Один из самых влиятельных политиков Украины, глава МВД Арсен Аваков предрек стране голод при условии, если власти не справятся с последствиями пандемии коронавируса. Мир постепенно погружается в кризис, государства выделяют колоссальные средства для спасения своих экономик, но Украина оказалась совершенно не готова к такому испытанию. Огромные внешние долги и значительные социальные обязательства, слабость национальной валюты и закрытие внешних рынков, обнищание населения и рост социальной напряженности — эти проблемы и без всякой пандемии вынудили президента распустить правительство. Где новому кабинету министров искать ресурсы для борьбы с новой напастью — можно только гадать. «Лента.ру» разбиралась, сможет ли команда Зеленского спасти Украину.
«Будем честны — большинство людей на Украине живут, не имея существенных финансовых накоплений. Пройдет месяц, и у людей не хватит денег, чтобы содержать семью, не хватит на еду и лекарства», — совершенно неоптимистично охарактеризовал Арсен Аваков перспективы развития ситуации в стране, закрытой на карантин из-за пандемии коронавируса.
Социально-экономическая ситуация на Украине, и без того крайне сложная в последние годы, сейчас рискует привести к дефолту. Деловая активность и производство в мире стремительно сокращаются, внешние рынки закрываются, что совокупно становится смертельно опасным для ориентированной на экспорт экономики Украины. Вдобавок от внешнего мира закрывается Европейский союз, где работали миллионы украинцев.
И если США в разгар кризиса и обвала бирж могут позволить себе выделить до двух триллионов долларов на стимулирование национальной экономики, то для одной из самых бедных стран Европы такой сценарий невозможен. Ключевым экономическим вызовом для Украины является обслуживание колоссального внешнего долга, который в настоящее время в два раза превышает доходную часть бюджета. Только в этом году стране необходимо погасить долгов более чем на 15 миллиардов долларов. Или же потратить 37 процентов доходов казны.
Поскольку собственных ресурсов стране не хватает, в бюджете на 2020 год заложена необходимость дополнительных заимствований на «скромные» 12 миллиардов долларов. Но необходимо учитывать, что эти цифры закладывались в бюджет осенью прошлого года, исходя из актуальных на тот момент расчетов. С тех пор мир кардинально изменила пандемия. На 20 процентов рухнул курс гривны, снизились таможенные и налоговые поступления, а потому реально необходимый объем внешних заимствований, скорее всего, будет намного больше ранее сформулированных ожиданий.
Украина традиционно располагает очень скудным набором вариантов спасения от финансово-экономического кризиса. Президент Владимир Зеленский 22 марта обратился к Международному валютному фонду (МВФ) с просьбой увеличить размер предоставляемого стране кредита. СМИ со ссылкой на источники пишут, что Киев намерен запросить у МВФ увеличения размера финансовой поддержки по предварительно согласованной программе с 5,5 до 10 миллиардов долларов.
Однако, как ранее заявили в Фонде, нуждающиеся в средствах для борьбы с коронавирусом страны могут воспользоваться механизмом ускоренного кредитования (Rapid Credit Facility, RCF) и инструментом быстрого финансирования (Rapid Financing Instrument, RFI) в общем порядке. Глава миссии МВФ на Украине лишь словами выразила поддержку, но так и не сказала ничего точного относительно выделения дополнительной помощи стране.
На этом фоне проводники интересов олигарха Игоря Коломойского и глава МВД Аваков, в последний год являющиеся ситуативными союзниками, выдвигают довольно радикальные планы по спасению национальной экономики.
Так, министр внутренних дел предложил увеличить дефицит бюджета с нынешних трех до более чем десяти миллиардов долларов и при этом провести реструктуризацию внешних долгов. А депутат от правящей партии «Слуга народа» из группы Коломойского Александр Дубинский и вовсе предложил остановить выплаты по внешним долгам, фактически отказавшись от сотрудничества с МВФ и объявив дефолт.
В условиях продолжающегося конфликта в Донбассе и возможного прекращения финансирования из-за рубежа эти идеи звучат как предложение просто взять и напечатать без всяких оснований 200 миллиардов гривен. Однако, если США могут залить деньгами экономику просто потому, что именно они и печатают доллары, то для Украины такая стратегия, скорее всего, приведет лишь к новому витку инфляции и не поможет оперативно нарастить внутренний спрос и деловую активность. Теоретически Украина могла бы действовать иными путями. Например, сократить расходы на оборонку и предоставить льготы бизнесу. Но этого не будет.
Например, на прошлой неделе Верховная Рада проголосовала за отмену единого социального взноса с каждого наемного сотрудника для предпринимателей на два месяца. Звучит многообещающе, но на практике в карманах малого и среднего бизнеса в результате такой поддержки останется всего лишь по две тысячи гривен (около пяти тысяч рублей) с каждого такого работника.
