениво взирающим за людской ссорой котом стоит иных режиссерских карьер.
Подробнее прочитать о фильме «Женщина, которая убежала» можно здесь
Немка Паула Беер, несколько лет назад за роль во «Франце» Франсуа Озона удостоившаяся на фестивале в Венеции приза Марчелло Мастроянни, который присуждают лучшим молодым актерским талантам, теперь, судя по всему, превращается в полноценную большую звезду европейского кино. Во всяком случае противоречивая, временами почти магически неотразимая, временами феерически наивная современная сказка Кристиана Петцольда о любви в большом городе «Ундина» во многом на харизме и впечатляющем экранном присутствии Беер и держится. Это, впрочем, не отменяет того факта, что в конкурсе Берлинале-2020 был и образец как куда более тонкой, оперирующей полутонами женской актерской работы (Ким Мин-хи в «Женщине, которая убежала»), так и, напротив, акт впечатляющего человеческого самопожертвования, да еще и совершенный непрофессиональной артисткой (Наталья Бережная в «Дау. Наташа»).
Вообще, в том, что касается актерских работ жюри Джереми Айронса вообще предпочло выделить эффектные в классическом смысле слова перформансы — если Беер в основном полагается на силу своего природного магнетизма, то Элио Джермано, получивший приз лучшему актеру за роль художника-примитивиста Антонио Лигабуэ, впечатляет прежде всего эффектным перевоплощением. Это классический пример того, как внешне красивый актер изображает персонажа, не только страдающего от душевного нездоровья, но и физически непривлекательного — сколь бы убедительно Джермано это ни делал, но в самой идее такого лицедейства есть что-то глубоко несимпатичное. Возможно, проблема и вовсе не в Джермано как таковом, а в лишенной воображения режиссуре итальянца Джорджо Диритти.
Наверное, самое парадоксальное из всех решений жюри Берлинале (в которых в остальном можно увидеть пусть и не всегда беспроигрышную, но все-таки понятную логику) — награждение «Плохих сказок» братьев Д'Инноченцо именно призом за лучший сценарий. Нет, не то, чтобы эта по-своему бойкая и иногда обаятельно язвительная история одного насыщенного лета в пригородном районе Рима глазами населяющих его тинейджеров и их родителей вовсе не заслуживала никаких наград — в достоинства «Плохих сказок» входит довольно гипнотический визуальный ряд, без стыда и расшаркиваний, например, иллюстрирующий пробуждение подростковой сексуальности. Но вот конкретно сценарий этой картины кажется ее самым слабым, наименее додуманным до конца звеном — и это при наличии в конкурсе Берлинале ухитряющейся вложить в полтора часа экранного времени все учение Юнга «Сибири» Абеля Феррары.
Хайп вокруг «Дау» на Берлинале (особенно, конечно, среди русскоязычной части публики) был таковым, что внятной позиции насчет спорного проекта Хржановского от жюри ждали не только фанаты, но и ненавистники. Что ж, Джереми Айронс вместе с коллегами предпочли максимально компромиссное решение — возносить Хржановского (и весь шлейф ассоциаций, тянущихся за его долгостроем от ломки шаблонов кинопроизводства до обвинений в абьюзе) на пьедестал не стали, но и совсем вниманием его работу тоже не обошли. Характерно, что награду за «Дау» получил именно Юрген Юргенс, право отснять 700 часов сколь угодно провокационного материала в компании российского самопровозглашенного визионера давно заслуживший сотрудничеством с Фассбиндером и Вендерсом.
Прочитать о фильме «Дау. Наташа» подробнее можно здесь
Наконец, самая смехотворная призовая история Берлинале-2020 связана с наградой, которая на протяжении десятилетий носила имя видного немецкого функционера от кино и одного из отцов фестиваля Альфреда Бауэра. Незадолго до старта киносмотра в биографии давно покойного Бауэра вскрылись факты не только членства в НСДАП, но и активной и даже самоотверженной работы в геббельсовском министерстве пропаганды — так что приз имени Бауэра поспешно был переименован в юбилейного «Серебряного медведя» (вопрос о том, почему вопросы к прошлому основателя Берлинале возникли только сейчас, остается открытым). Комичным в таком контексте кажется название лауреата несчастной награды — приз, которому удалили историю, получила картина «Удалить историю». Впрочем, более чем заслуженно — французы Делепин и Керверн издеваются и над Францией эпохи «желтых жилетов», и над безумием современного мира так искрометно, что многие и вовсе считают эту ленту лучшей в основном конкурсе.