Министерство социальной политики уже анонсировало выделение дополнительных 300 гривен (примерно 800 рублей) для неимущих граждан, получающих субсидии по ЖКХ. Учитывая, что прожиточный минимум в стране составляет чуть более двух тысяч гривен, а цена кубометра газа выросла до 5,8 гривны, очевидно, что сумма мизерная. Ведь украинцы с этого года должны платить за газ по рыночным ценам после того, как власти отменили сниженные тарифы по требованию МВФ как «экономически необоснованные».
В условиях общего спада в экономике и замораживании деловой активности подобные меры вряд ли смогут существенно поддержать благосостояние украинцев. На кризис уже среагировали супермаркеты: повышают цены на продукты питания по отдельным категориям товаров более чем в два раза и ограничивают продажи товаров в одни руки. Также власти ограничили работу общественного транспорта и транспортное сообщение между городами. Как следствие, маятниковая трудовая миграция украинцев, утром едущих на работу в город, вечером — домой в пригороды и села, более невозможна или затруднена до крайности. Если правительство в кратчайшие сроки не предпримет решительных действий, Украине грозит полномасштабный социальный бунт.
Последствия пандемии коронавируса для экономики Украины невозможно в полной мере оценить без представления о структуре внешней торговли страны. Основными партнерами Киева в этой сфере являются Китай, Россия и Европа. При этом Евросоюз, борясь с коронавирусом, активно огораживается от остального мира, а в КНР уже наблюдается спад экономики, последовавший за вспышкой эпидемии.
Учитывая, что основными рынками Китая являются Европа и США, условия для восстановления производства у него появятся нескоро. А значит, спрос на украинские ресурсы аналогично как минимум до конца года будет много ниже показателей 2019 года. При этом цены на основные украинские экспортные ресурсы — зерно и металл — падают, товарный индекс Bloomberg, который рассчитывается на основе движения цен на товарные фьючерсы, достиг минимума с 1987 года.
По данным украинского Госстата, в товарной структуре экспорта, а следовательно, и валютных поступлений в страну, продукция сельского хозяйства составляет 38 процентов, а черные металлы — 20 процентов. Если почти две трети внешней торговли Украины завязаны на падающие в цене ресурсы, то уже в самом скором времени страна столкнется с дефицитом валюты, что создаст трудности в обслуживании внешнего долга. Также это приведет к существенному снижению налоговых поступлений в бюджет от аграриев и металлургов.
Помимо спада официальной экономики, Украине грозит и спад экономики теневой. По словам бывшего министра социальной политики Андрея Ревы, валютные поступления от миллионов украинцев, работавших за рубежом, составляли весомую долю в структуре валютных поступлений в страну, поддерживали внутренний спрос, вливали валюту в экономику и снижали нагрузку на объекты социальной инфраструктуры.
С началом кризиса в Европе и России украинские гастарбайтеры существенно потеряют в доходах, многие и вовсе лишатся работы, а значит, во-первых, поток теневой валюты в страну снизится, во-вторых, сами гастарбайтеры начнут возвращаться в страну. Что в свою очередь не только увеличит нагрузку на инфраструктуру, но и создаст условия для роста социальной напряженности из-за отсутствия рабочих мест.
Необходимо также учитывать, что весомую долю в структуре украинской внешней торговли де-факто составляет контрабанда. С Украины в Европу идет поток дешевых сигарет, страна служит одним из мест перевалки контрафакта из Китая. В свою очередь, из Европы на Украину челноки доставляют продукты питания, одежду, электронику. В условиях спада деловой активности во всем мире и ужесточения контроля на границах, весомая доля теневой украинской экономики окажется под ударом. А с ней пошатнется не только положение обычных украинцев, зарабатывающих на перевозке товаров из Европы на Украину. Пошатнется также и положение кланов чиновников и силовиков, взымающих с теневых потоков свою коррупционную ренту.
В условиях закрытия внешних рынков, спада деловой активности и снижения валютных поступлений, правительство Зеленского окажется под ударом сразу с трех сторон. С одной стороны, на Украину будет давить МВФ и коллективный Запад, требуя выполнения своих долговых обязательств, с другой — миллионы простых украинцев или окажутся на улице, или существенно потеряют в своих доходах. И наконец, олигархические кланы и группы силовиков наверняка усилят борьбу за передел сфер влияния.
И нельзя не заметить, что в похожих условиях в 2013 году на Украине случился Евромайдан. Пусть нынешний кризис носит глобальный характер и не связан прямо с действиями Зеленского и его команды, но и простые украинцы, и силовики, и крупный бизнес могут выставить власти счет за неэффективное управление страной. Ведь все перечисленные проблемы терзают Украину не первый год. И кто знает, окажется ли Зеленскому этот выставленный счет «по средствам».